Автовазу назло

За последнее время наши правители сделали все возможное, чтобы ограничить ввоз иностранных автомобилей в Россию. Подобные реформы привели к тому, что цены даже на очень старые иномарки взлетели до заоблачных высот. Тем не менее торговые площадки на авторынках не пустеют. Что же происходит? И чего нам ждать в будущем? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Владимира ЖИДКОВА ответил зам. гендиректора Мытищинского авторынка Анатолий СЛАВНОВ.

За последнее время наши правители сделали все возможное, чтобы ограничить ввоз иностранных (в первую очередь — подержанных) автомобилей в Россию. Подобные реформы привели к тому, что цены даже на очень старые иномарки взлетели до заоблачных высот. Тем не менее торговые площадки на авторынках не пустеют, мало того, и покупателей меньше не становится. Что же происходит? И чего нам ждать в будущем? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Владимира ЖИДКОВА ответил заместитель генерального директора Мытищинского авторынка Анатолий СЛАВНОВ.


ДОСЬЕ

СЛАВНОВ Анатолий Анатольевич.

Автомобилями увлекался с детства и в итоге пришел в автомобильный бизнес. В 1990 году окончил Автомобильно-дорожный техникум. В системе продаж и обслуживания автомобилей с 1992 года. С 1994 года — мастер сервисного центра “Строгино-Лада”. С 1997 года — менеджер по продажам автомобилей ВАЗ в одной из торговых компаний, а в 1999 году стал заместителем генерального директора этой компании. С декабря 2002 года — заместитель генерального директора Мытищинского авторынка.


— Как вы оцениваете положение, сложившееся сегодня на вторичном рынке?

— Если говорить о ситуации в целом, то сейчас наблюдается некоторое затишье, и тому есть несколько причин. Основной из них, конечно же, стало очередное повышение таможенных пошлин, остальные — следствие этой реформы. Дело в том, что как только становилось известно о планах правительства, касающихся ввоза иномарок, вторичный рынок тут же реагировал всплеском покупательской активности, перераставшим в самый настоящий ажиотаж, который продолжался до часа “Х”. Затем следовал “мертвый” сезон, а потом все постепенно возвращалось на круги своя. Точно так же происходит и сейчас: как только стало известно о последнем повышении, продажи увеличились раза в два-три. Поэтому все, кто хотел приобрести машины до конца прошлого года, это сделали летом, после чего рынок “встал” в буквальном смысле этого слова. Кроме того, не стоит забывать про обычный сезонный спад, приходящийся на конец осени и зиму, так что весной продажи снова выйдут на прежний уровень.

Кстати, повышение таможенных пошлин привело к еще одному изменению: если раньше на торговых площадках преобладали авто, привезенные из-за рубежа, то на сегодняшний день стоимость этих машин для некоторого числа покупателей стала слишком высока. Поэтому они стали обращать внимание на автомобили с внутреннего рынка, то есть на более дешевые новые и подержанные машины российского производства и иномарки, уже эксплуатировавшиеся в нашей стране. Естественно, это потребовало адекватной реакции и со стороны продавцов, быстро перестроившихся под покупателя.

— То есть стало больше старых машин?

— Да, по крайней мере на нашем рынке на данный момент появились машины, уже походившие по России, но их не так много.

Средний класс набирает вес

— Какие авто сегодня ввозят? Ведь несмотря на то, что все таможенные повышения были направлены на ограничение импорта, ваша площадка забита импортными автомобилями практически до отказа, значит, спрос все-таки есть.

