1121

Давки и поправки

Не так давно, когда по всем телеканалам вовсю пиарили “обязаловку”, крутили рекламный ролик, в котором одна весьма уважаемая страховая компания “попала”.На деле же “попали” мы с вами, уважаемые автомобилисты. Остальные участники бизнеса на “автогражданке” остались, как говорится, при своих и даже с нехилой прибылью...
Поделиться

Не так давно, когда по всем телеканалам вовсю пиарили “обязаловку”, крутили рекламный ролик, в котором одна весьма уважаемая страховая компания “попала”. На деле же “попали” мы с вами, уважаемые автомобилисты. Остальные участники бизнеса на “автогражданке” остались, как говорится, при своих и даже с нехилой прибылью: страховщики собрали миллиарды, гибэдэдэшники тоже получили свой процент.

Тысячи автовладельцев явно в пролете: им сегодня приходится часами и днями давиться в очередях в так называемые группы разбора, иначе денег за аварию со страховщиков не слупить. Так что в очередной раз с помощью государства нас “нагнули” за наши же деньги.

Понятно, что такое положение дел мало кого устраивает: опасность для себя ощутили даже страховщики, готовые пожертвовать малым, чтобы не потерять все, и даже гибэдэдэшники, для которых многократный рост мелких ДТП и очереди в группы разбора портят статистику.

Как стало известно, МВД России передало на рассмотрение в правительство ряд поправок в закон “Об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО)”, касающихся порядка оформления страховых выплат в случае мелких автоаварий. При таких ДТП милиционеры предлагают ввести упрощенную форму регистрации ДТП. Действовать попавшим в неприятную дорожную ситуацию водителям станет просто — они рисуют примитивную схему ДТП, затем ее подписывают и направляют в экспертные комиссии своих страховых компаний.

Как считают представители ГИБДД России, нововведение позволит ликвидировать заторы на дорогах и не загружать сотрудников ДПС оформлением мелких аварий. По подсчетам милиционеров, нагрузка на сотрудников ГИБДД после вступления в силу закона ОСАГО возросла более чем в шесть раз! Например, обычно в столице ежедневно регистрировалось 500—700 незначительных ДТП, а теперь — 1000—1500!

Все изменения в закон, как предполагается, предложат правительству в самое ближайшее время. Однако главный вопрос — когда они заработают — остается открытым. Если учесть, что страховщики требуют не трогать закон хотя бы год, можно предположить, что новые поправки к закону Госдума рассмотрит не ранее осени.

Немного солнца в холодной воде

А вот по мнению страховщиков, их предложения правительство, возможно, утвердит уже в марте. Эти поправки прежде всего касаются введения сезонного страхования на срок 3 месяца, появления страховки “выходного дня”, рассчитанной на пенсионеров-дачников. Кроме того, предполагаются изменения территориальных коэффициентов. Неизвестно, коснется ли последнее изменение столичного коэффициента, который, как известно, составляет 2 и является первейшим раздражающим фактором для большинства московских автомобилистов. Например, страховщики оправдывают его появление тем, что в Москве “больше риска”. Однако к автовладельцам ближайшего Подмосковья применяется коэффициент 1,8, хотя они ежедневно мотаются в столицу и обратно. И являются категорией не менее “рисковой”, чем сами москвичи. Еще одно предложение — предоставить право страховым компаниям делать определенные скидки некоторым категориям страхователей. А вот что касается льгот пенсионерам и инвалидам, то здесь дела обстоят непросто. Страховщики предлагают определиться, за чей счет они будут предоставлены. Понятно, делиться прибылью они не намерены и косят глазом в сторону государства. По всей видимости, конкретный срок, когда будут внесены поправки в закон ОСАГО, — это лето нынешнего года. Ранее “благотворительности” от коммерсантов ждать не приходится, хотя по итогам 2003 года они собрали свыше 24 млрд. руб., а выплатили лишь 1 млрд. 200 млн. руб.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Сергей РЕШУЛЬСКИЙ, депутат Госдумы:

— Судя по тому, как проходил на днях Совет Госдумы и пленарное заседание Думы, правительство не готово идти на какие-либо изменения в закон об ОСАГО.

