Дальнобойщики

В этом году самый грандиозный в мире ралли-рейд “Telefonica-Dakar” стал одним из самых трудных из всех двадцати шести рейдов в истории автоспорта. До финиша в столице Сенегала доехали менее половины экипажей.

В этом году самый грандиозный в мире ралли-рейд “Telefonica-Dakar” стал одним из самых трудных из всех двадцати шести рейдов в истории автоспорта.

До финиша в столице Сенегала доехали менее половины экипажей.


Нынешний “Дакар” обошелся без серьезных несчастных случаев — так его участникам везет далеко не каждый год. А вот борьба во всех трех основных зачетных категориях — легковые автомобили, грузовики, мотоциклы — была как никогда острой. В четырнадцати состоявшихся этапах (не считая пролога) победы одержали шесть мотогонщиков, восемь автомобильных и пять грузовых экипажей. Два этапа — десятый и одиннадцатый, которые должны были пройти по территории Мали, организаторам пришлось отменить по соображениям безопасности из-за беспорядков в этой африканской стране. Эти этапы превратили в обычные перегоны без скоростных участков.

“Telеfonica-Dakar” (в разные годы официальное название соревнования варьировалось, однако чаще всего этот марафон называют “Париж—Дакар”) относится к разряду так называемых ралли-рейдов — разновидности off-road-соревнований, а проще говоря, внедорожных гонок. Дисциплина очень многое позаимствовала из раллийных правил, например, так называемые СУ — спецучастки, которые спортсмены проезжают на скорость. Однако в отличие от классических ралли участники рейдов преодолевают гораздо большие расстояния и не имеют возможности заранее ознакомиться с трассой. А вот продолжаться ралли-рейды могут и один день (так называемые бахи), и намного больше. Но наибольшим авторитетом пользуются именно многодневные ралли-рейды. Самые длинные называются ралли-марафонами, они занимают даже не дни, а недели, могут пересекать не просто страны, но и континенты. И самой знаменитой и трудной из таких гонок как раз и является “Дакар”.

Праздник на колесах

В первый день нового года, когда большинство жителей планеты приходили в себя после бурной встречи 2004 года, гоночный “пелетон” по традиции тронулся в путь, чтобы через восемнадцать суток финишировать в Дакаре. За эти дни спортсмены, механики, организаторы, медики, журналисты, вертолетчики и прочие представители гоночного каравана преодолели свыше одиннадцати тысяч километров дистанции, большая часть которой проходила по бездорожью Франции, Испании, Марокко, Мавритании, Мали, Буркина-Фасо и Сенегала.

Несмотря на то что номинально гонка проходит по территориям двух материков, принято считать, что по-настоящему марафон начинается именно в Африке. Как обычно, первые три европейские этапа были сравнительно коротки и не столь опасны. А вот на коварные африканские пустыни, в которых гонщиков подстерегают не только сложные каменистые участки и песчаные дюны, но и неожиданные “подарки” в виде мин или отрядов боевиков, пришлось более девяти тысяч километров дистанции, из них более пяти тысяч — спецучастки на скорость. Самый длинный перегон насчитывал чуть более тысячи километров (Тан-Тан—Атар), а самый длинный спецучасток — 736 км (Тиджикжа–Нема). В этом году на гонку было заявлено 563 экипажа из четырех десятков стран. В категории мотоциклов зарегистрировались 180 участников, 140 экипажей — в классе легковых автомобилей и 58 — в классе грузовиков.



