Прошлогодняя фантазия

C каждым годом иномарки все активнее вытесняют отечественные авто с российского авторынка. Причем так споро и нахраписто, как будто возвращая себе ранее причитающееся, а не осваивая целину...

C каждым годом иномарки все активнее вытесняют отечественные авто с российского авторынка. Причем так споро и нахраписто, как будто возвращая себе ранее причитающееся, а не осваивая целину. Если самое начало нового тысячелетия ознаменовалось скромным выходом российского рынка новых иномарок на утраченный докризисный уровень, то уже в прошлом году произошел качественный рывок с дальнейшей тенденцией к росту.


Российские представительства ведущих мировых автомобильных концернов и совместные предприятия подбили, что называется, “бабки” и обнародовали результаты своих продаж только к середине января. Впрочем, неудивительно — было что подсчитывать. По некоторым оценкам, оборот рынка в этом сегменте составил $4,7—4,8 млрд. Именно такую сумму в совокупности выложили россияне почти за 220 тысяч новых автомобилей различных зарубежных марок (в это число входят автомобили, изготовленные совместными предприятиями России и Узбекистана).

Если начинать выстраивать пьедестал почета беспристрастно, то бесспорным лидером, впрочем, как и на мировой арене, в России оказался “General Motors” (29 341 продажа). Однако справедливости ради следует признать, что львиная доля продаж концерна в России причитается внедорожнику Chevrolet-Нива (21 418 штук), выпускаемому СП “GM-АвтоВАЗ”. В нынешнем году, как ожидается, к популярному преемнику нивских традиций присоединится еще одно детище СП, а именно Chevrolet-Viva. Судя по объявленной сегодня ориентировочной стоимости этой машины — $10 000, в будущем конкурировать с этим брендом станет еще тяжелее. Фаворит GM cреди “чистокровных” иностранцев, Opel, выступил тоже очень недурно (7318 продаж, рост — 255%). Увеличение продаж отмечено по американским маркам Chevrolet и Cadillac. Даже шведский SAAB (не самая востребованная в России марка) разошелся тиражом 375 машин, что почти вдвое перекрывает результаты 2002 года.

Между тем, подходя к вопросу по гамбургскому счету, стоит отметить безусловное лидерство “Toyota Motors”. Пока что ни одна модель этой уважаемой марки, ставшей по итогам прошлого года третьим автостроителем мира (после GM и “DaimlerChrysler”), не производится на постсоветском пространстве. Однако это не помешало японцам пристроить в России 25 075 машин марки Toyota и 1397 — более дорогих Lexus. Бестселлером здесь, как и ожидалось, стала недорогая Corolla (8777 продаж). Примечательно, что бизнес-седан Camry (6404), находясь в более высоком классе и совершенно другой ценовой категории, не сильно уступил лидеру. Став российским чемпионом в бизнес-классе, Camry продемонстрировал наиболее удачное сочетание цены и качества.

В тройку лидеров наконец ворвался и “Ford” (20 712 продаж), оттеснив непотопляемую “Daewoo” и обнаружив недюжинный потенциал в лице всеволожского СП. Focus из Ленинградской области уже второй год пользуется бешеной популярностью у наших соотечественников. Если за весь 2002 год компании удалось реализовать лишь 6669 машин иностранной и российской сборки, то в 2003-м только Focus разошелся в количестве 15 876 штук. В данном случае всеволожские производители явно не успевают за спросом. Увы, но по реализации остальных фордовских моделей, уже зарубежного изготовления, официальные дилеры не дотянули даже до отметки 2002 года. Хотя победителей не судят.

По-прежнему крайне интересно наблюдать за рыночным экспериментом, бесстрашно проводимым совместным предприятием “Уз-Daewoo” (общие продажи — 20 255 штук), выпускающим непотопляемую Nexia (14 722) уже на протяжении почти семи лет. По итогам 2002 года Daewoo оказалась в очередной раз на верхней ступеньке пьедестала почета. Все теоретические выкладки о необходимости ежегодного обновления модельного ряда в случае с “узбечкой” теряют всяческий смысл и упираются во все растущий спрос россиян на эту далеко не самую современную модель. Впрочем, более свежая городская малолитражка Matiz (5533 продажи) в прошлом году тоже успела завоевать любовь публики.

Семимильными шагами, не желая далеко “отпускать” лидеров продаж, движется “Mitsubishi” (17 663). Результат тот же, что и в 2002-м, — 5-е место. Правда, количество проданных авто на этот раз оказалось вдвое большим. Новой вехой можно считать прошлогоднее снятие с производства лидера продаж Carisma и замену ее на обновленный Lancer.

Далее довольно плотной группой выстроились “Hyundai”, “Kia” и “Renault” (взгляните на таблицу), опираясь в значительной степени и на продукцию совместных предприятий. Великолепно развивается “Автотор” (9548 проданных калининградских Kia). Растет спрос и на таганрогский Hyundai Accent (6198 продаж).

