Могильщики «автогражданки»

В новогодье автомобильное сооб-щество вынуждено активно заниматься оформлением полисов обязательного автострахования. Чаяния некоторых представителей моторизованного населения не оправдались — ОСАГО никто не отменил. Маховик аппарата по честному отъему денег у автовладельцев запущен и скоро выйдет на проектную мощность.

В новогодье автомобильное сооб-щество вынуждено активно заниматься оформлением полисов обязательного автострахования. Чаяния некоторых представителей моторизованного населения не оправдались — ОСАГО никто не отменил. Маховик аппарата по честному отъему денег у автовладельцев запущен и скоро выйдет на проектную мощность.


Однако ярым противникам “обязаловки” не стоит отчаиваться, подмога может прийти не от каких-то политических сил или властных структур, а... от жуликов. Именно они в скором времени организуют настоящую атаку на ОСАГО. Выдержит ли “обязаловка” натиск аферистов?

В некоторых странах Восточной Европы и СНГ, где обязательное страхование заработало раньше, чем в России, сама жизнь расставила все точки над “i”. Например, в Украине из-за действий мошенников “автогражданка” практически полностью умерла. Сначала появились поддельные полисы, аферисты запустили их в нелегальный оборот по символической цене. Это был пробный шар.

Фальшак народ раскупил в одно мгновение. Впрочем, надо отдать должное украинским дорожным полицейским: они все-таки худо-бедно научились выявлять подделки, и спрос на липовые документы упал. Страховые компании вздохнули с облегчением, первая атака аферистов была отбита.

Но, учтя ошибки, жулики пошли другим путем. Они перестали торговать подделками, выбросив в свободную продажу настоящие, абсолютно оригинальные бланки страховых полисов. Причем в 3—4 раза дешевле, чем у страховщиков. То обстоятельство, что бумажки эти никаким денежным обеспечением не обладали, покупателей нисколько не волновало. Главное, заплатив в несколько раз меньше, они теперь спокойно могли со своими автомобилями проходить ТО, процедуры регистрации и учета, да и на дороге с инспекторами не возникало конфликтов.

Когда украинские гаишники сообразили, что не могут реально отличить официально полученные полисы от приобретенных нелегально, то потеряли к “автогражданке” всякий интерес и прекратили проводить проверки. На что народ незамедлительно отреагировал и перестал страховать машины как официально, так и неофициально. Налицо крах всей затеи с обязательным автострахованием. В России представители страховых компаний прекрасно понимают, что у нас есть все шансы повторить украинский опыт. В первую очередь российские страховщики стараются поставить заслон распространению явных подделок. Во все подразделения ГИБДД разосланы плакаты “Остерегайтесь подделок”, на которых в доходчивой форме дан алгоритм вычисления фальшивок по 4-м степеням защиты оригинальных полисов ОСАГО.

Между тем понятно, что проводить экспертизу каждого полиса ГИБДД не в силах. И если дойдет дело до распознавания фальшивок экстра-класса, гаишники окажутся в проигрыше. Но наплыва липовых полисов высшей пробы страховщики боятся меньше всего. Наладить крупномасштабное производство качественной фальшивки — слишком трудоемкая операция, требующая крупных начальных капиталовложений. Аферисты же народ прагматичный — им печатать фальшивые доллары куда выгоднее.

По мнению страховщиков, основная опасность таится не в подделках, а в оригиналах. Напечатали их уже более чем достаточно, а соответствующий контроль за распространением так и не наладили. По некоторым данным, сегодня более 10% всех выданных полисов автовладельцы купили у мошенников. Эти полисы настоящие, но числятся в нерадивых страховых компаниях как утерянные или испорченные, то есть не имеют юридической силы.

Как ни странно, но основными распространителями таких “бумажных полисов” являются сами страховщики и их агенты. Схема получения прибыли проста: при базовой цене страховки в среднем в 60 долларов чистый бланк полиса стоит всего 3 доллара, нелегально перепродать его можно за 20—30 долларов. Итого: чистой прибыли 17—27 “зеленых”. К тому же не надо нести ответственности по возмещению ущерба. Ну а правоохранительные органы отдыхают: поймать мошенников за руку у них нет никакой возможности, ведь единой базы по выданным полисам в природе нет и ближайшем будущем вряд ли появится. Ее наличие страховым компаниям крайне невыгодно.

По мнению специалистов, незамысловатым бизнесом по нелегальной торговле “автогражданкой” промышляют не только рядовые сотрудники, но и генеральные директора. Во всяком случае, без их ведома списать в счет испорченных или утраченных множество чистых бланков полисов практически невозможно. Вывод: страховщики в погоне за длинным рублем готовы сами стать могильщиками ОСАГО. А народ (чего греха таить) готов их в этом поддержать. Без спроса заманчивые предложения не появляются.