«Корабли» пустыни

Естественно, основное внимание российских болельщиков на протяжении всего марафона было приковано к российской команде “КамАЗ-Мастер”, более десяти лет стартующей в “Дакаре” и каждый год борющейся в этой тяжелейшей гонке за победу. На старт “Дакара-2004” вышли три экипажа из Набережных Челнов: трехкратный победитель этого рейда (в том числе и прошлогоднего) Владимир Чагин (и его знаменитый штурман, а “по совместительству” и менеджер команды Семен Якубов), а также экипажи во главе с Ильгизаром Мардеевым и Фирдаусом Кабировым. До нынешнего “Дакара” “камазовцы” уже четыре раза одерживали победы в марафоне. А за всю историю соревнования наибольшее количество побед на счету чешской “Tatra” — шесть первых мест, и все — в активе гонщика Карела Лопрайза. Пять раз за более чем четвертьвековую историю рейда выигрывали экипажи “Mercedes”. Однако в этом году главными соперниками наших “танков” стали отнюдь не “Tatra” и не “Mercedes”, а экипажи голландского DAF, на счету которого всего одна победа в истории “Дакара”. Кстати, не стоит обольщаться — на африканские просторы “Дакара” вышли грузовики, лишь внешне похожие на тех монстров, что ежедневно перевозят грузы по дорогам России и Европы. Гонщики-дальнобойщики рулят автомобилями со специально подготовленной для таких соревнований “начинкой”. К примеру, мощность нашего спортивного КамАЗа — 830 л.с.

Грузовики вписались в гоночный режим марафона с однодневным опозданием: в первый “боевой” день трассу надолго перекрыл застрявший автомобиль Клода Арну, и первый этап грузовиков был прерван. Вначале экипажи “КамАЗа” были вынуждены выступать в роли догоняющих — после победы Чагина в “прологе” в первые дни гонки общий зачет в грузовиках возглавили голландские экипажи DAF. В лидеры вышел экипаж Герардуса де Рооя, а Йоханнес де Роой (отец Герардуса) укрепился на втором месте. Владимир Чагин поначалу “забронировал” третью строчку, а четвертую занял Фирдаус Кабиров.

Перелом наступил уже на четвертом по счету и первом африканском этапе, когда Герардус де Роой не удержал “танковой” атаки из Набережных Челнов: Кабиров вырвал победу у голландца на последних десятках километров дистанции этапа и вышел на вторую строчку общего зачета. Герардус де Роой сохранил первое место в общем зачете, но значительно растерял завоеванную ранее фору. Еще один соперник россиян — Йоханнес де Роой (DAF) — проколол колесо и откатился в самый конец.

А уже на следующий день (и, кстати, день своего рождения) Владимир Чагин стал быстрее всех на этапе и возглавил общий зачет. А вот лидировавший до этого Герардус де Роой опустился на второе место. Увы, но на машине другого “камазовского” пилота Фирдауса Кабирова вышли из строя кардан и редуктор переднего моста, и экипаж выпал за пределы первой тройки общего зачета.

После седьмого дня гонки в активе у Чагина уже имелось три победы на этапах и тридцатиминутное преимущество над Герардусом де Рооем.

А на восьмой день “проснулись” пилоты “Tatra”.

В грузовом зачете спецучасток выиграл Карел Лопрайз. А вот Герардуса де Рооя продолжили преследовать неприятности. У голландца спустило колесо, и его грузовик застрял в дюне. Де Роой откатился на четвертую строчку протокола с почти двухчасовым отставанием от Чагина, занявшего на этапе второе место вслед за Лопрайзом. Чагин сохранил лидерство в самом марафоне, а вот на второе и третье места поднялись пилоты “Tatra” — Андре де Азеведо и сам Лопрайз. Правда, дальнейшие усилия “Tatra” так ни к чему и не привели. Как ни старались Лопрайз с Азеведо, Чагин уверенно держался на первом месте до самого финиша, на второе вышел Фирдаус Кабиров, а на третье выбрался-таки многострадальный де Роой…



Многостаночник Петрансель

По традиции последних лет первое место в зачете автомобилей разыграли пилоты заводской команды “Mitsubishi”. Им не смогли помешать ни пилоты BMW, ни экипажи “Nissan”, в составе которых дебютировал в ралли-рейдах экс-чемпион мира по ралли Колин МакРей, ни “баггисты” команды “Schlesser”. И хотя поначалу автомобильный “Дакар” возглавил Хосе-Мария Сервия (“Schlesser-Ford”), уже на третьем этапе, еще в Европе, вперед вышел Стефан Петрансель из “Mitsubishi”.

