Кто не успел – того оштрафовали

Нешуточное дело: с 1 января нового года заработал в полную силу закон об обязательном автостраховании. Теперь без полиса автомобилисту небо покажется покажется с овчинку: ни автомобиль на учет поставить, ни ТО пройти. Да и штрафы нешуточные — от 500 до 800 руб. Сразу после новогодних праздников даже прошла информация о том, что только в столице за две первые посленовогодние недели оштрафовано чуть ли не 200 000 бесполисных автовладельцев.

Нешуточное дело: с 1 января нового года заработал в полную силу закон об обязательном автостраховании. Теперь без полиса автомобилисту небо покажется с овчинку: ни автомобиль на учет поставить, ни ТО пройти. Да и штрафы нешуточные — от 500 до 800 руб. Сразу после новогодних праздников даже прошла информация о том, что только в столице за две первые посленовогодние недели оштрафовано чуть ли не 200 000 бесполисных автовладельцев.


Благодаря этой дезе многие водители “сели на измену” и стали шарить по карманам в поисках валидола. И зря — информация оказалась ошибочной. Как нам сообщили в ГИБДД Москвы, специальных рейдов по проверке водителей на наличие полисов в новом году не было. Тем не менее ежедневно при текущих проверках машин выписывается около 500 протоколов за отсутствие ОСАГО. Правда, неизвестно, сколько еще водителей договариваются с инспекторами “по-хорошему”. Что по вполне понятным причинам учету не поддается...

В общем, окружили “засады” автомобилистов со всех сторон. Тем более что закон об ОСАГО толком не отвечает на массу вопросов. На наиболее часто задаваемые мы попросили ответить руководителя управления общественных связей “Российского союза автостраховщиков” (РСА) Андрея ЩАВЕЛЕВА.


Получит ли компенсацию водитель, если у него есть полис ОСАГО, но не пройден техосмотр?

— Страховые выплаты водитель, пострадавший в ДТП, даже если у него отсутствует талон ТО, получит по закону обязательно.


Получит ли в этом году деньги попавший в ДТП застрахованный водитель, если второй участник аварии скрылся с места происшествия? Не сочтет ли страховщик такой вариант обычным мошенничеством?

— В этом случае водитель тоже получит все причитающиеся ему выплаты из гарантийного резервного фонда, специально создающегося при РСА для преодоления подобных форс-мажорных обстоятельств. Однако деньги автовладелец получит только после 1 июля 2004 года, когда фонд заработает в полную силу. Если ДТП произойдет до этой даты, водитель, к сожалению, останется без денег. Так что в аварии до указанного срока лучше не попадать.


Если владелец машины приобрел полис ОСАГО на год, но затем решил ее продать, должен ли новый владелец покупать ОСАГО? Возможно ли просто переоформить страховку в компании на другого собственника?

— Если собственник решил продать свой автомобиль, то договор со страховой компанией прерывается, и ему выплачиваются деньги за неиспользованный период. А вот новому владельцу придется покупать полис — ему нужно ставить машину на учет в ГИБДД, а без полиса ОСАГО на имя нового собственника там авто не зарегистрируют. К тому же необходимо получить другие номерные знаки, которые также будут зафиксированы в новом полисе.


Если в группе разбора решили, что в ДТП вина водителей обоюдная, как в этом случае будут урегулированы иски по ОСАГО?

— В этом случае все спорные вопросы решаются только через суд.


Если авария произошла на пустынной дороге или ночью и у водителей нет возможности оперативно вызвать на место ДТП инспектора ГИБДД, как действовать автовладельцам?

— Когда авария происходит ночью и у водителя есть мобильный телефон, звоните своему страховому агенту. Кроме того, к каждому полису прилагаются документы со специально отведенным местом для обозначения схемы ДТП. В этих “окошках” рисуется самая примитивная схема ДТП и заверяется на ближайшем посту ГИБДД.

Если авария произошла за сотни или тысячи километров от вашего дома, в пакете документов, прилагаемых к полису, есть также и список региональных отделений страховой компании, в которой автовладелец застрахован, и указаны их телефоны. Так что постарайтесь как можно быстрее связаться с ними.


Что делать автомобилисту, если полис ОСАГО при аварии был сильно поврежден или, например, сгорел?

— В практике страховых компаний такие случаи уже происходили. Не забывайте, что на лобовом стекле автомобиля должен быть наклеен стикер ОСАГО. По его номеру определяется и номер полиса, и сама страховая компания. И собственник авто получал страховую выплату. Если, предположим, в результате аварии утрачен и стикер, то в страховой компании есть все дубликаты документов, по которым все можно восстановить и получить деньги.


По закону существует запрет на раскрытие тайны договора страхования. В то же время сегодня готовится информационная база данных для взаимодействия между страховщиками против страховых мошенничеств. Не будут ли при работе базы данных ущемлены конституционные права страхователей и кто окажется в этой базе данных?

— Этот вопрос довольно щекотливый. Например, в США мошенники ежегодно “нагревают” страховые компании на $200—400 млн.

У нас, к счастью, подобные дела распространения пока не получили. По осторожным оценкам, в России примерно 10% всех собранных страховых премий может уйти в карманы мошенников. Для борьбы с ними и создается информационная база данных. Кто в нее может попасть? Например, если автомобилист регулярно, каждые две недели, попадает в ДТП и получает соответствующие страховые выплаты, то это, в общем-то, довольно подозрительно. У него есть все шансы попасть в эту базу данных. Но выносить на суд общественности ее никто не собирается. Это закрытая информация, предназначенная исключительно для членов РСА.


Как инспектора ГИБДД будут проверять подлинность полисов ОСАГО? По каким признакам можно отличить поддельные полисы от настоящих?

— Все полисы имеют четыре степени защиты. Во-первых, это присутствующая на самом документе полиграфическая сетка голубоватого цвета. Во-вторых — водяной знак РСА, в-третьих — прерывистая металлическая полоса, в-четвертых — ворсинки красного цвета с оборотной стороны полиса, как на купюрах достоинством 500 рублей. Более того, на нашем сайте РСА будем вывешивать номера всех испорченных и утерянных полисов, чтобы отбить у мошенников желание ими пользоваться. Соответствующие документы, в которых указаны все отличительные признаки полисов ОСАГО, были разосланы во все МРЭО.

НАШ ПРОГНОЗ

В ближайшее время можно ожидать депутатских поправок к закону об “автогражданке”. С некоторыми предложениями специалисты РСА уже ознакомились. Видимо, на весенней сессии Госдумы они будут рассмотрены. Эти поправки касаются предоставления льгот таким категориям граждан, как инвалиды I и II групп, пенсионеры, собственники машин старше пяти лет. Также есть предложения сократить минимальный срок страхования автомобиля до трех месяцев (вместо шести, как сейчас), а также ввести полис “выходного дня”, который наверняка оценят пенсионеры-дачники.

Что касается новых базовых тарифов и коэффициентов, то речи о них пока нет. Позиция РСА в этом вопросе такова: можно рассматривать базовый тариф и коэффициенты в сторону понижения или повышения, но только после года работы закона. Пока у нас не будет определенной статистики, все разговоры в этом направлении — дешевый популизм. В идеале закон должен работать не менее трех лет, и только тогда можно делать определенные выводы. С одной стороны, наши автомобилисты в своей массе — народ небогатый, с другой — компании не будут работать себе в ущерб. Поэтому работать с тарифами надо осторожно, чтобы не навредить всем участникам рынка.