— Спрос есть, и он растет. Самыми ходовыми авто на сегодняшний день являются машины в ценовом диапазоне от 10 до 15 тысяч долларов, то есть недорогие авто для среднего класса. Вторая популярная группа, пользующаяся устойчивым спросом, — дорогие и престижные иномарки (преимущественно внедорожники), стоимость которых превышает 25 тысяч все тех же “вечнозеленых”. В принципе основная проблема заключается в том, что автомобили такого класса, что привозят из-за границы, у нас в стране не выпускаются. Кто у нас сейчас их производит? “Автотор” в Калининграде и “Ford” во Всеволожске — это мизер на всю нашу страну, но потребность в них не только есть, она еще и увеличивается. Последняя, самая дешевая ниша занята отечественными автомобилями. Да, они хороши. Они хороши для нашего рынка, во-первых, по своей цене, а во-вторых, из-за относительно недорогого обслуживания. А такие авто, как “Ока”, например, вообще вне конкуренции. Она не только экономична, но и очень дешева по своей первоначальной стоимости. Сам я, например, езжу на “Жигулях”, и меня эта машина устраивает одним — очень недорогим обслуживанием. Но комфорт любой отечественной машины не сравнить с удобством даже сильно подержанной иномарки. Кроме того, стоимость запчастей для импортных машин с каждым днем снижается, и довольно-таки прилично, так что и их обслуживание постепенно дешевеет (кстати, продукция того же ВАЗа при этом постоянно дорожает). Поэтому люди, предпочитающие получить нормальный автомобиль за доступные для них деньги, либо покупают новую недорогую машину иностранного производства, либо идут на вторичный рынок, приобретают трехлетку и, вложив в нее некоторую сумму, получают желаемое.

— Есть ли у российских автомобилистов какие-то определенные предпочтения?

— Здесь, в общем-то, все традиционно. Среди дорогих машин большой популярностью продолжают пользоваться внедорожники за 25—30 тысяч долларов. Самыми продаваемыми в этом сегменте были и остаются Land Cruiser 100. Они уходят очень быстро, буквально в течение нескольких дней, причем это касается даже “нафаршированных” версий. Например, сейчас на торговой площадке нашего рынка осталась всего одна такая машина, тогда как неделю назад их было около десяти. Неплохо продаются BMW X5, Mitsubishi Pajero Sport, а также второе поколение этого “японца”. Но при этом продать, казалось бы, такую раскрученную машину, как Mercedes ML, наоборот, довольно сложно. Несмотря на свой интересный внешний вид, этот автомобиль в плане надежности зарекомендовал себя далеко не с лучшей стороны, что, естественно, отталкивает покупателей. Также не пользуются спросом “паркетники” типа Honda CR-V, так как по своей стоимости они практически сравниваются с нормальными внедорожниками. В этой ценовой категории можно отметить престижные седаны бизнес-класса от “Audi”, BMW и “Mercedes”, всегда неплохо продававшиеся в нашей стране.

Во второй ценовой группе, где представлены недорогие иномарки стоимостью от 10 до 17 тысяч долларов, продается практически все, так что здесь проще сказать, что спросом не пользуется, например, это VW New Beetle — дай бог, чтобы за неделю была продана хотя бы одна такая машина. “Жуку” можно противопоставить Mitsubishi Carisma и Toyota Avensis. Несмотря на то что они очень популярны, на рынке их просто нет, по каким причинам — непонятно. В свою очередь, на рынке появилось много американских и японских машин, которые раньше воспринимались как экзотика, например, такие как Toyota Celica, причем как в привычном, так и в “праворульном” исполнении.

Прибалтийский излом

— Получается, что Европа сдает позиции основного поставщика подержанных иномарок для нашего рынка?

— Да, и в этом виновато укрепление евро. До первого повышения таможенных пошлин, случившегося полтора года назад, из Европы ввозилось порядка 80—85% всех продаваемых у нас подержанных иномарок. Остальные 15—20% занимали машины, пригнанные из Японии и США. Потом соотношение поменялось: количество “европейцев” снизилось до 65—70%, число “американцев” осталось примерно таким же, но при этом почти в два раза возросло количество “японцев”. Это вызвано тем, что в Стране восходящего солнца цены на автомобили ниже, чем в Европе или Америке, поэтому они стали более привлекательными как для перегонщиков и автосалонов, так и для покупателей, которые, несмотря на традиционно японский правый руль, довольно активно приобретали эти автомобили, предпочитая смириться с этим неудобством и отдавая свои деньги в основном за комфорт, так как японцы на нем не экономят. Кроме того, свою лепту внесла разница курсов тогда еще высокого доллара и слабого евро.