Почему я делаю такие выводы? Еще две недели назад Советом Госдумы по требованию депутатов было принято решение и включено в план проведение именно 4 февраля так называемого правительственного часа для обсуждения работы закона. С соответствующей информацией должен был выступить вице-премьер правительства Алексей Кудрин.

Но накануне на Совете Думы, где формируется предварительная повестка дня, представителем правительства было предложено вообще не проводить правительственный час, поскольку-де дополнительно нужны какие-то статистические данные по работе “автогражданки”. А для этого необходимо еще несколько месяцев. Несмотря на выступления ряда депутатов против такого предложения, единороссы большинством голосов просто аннулировали свое предыдущее решение.

Объяснения, которые они приводили, считаю невнятными. Нужно, мол, чтобы закон еще год поработал, не хватает того же статистического материала. И вообще, задаются они вопросом, так ли необходимо менять тарифы, коэффициенты и премию, которые определяются постановлением правительства?

На прошедшем заседании Думы продолжился разговор на эту тему. Фракция КПРФ потребовала аннулировать решение Совета Думы и восстановить проведение правительственного часа с заслушиванием членов правительства о результатах работы ОСАГО 11 или 18 февраля.

Прямо скажу, от правительства нам нужны экономически и математически проверенные расчеты по ныне действующим тарифам, коэффициентам, страховым премиям и страховым выплатам.

Диалог проходил туго. “Единая Россия” объясняла, к примеру, свое нежелание рассматривать нынешний закон просто: мол, зачем это нужно? Вот придет время, и мы будем рассматривать поправки о внесении изменений и дополнений в действующий закон об “автогражданке”, принятые еще старым составом Госдумы.

Когда же это произойдет? Единороссы настояли на апреле. Что мы хотели бы услышать от членов правительства, в частности, от вице-премьера Кудрина?

Первое. Сколько на сегодня точно заключено договоров по обязательному страхованию, поскольку разброс в цифрах из разных источников, в том числе и официальных, довольно значительный? Второе. Сколько наших граждан не могут после ДТП получить причитающиеся им страховые выплаты по ОСАГО? Третье. Сколько бюджетных денег затрачено на страхование государственного транспорта? И последнее: собирается ли правительство пересматривать драконовские тарифы в сторону понижения?


Виктор КИРЬЯНОВ, начальник ГУ ГИБДД МВД России:

— Стало очевидным, что сегодня недостаточно проработаны и сам процесс оформления ДТП, и основания для проведения страховых выплат. Как следствие, это привело к значительному увеличению обращений граждан в подразделения ГИБДД из-за мелких дорожно-транспортных происшествий. Возможности ДПС не позволяют своевременно и быстро оформлять подобные дорожные происшествия, в связи с чем в крупных городах образуются заторы на дорогах. В последние месяцы резко возросла нагрузка на сотрудников ГИБДД, занимающихся разбором дел по ДТП, что приводит к увеличению сроков рассмотрения документов. Такая ситуация вызывает справедливое недовольство граждан. Накопившиеся проблемы требуют скорейшего внесения изменений и дополнений в закон и другие нормативно-правовые акты.

Добавлю, что ОСАГО возложило дополнительные функции на подразделения ГИБДД. Например, сегодня проконтролировать автовладельцев на предмет покупки полиса ОСАГО можно при регистрации, проведении техосмотра или при проверке автомобилей на постах ГИБДД. Однако в связи с тем, что “Российским союзом автостраховщиков” (РСА) не налажен должный контроль за расходованием документов строгой отчетности и не предоставляется в Госавтоинспекцию информация об утраченных или похищенных бланках, мы не имеем реальной возможности выявить факты незаконной регистрации и прохождения ТО недобросовестными автомобилистами.