Дешевле не будет

Помимо похмелья новый год принес нам массу неприятностей. Мало того что ваше авто стало старше на год со всеми вытекающими последствиями, так еще и власти подлили, что называется, масла в огонь. За езду без полиса ОСАГО уже штрафуют, отсутствие “лобовичка” техосмотра вскорости выльется в снятие номеров, а неаккуратная парковка опять приведет к эвакуации. Пожалуй, единственным событием со знаком плюс в этом году стала отмена пятипроцентного налога с продаж.

Помимо похмелья новый год принес нам массу неприятностей. Мало того что ваше авто стало старше на год со всеми вытекающими последствиями, так еще и власти подлили, что называется, масла в огонь. За езду без полиса ОСАГО уже штрафуют, отсутствие “лобовичка” техосмотра вскорости выльется в снятие номеров, а неаккуратная парковка опять приведет к эвакуации. Пожалуй, единственным событием со знаком плюс в этом году стала отмена пятипроцентного налога с продаж.

Напомним, что пятипроцентный налог был введен сразу после кризиса 1998-го и рассматривался исключительно как временная мера, направленная на экстренную поддержку региональных и местных бюджетов за счет потребителей. Только в 2002 году покупатели товаров и услуг через посредничество продавцов перевели в местные бюджеты более 50 миллиардов рублей. Кстати, задумка была взимать этот налог с продавцов. А они, в свою очередь, не желая мириться с непредвиденными расходами, “возложили” его на нас с вами. Таким образом, пятипроцентный налог прочно вошел в стоимость товаров вплоть до

1 января 2004 года. После его отмены товары, по идее, должны подешеветь. Во всяком случае, представители крупнейших столичных розничных сетей обещали министру финансов России Алексею Кудрину, что в случае отмены пресловутого пятипроцентного налога с продаж непременно понизят цены на товары. В нашей исторической справке необходимо отметить и то, что особенностью налога с продаж в России являлось его удивительное сосуществование с налогом на добавленную стоимость (чего нет ни в одной стране Европы и США). Что являлось экономическим “чудом” в самом нехорошем смысле этого слова. Впрочем, вернемся от вещей отвлеченных к нашим “баранам”.

Итак, следуя неумолимой логике экономических формул, можно предположить, что если этот налог отменен, то при покупке какой-либо вещи, например автомобиля, цена этой машины должна стать на пять процентов ниже. Желая хоть как-то обнадежить автомобилистов, “МКмобиль” решил выяснить: станут ли новые авто в московских автосалонах дешевле? Однако, забегая вперед, мы вынуждены признать, что просто сели “в лужу”, обнаружив полное незнание существующих реалий. Мы наивно надеялись прижать “хвосты” продавцам автомобилей, задав им коварный вопрос о пятипроцентном снижении розничных цен. Между тем все “хвосты” оказались уже давно и аккуратно спрятаны. Выяснилось, что внушительные суммы на ценниках в автосалонах, торгующих новыми иномарками, никогда и не включали в себя пятипроцентный налог! Оказывается, уже давно существуют вполне законные способы уходить от уплаты местечковой подати, которыми и пользовались продавцы. Дело в том, что практически во всех автосалонах оплата покупок происходит через кассу одного из банков, работающего вместе с продавцом. Для покупателя открывается специальный счет, на который он вносит плату за выбранный автомобиль, а затем из банка эти деньги перечисляются фирме-продавцу. Поскольку пятипроцентный налог при безналичных расчетах не взимался, то и местные бюджеты в данном случае оставались “с носом”. Примерно по такой схеме работали такие компании, как “Панавто” — официальный дилер “Mercedes” или ООО “СП Бизнес Кар” — один из лидеров официальных продаж Toyota и Lexus. Оно и понятно: делая дорогостоящую покупку, пожалуй, ни один покупатель не захочет за здорово живешь отдавать несколько тысяч условных, но все же единиц государству.

Неудивительно, что с отечественными автомобилями складывалась примерно такая же история. Все расчеты производились через банк. Это нам подтвердил член правления группы компаний “Автомир” Сергей Алексейчук. Для компании, годовой оборот которой составляет порядка $400 млн., пять процентов — сумма огромная. А если переводить ее на потребителя, как это сделали большинство розничных торговцев, то это наверняка привело бы к сокращению доли рынка.

Одним словом, и здесь порадовать автомобилистов мы не смогли. Машины дешевле не стали, скорее наоборот (доллар-то падает). Остается надеяться, что хотя бы счета за техническое обслуживание автомобилей в техцентрах и автосервисах станут “легче” на пять пресловутых процентов.