“Nissan”, а следом и “Peugeot” таких резких скачков не делают, однако демонстрируют уверенный и, что наиболее важно, стабильный рост. Чего, увы, нельзя сказать о концерне “Volkswagen” с марками собственно VW и Skoda. Россияне в очередной раз продемонстрировали свое все более прохладное отношение к этим производителям. Азиатские бренды полностью перехватили инициативу в сегменте недорогих иномарок и активно подбираются к более дорогому бизнес-классу. Между тем в стане наиболее дорогих и престижных брендов (“Volvo”, BMW, “DaimlerChrysler” и “Audi”), несмотря на некоторые трудности в начале прошлого года, cегодня отмечается некоторый подъем. Если у BMW он произошел в продажах Mini, то “Mercedes” и “Audi” обязаны своими личными рекордами исключительно традиционным моделям. Остальные участники рынка тоже не упали в грязь лицом, что видно из сравнительной таблицы. Реализация возросла практически у всех официальных продавцов.

Отечественный автопром в минувшем году тоже порадовал успехами, хотя и более скромными на первый взгляд, чем стан иномарок. ГАЗ увеличил производство на 4,3%, правда, в основном за счет “Газелей”. УАЗ добавил оборотов по сравнению с 2002-м на 8,3%. “Иж авто”, заполучив к себе на конвейер вазовские “шестерку” и “четверку”, увеличил на 20% суммарный выпуск автомобилей — до 93 505 штук. “АвтоВАЗ” — традиционный российский лидер — объявил о небольшом снижении производства на 0,4% (до 699 889 штук). Но, согласно другим данным, по количеству продаж тольяттинские автопроизводители даже несколько превзошли предыдущие показатели. Впрочем, в условиях весьма благоприятной для российских автопроизводителей государственной таможенной и иной политики можно было ожидать большего.

...Подводя итоги продаж новых автомобилей в России, складывается двоякое ощущение. С одной стороны, все вроде бы хорошо и красиво. Темпы продаж растут как на дрожжах, и модельный ряд постоянно расширяется. Что говорит о росте благосостояния россиян и о позитивных тенденциях в экономике страны. Однако скептики опасаются, что эти процессы, основывающиеся в основном на общемировой экономической конъюнктуре, могут привести к негативным последствиям. Развитие должно идти поступательно и без резких скачков, иначе нарушится некий условный баланс, сохраняющий любое государство в мире и согласии. Все знают, к чему способно привести чрезмерное имущественное расслоение общества. Сравнивая процессы на автомобильных рынках России и объединенной Европы, где спрос на новые машины понемногу падает, следует признать, что выйти на уровень экономически развитых стран нам удастся еще не скоро. А российские цифры продаж автомобилей, как подтверждение этого, должны возрасти во много раз...

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Елена САХНОВА, аналитик автомобильного сектора “Объединенной финансовой группы”:

— Ситуацию с продажей автомобилей в России вполне можно считать оптимистичной. Российские автозаводы на внутреннем рынке увеличили свои продажи в среднем на 6—8%. Хотя странное дело: в этом году данные о прошлогодних достижениях некоторых российских компаний весьма противоречивы. На некоторых предприятиях, похоже, возникли трудности с учетом собственных показателей. Впрочем, поводов говорить о снижении продаж отечественных автомобилестроителей нет.

Новых иномарок в 2003 году было ввезено порядка 165 тысяч штук (без учета продукции совместных предприятий). Принимая во внимание, что в 2002 году в страну попало около 110 тысяч новых иномарок, прирост рынка в этом сегменте составил около 50%. Объем ввоза подержанных иномарок, напротив, сильно сократился. Однако нераспроданные с позапрошлого года запасы позволили сохранить общий объем продаж подержанной техники на уровне 2002 года.

Просто блестяще показали себя совместные предприятия, работающие в России и Узбекистане. С 24 тысяч автомобилей по итогам 2002 года им удалось собрать и реализовать порядка 80 тысяч авто. В этой компании собралось уже довольно много участников: CП “GM-АвтоВАЗ”, “Автотор”, “Уз-Daewoo”, “Автофрамос” и заводы во Всеволожске и Таганроге, где выпускаются соответственно Ford Focus и Hyundai Accent.

По нашим прогнозам, в нынешнем году тенденция к общему росту рынка новых автомобилей сохранится. Правда, этот подъем будет идти несколько меньшими темпами, чем в прошлом году, однако от новых иномарок можно будет ожидать примерно 20—25% увеличения продаж. Продолжится активное наращивание объемов продаж совместных предприятий. По нашим оценкам, они смогут реализовать в общей сложности около 115 тысяч автомобилей. И наконец, в сегменте подержанных иномарок мы сможем, надеюсь, увидеть уже реальную цифру импорта, не сдерживаемую различными факторами (машинами, ввезенными, что называется, “про запас”). Здесь мы наверняка отметим снижение где-то до 350 тысяч машин.