Когда евро пошел вверх, а доллар стал падать, ситуация в корне изменилась: машины из Европы стали значительно более дорогими, чем авто из Японии и Америки, поэтому-то “европейцев” на рынке осталось всего около 45—50%, примерно по 20% приходится на машины, привезенные из США и Японии. Кстати, из Штатов кроме традиционно американских машин стали гонять европейские авто. И где-то 10% рынка “отвоевали” себе автомобили, поездившие по России. Что интересно, у нас сейчас в продаже появилось много подержанных “Жигулей”.

— И их берут?

— Еще как! Видимо, это стало весьма доходным бизнесом. Люди приезжают и продают машины очень быстро, скорее всего, это связано уже с внутренним авторынком, то есть новые вазовские машины дорожают, и, естественно, растет популярность недорогих автомобилей отечественного производства в ценовом диапазоне до 3—4 тысяч долларов. Большой спрос на них наблюдается сегодня в примыкающих к столице областях, по крайней мере, покупателей оттуда стало намного больше.

Как бы не повторилась ситуация, сложившаяся несколько лет назад, когда новая отечественная машина по своей стоимости сравнялась с более-менее свежими иномарками. Кстати, самая дорогая вазовская модель ВАЗ-21113 в базовом варианте (заметьте, не тюнингованная версия, не эксклюзив, а самое обычное заводское исполнение) стоила порядка 7,5—8 тысяч долларов.

— То есть ВАЗ становится дорогой машиной?

— Можно и так сказать, если самая дорогая модель дойдет до 9 тысяч долларов, а самая дешевая — в свою очередь, до пяти, то это придется констатировать как факт. В общем-то, основная проблема продукции Волжского автозавода не столько в цене, сколько в качестве: как правило, уже через полгода езды в них скрипит все, что только может скрипеть, но это совершенно недопустимо даже для очень недорогой европейской машины. Поэтому, учитывая, что основным преимуществом отечественных авто всегда была их цена, то, если не предпринимать никаких шагов в сторону улучшения качества сборки и самих комплектующих, в конце концов, это приведет к катастрофе.

— Вернемся к иномаркам. После повышения таможенных пошлин для перегонщиков стали более привлекательными дешевые иномарки, и ни для кого не секрет, что основным их поставщиком на наш рынок является Прибалтика с ее теневым автопромом. Что вы скажете по этому поводу?

— Об иномарках из Прибалтики ходят легенды, причем и в прямом, и в переносном смысле слова, и, надо сказать, пресса играет в этом не последнюю роль: перед самым Новым годом на одном из центральных каналов была очень интересная передача — почему-то со ссылкой на Мытищинский авторынок. В ней говорилось, что чуть ли не все машины у нас битые, распиленные, собранные из четырех частей и тому подобное. На вторичном рынке появляются совершенно разные автомобили (в том числе и восстановленные после серьезных аварий), и выбирать их надо уметь. Но не стоит забывать, что любой более-менее грамотный человек просто так авто покупать не будет, а повезет его на диагностику, которая сразу же определит подобный “трансформер”. Конечно, машину можно сварить из четырех кусков, но сделать это так, чтобы нельзя было заметить при диагностике, — нереально.

Что же касается иномарок, побегавших по прибалтийским дорогам, а потом ввезенных в Россию, то здесь можно сказать следующее: в Латвию и Литву попадают разные автомобили — и плохие, и хорошие, кроме того, водители тоже попадаются разные. В принципе никто никому не мешает ввезти оттуда откровенный хлам, но при этом реализовать его здесь будет весьма проблематично. В остальном же прибалтийские иномарки не хуже и не лучше остальных.

— Тем не менее, много ли проблем с подобными машинами?

— Они, конечно, бывают, например, покупает человек за 3—4 тысячи долларов какую-нибудь Audi 1988 года выпуска, через некоторое время она у него ломается, и он приходит к нам предъявлять претензии. Встречный вопрос: что он хотел получить за эти деньги? Старая, дешевая и при этом беспроблемная иномарка — нонсенс. За эту сумму проще купить 3-летние “Жигули” — проблемы в принципе те же, но при этом вы получаете практически новый автомобиль. Каждое авто имеет свой запас прочности, поэтому очень старая машина не может иметь те же эксплуатационные качества, что и новая, причем от марки это в большинстве случаев не зависит. По поводу очень дешевых иномарок стоит заметить — определенный автомобиль определенной марки и года выпуска имеет определенную цену, ниже которой он стоить не может, и это правило рынка. Но российский менталитет диктует свои условия: если у всех авто стоит, скажем, 10 тысяч, а у кого-то одного — 8, то все в первую очередь идут к нему, совершенно не задумываясь о том, почему товар продается по демпинговой цене. Конечно, можно предположить, что человеку необходимо срочно эту машину реализовать, так как ему нужны деньги, но такие экземпляры обычно уходят очень быстро. В остальных же случаях, покупая подобную машину, надо быть готовым к любым сюрпризам.

