Игра мускулами

В преддверии нового сезона боссы “Формулы-1” опять воюют с Евросоюзом, команды начали представлять широкой публике новые болиды, а у шестикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера наконец-то закончился отпуск.

В преддверии нового сезона боссы “Формулы-1” опять воюют с Евросоюзом, команды начали представлять широкой публике новые болиды, а у шестикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера наконец-то закончился отпуск.

Похоже, персоналии команд за небольшой зимний перерыв основательно застоялись в своих “конюшнях”. По-хорошему размяться на трассах и получить хорошую порцию адреналина в гонках им светит не раньше марта, так что пока “формулисты”, от мала до велика, тратят силы на выяснение отношений друг с другом и внешним миром. Прошло не так много времени, как окончательно разрулилась ситуация с использованием табачной рекламы в “Формуле-1” — и не в пользу мира “Больших призов”: через пару лет всякое упоминание о никотиновом зелье должно быть стерто с бортов болидов. И вот на пике скандала — новый закон европейского значения.

Не хочу в тюрьму!

Не так давно в Европе начали вводить закон, облегчающий процедуру выдачи лиц, обвиняемых в преступлениях, из одной страны ЕС в другую. Нововведение уже ратифицировано в Великобритании, Испании и Бельгии. Введение нового закона по всему ЕС — дело времени. Причем не столь отдаленного. И в “Формуле-1” началась настоящая паника. Казалось бы, какое это имеет отношение к миру “королевы автоспорта”? Ведь давно прошли те времена, когда команды можно было заподозрить в отмывании денег мафиозных кланов, провозе наркотиков и прочих неблаговидных занятиях.

Но не стоит забывать, что в некоторых странах ЕС, например в Италии, инциденты на гонках, приведшие к гибели гонщиков, зрителей или персонала, приравниваются к обычному ДТП со всеми вытекающими уголовными последствиями. Но обычно в группу риска попадают прежде всего местные устроители Гран-при (а в Великобритании случаи гибели людей во время соревнований по автоспорту вообще рассматриваются по-другому). Но с введением так называемого европейского ордера в случае подобного инцидента любого представителя команды в любой момент можно будет арестовать в любой стране ЕС и Великобритании (кстати, месте постоянного обитания большинства команд) и по первому требованию препроводить к месту заключения в стране, запросившей выдачу подозреваемого. Например, после гибели в 1994 году Айртона Сенны именно на итальянской трассе в Имоле членов команды “Williams” годами периодически вызывали в суд. По новому закону большая часть “Williams” во главе с самим Фрэнком Уильямсом могла быть вызвана в Италию из родного туманного Альбиона и задержаться там надолго. Формулисты, как всегда, пытаются шантажировать европейские власти обещанием не проводить этапы в странах, где попадут под действие нового закона. Однако руководство Евросоюза, как обычно, стоит на своем, и, вероятнее всего, послаблений для “Формулы-1” Международная федерация автоспорта не добьется.

Тем временем, пока спортивные власти борются со светскими на ниве законотворчества, спасен один из европейских Гран-при — французский, который до недавнего времени в календаре 2004 года из-за финансовых проблем имел статус “предварительного”. Организаторы гонки сумели выбить гарантии финансирования Гран-при со стороны французского правительства, а команды в конце концов согласились на проведение восемнадцатого этапа чемпионата. В то же время “Формула-1” продолжает свою экспансию на Восток. Сейчас власти Индии добиваются встречи с Берни Экклстоуном по поводу проведения Гран-при в 2007 году. А недавно хозяин “Формулы-1” побывал в Бахрейне, где полным ходом идет подготовка в первому этапу в этой экзотической стране, и остался очень доволен увиденным.

Кадры решают все

Тем временем команды продолжают жить своими мелкими бытовыми проблемами. “McLaren” помимо тестов нового болида продолжает работать на будущее и разбираться со своим составом на 2005 год и дальше. Похоже, контракт с Кими Райкконеном наконец-то продлен, и финн через год станет партнером колумбийца Хуана-Пабло Монтойи, с которым “серебряные стрелы” уже подписали контракт в прошлом году. Решение логичное, но его официальное оглашение, как и в случае с Монтойей, откладывается примерно на полгода. Как прогнозируют обозреватели, оставшись без места, в 2005 году Дэвид Култхард вполне может направить свои стопы в “Toyota” (хотя, как известно, тот же вариант рассматривает и недовольный своим финансовым положением в “Williams” Ральф Шумахер). Кроме того, Култхард сможет остаться в “McLaren” в качестве тест-пилота, но это вряд ли устроит самого Дэвида.

Тем временем в небольшой скандал влип Михаэль Шумахер. Во время рождественских каникул Михаэль с семьей посетил Норвегию, где с ветерком прокатился… на боевой Subaru чемпионата мира по ралли вместе с чемпионом WRC Петтером Сольбергом! Руководство команды посчитало, что их весьма дорогостоящий пилот номер один мог вполне угодить в аварию, и публично выразило свое недовольство. А быть может, дело совсем в другом: не злятся ли боссы “конюшни” из Маранелло, что шестикратный чемпион мира “пропиарил” чужую марку? Между тем второй пилот “Ferrari” Рубенс Баррикелло продлил свой контракт с итальянской командой до 2006 года включительно на

12 миллионов долларов в год. Тем самым бразилец выбыл из числа кандидатов на место в “Williams” в 2005 году.

Хорошие идеи носятся в воздухе

В середине января началась серия официальных представлений команд 2004 года. 17 января на своей базе в Кельне провела презентацию новой машины TF104 “Toyota”. Шасси TF104 создано конструктором “Toyota” Густавом Брюннером и стало логичным развитием прошлогодней модели. Создатели двигателя Toyota RVX-04 сделали упор на надежность. В качестве пилотов команды были снова представлены Кристиано да Матта и Оливье Панис. На следующий день в Барселоне “показала личико” команда “Jaguar Racing”. R5 также является развитием своего предшественника. Мотористы поработали с прошлогодним силовым агрегатом, в первую очередь с упором на надежность. За “кошечек” выступят Марк Уэббер и 20-летний дебютант — австриец Кристиан Кляйн. Не стала революцией в мире автоспорта и новая модель “Ferrari”, которая была продемонстрирована общественности 26 января.

А вот презентация “Sauber”, состоявшаяся 12 января, закончилась скандалом. После того как публике представили модель, которая выйдет на трассы Гран-при в этом году, на команду посыпались обвинения в том, что она представляет... перекрашенную прошлогоднюю “Ferrari”! Международная федерация автоспорта остудила излишне горячие головы, заявив, что машина, безусловно, оригинальна и соответствует техническому регламенту, изменившемуся в этом году, а следовательно, прошлогодние модели — свои или чужие — брать никак “не можно”! Сам Петер Заубер апеллирует к тому, что машина спроектирована под двигатель и коробку передач Ferrari, используемую командой, и посему так похожа на своего большого красного брата. Да и вообще, может быть, был прав знаменитый битл Пол Маккартни, когда на обвинения в плагиате ответил, что, мол, хорошие идеи носятся в воздухе…

Кстати, хорошая новость для гонщиков и команд: в нынешнем сезоне значительно более справедливой станет система определения наказания гонщиков во время Гран-при — штрафного проезда по пит-лайн, настигавшего как виноватых, так иногда и правых (далеко не всегда судьи могут быстро в ходе гонки принять правильное решение). Теперь все инциденты будут рассматриваться коллегиально с привлечением всех “прибамбасов” hi-tech: видеозаписью с разных ракурсов и телеметрией.