А вот его партнер по команде, прошлогодний победитель “Дакара” Хироши Масуока поначалу довольно серьезно отставал от лидера, находясь за пределами даже призовой тройки. И первое время компанию Петранселю составлял еще один пилот “Mitsubishi” Мики Бьязион. На первом африканском этапе неожиданно блеснул “Nissan” — юбилейную пятидесятую победу на спецучастках Дакара одержал Ари Ватанен. Но это не внесло серьезных изменений в общий зачет и не нарушило гегемонию “Mitsubishi” в лице Петранселя и Бьязиона.

Проблемы у Петранселя начались на пятый день. Стефан одержал победу на очередном участке марафона. Однако вечером француза наказали пятиминутным штрафом — в ходе этапа у автомобиля Петранселя возникли проблемы с коробкой передач, и чтобы тронуться с места, экипаж воспользовался посторонней помощью на пункте контроля времени, что запрещено. В итоге победа на спецучастке перешла в руки его партнера по команде Хироши Масуоки — таким образом, японец вышел на вторую позицию за Петранселем в общем зачете. В свою очередь, команда “Mitsubishi” в лице наказанного Петранселя и Масуоки начала уходить в отрыв: занимающий третье место гонщик BMW Грегуар де Мевиус стал серьезно отставать...

А на шестой день “Дакара” у гонки появился новый лидер в зачете автомобилей. Петранселя постигла очередная напасть. На “Mitsubishi” француза прокололось колесо, и, потеряв из-за этого почти десять минут, он уступил первую позицию общего зачета своему партнеру по команде — Хироши Масуоке. На этом же этапе снова показал зубы “Nissan”: финишировавший вторым Жинель де Вильер пробился в лидирующую тройку. А его “одноклубник” Колин МакРей закончил этап третьим и пробился в первую шестерку в общем зачете.

На следующий день на самом длинном этапе нынешнего “Дакара” из Тан-Тана в Атар, где каравану участников пришлось проехать свыше 1000 километров, 700 из которых — в режиме спецучастка, Хироши Масуока только укрепил свое лидерство. А недавний лидер Стефан Петрансель отстал еще больше. В свою очередь, Колин МакРей (“Nissan”) вышел на третье место. А вот Жинель де Вильер потерял на 700-километровом спецучастке два с лишним часа и откатился в конец первого десятка.

Однако на то он и “Дакар”, что случайности могут подстерегать гонщиков буквально на каждом шагу. На восьмой день на далеко не самом длинном и сложном этапе Атар—Тиджикия Хироши Масуока из-за поломки коробки передач потерял полтора часа и откатился в общем зачете на третью строчку. Теперь уже шедший до этого вторым его партнер по команде “Mitsubishi” Стефан Петрансель даром времени не терял, выиграв восьмой этап и вернув потерянные было позиции. Восьмой день также поставил крест на последних надеждах команды “Nissan”: шедший третьим (пусть и с огромным отставанием) Колин МакРей проиграл больше двух часов из-за поломки дифференциала и откатился на восьмое место в трех часах позади Петранселя.

В дальнейшем Петрансель так больше никому и не позволил покуситься на первую позицию. Хироши Масуока уже на следующий день снова поднялся на вторую строчку. А тройку сильнейших в итоге замкнул Жан-Луи Шлессер за рулем багги “ручной сборки” “Schlesser-Ford”. Нынешний “Дакар” сложился для Шлессера довольно удачно, учитывая то, что в прошлом году титулованный француз выбыл уже в самом начале.

Кстати, в карьере Стефана Петранселя победа на нынешнем “Дакаре” стала седьмой по счету. Правда, предыдущие шесть он одержал в… зачете мотоциклов. Петрансель стал вторым спортсменом после Юбера Ориоля, выигрывавшем на “Дакаре” и в мотоциклах, и в автомобилях.