— То есть гарантий нет никаких...

— Основная и самая главная гарантия — это внимательность: автомобиль надо уметь выбирать и не скупиться на диагностику. Что же касается “чистоты” машины, то на иномарки, которые реализуются непосредственно Мытищинским авторынком или организациями, работающими с нами, дается 100%-ная юридическая гарантия. Частным лицам также предоставляется возможность проверить авто у эксперта-криминалиста, находящегося прямо на территории авторынка. И это не “липа”. Если криминалист выдает сертификат на определенный автомобиль, то можно быть уверенным: он чист. Дать же гарантию на техническое состояние подержанного автомобиля практически нереально. В принципе такая практика существует, и некоторые автосервисы занимаются подобной деятельностью, но, во-первых, это очень дорого стоит — порядка $600—700, а во-вторых, машина до этого должна пройти полную диагностику и необходимый ремонт, что тоже весьма недешево. Когда консультанты начинают про это рассказывать, то покупатели обычно говорят, что это дорого, мало того, многих приходится в буквальном смысле слова уговаривать, чтобы они согласились перед оформлением сделки просто проверить авто на сервисе, потратив 1500—2000 рублей.

На частной площадке встречаются люди, которые перед приобретением авто даже криминалиста не удосуживаются посетить, не говоря уж об автосервисе. И причиной тому — наш национальный менталитет: отдать поменьше, а получить побольше. Кроме того, наши сограждане очень любят общаться напрямую с продавцом, который в итоге и уговаривает их прикупить авто именно у него, а после с “частника”, как говорится, взятки гладки — он продал автомобиль, забрал деньги и уехал, а покупатель остается и без денег, и с неисправной машиной. Мы по мере своих возможностей боремся за исправление этой ситуации, но здесь в первую очередь все зависит именно от покупателя.

Цивилизованный базар

— Где же все-таки лучше приобретать автомобиль: на рынке или в автосалоне, торгующем подержанными иномарками?

— Сложно ответить на этот вопрос однозначно, так как направленность автосалонов и авторынка различны. Первые в основном занимаются продажей дорогих и красивых автомобилей, то есть это либо трехлетки, максимально по своему состоянию приближенные к новым, либо речь идет о каких-либо тюнингованных или эксклюзивных моделях. Рынок же — это то место, где приобрести можно практически все, от древних “Жигулей” до 2-летнего Mercedes, однако основной упор все же сделан на массового покупателя. И здесь необходимо уметь выбирать, в этом-то как раз и состоит главное отличие автосалона и рынка: ни один автосалон не предложит такого выбора. Как правило, более-менее крупная организация может предложить 25—30 иномарок, на наших же площадках сконцентрировано порядка 1500 автомобилей, причем примерно 25% из них еженедельно обновляются.

— А если сравнить авторынок и “частника”, продающего машину по объявлению?

— В этом случае рынок намного предпочтительнее. Во-первых, это охраняемая территория, то есть если на рынке происходит какое-то ЧП, то за все отвечает охрана. Во-вторых, здесь все-таки существует реальная гарантия юридической чистоты сделки. В-третьих, все документы оформляются на месте: на территории есть и офис нотариуса, и комиссионный магазин. Если речь идет о площадке непосредственно авторынка, то тут с каждым покупателем работает менеджер-консультант, который предложит несколько автомобилей на выбор и посоветует действительно лучший вариант. Как и большинство автосалонов, на сегодняшний день Мытищинский авторынок может предложить покупателю оформление кредита, выкупить его автомобиль или обменять его на новый. Кроме того, сотрудники также могут помочь в оформлении документов, в том числе и в ГИБДД, “частник” же лишен возможности предоставлять подобные услуги.