1781

Кровавый передел

Автокатастрофы с участием маршрутных такси уже давно стали обыденностью нашей жизни, и редкая гаишная сводка обходится без упоминания микроавтобуса в “шашечку”. Когда этому кровавому беспределу будет положен конец — неизвестно, однако очевидно, что решать проблему с аварийностью на пассажирском транспорте надо незамедлительно.
Поделиться

Автокатастрофы с участием маршрутных такси уже давно стали обыденностью нашей жизни, и редкая гаишная сводка обходится без упоминания микроавтобуса в “шашечку”. Когда этому кровавому беспределу будет положен конец — неизвестно, однако очевидно, что решать проблему с аварийностью на пассажирском транспорте надо незамедлительно.


Министерство по антимонопольной политике в свое время провозгласило тезис о свободной конкуренции на рынке пассажироперевозок. Грубо говоря, это означает, что любой частный предприниматель (ПБОЮЛ), купивший пассажирскую “Газель”, легко может стать перевозчиком. Требуется для этого не так уж и много: водительское удостоверение с открытой категорией “Д” и транспортная лицензия, хотя по опыту скажем, что последний пункт не такой уж и важный. Согласно статистике, по дорогам России колесит около 40% маршруток без лицензии. Штраф за это нарушение — плевый, а посему извозчики не обременяют себя лишними бумажками и “бомбят” без оных.

Монополии атакуют

В итоге нынче орды неподготовленных к этому виду деятельности частников занимаются пассажироперевозками и калечат граждан. Какой же выход? Первое, что лезет в голову, — послать подальше свободную конкуренцию в данной сфере и запретить мелким фирмочкам перевозить людей. Кстати, подобную идею активно лоббирует одна из самых крупных компаний в этом сегменте рынка “Автолайн”. К примеру, на недавней пресс-конференции представители компании буквально открытым текстом заявили, что в перевозке пассажиров должны быть задействованы только крупные компании, а всех частников гнать с рынка поганой метлой. Дабы не быть голословными, автолайновцы привели статистику аварийности своей конторы. В прошлом году маршрутки “Автолайна” попали в серьезные ДТП 31 раз. В семи случаях виновниками инцидента были водители компании. А еще лидеры хвалились стопроцентным предрейсовым медконтролем и хорошей технической базой, позволяющей держать авто в исправном состоянии. Спору нет, это все, конечно, очень здорово, но создается впечатление, что призывами выкуривания частников с рынка “Автолайн” хочет устранить конкурентов и быть чистой воды монополистом.

Монополии, как известно, приводят к диктаторской политике цен и понижению качества оказываемых услуг. Короче говоря, устранение маленьких фирм и частников из пассажирских перевозок положительного эффекта не даст. Сегодня на учете в ГАИ стоит примерно 90 000 пассажирских “Газелей”, причем 61% находится в частных руках. Если законодательно утвердить намерения “Автолайна”, то около 55 000 предпринимателей останутся без куска хлеба.

Но справедливости ради надо сказать, что эти 55 000 предпринимателей представляют реальную угрозу жизни и здоровью россиян. Частники через пень-колоду следят за техническим состоянием своих “коней”, не проходят предрейсовый медосмотр и тому прочее. Недавно гаишники проводили плановый рейд по маршруткам, в ходе которого осмотрели 7720 машин. Более 2000 “тачек” работали на линии с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена. В конструкцию 200 маршрутных такси были незаконно внесены изменения… Все эти недочеты — у частников и малых фирм.

В сложившейся ситуации виноваты не только коммерсанты, но и представители госструктур, выдающие лицензии. Перед тем как выдать заветную бумажку, работники Минтранса проверяют организацию-перевозчика на “вшивость”: есть ли стоянка, где ночует транспорт, имеется ли врач…

Игра в бюрократию

Отметим, что сейчас выдача лицензии больше похожа на профанацию — предприниматель приходит в транспортную инспекцию с кипой документов, подтверждающих наличие врача и договоренность с автостоянкой о хранении машин. Работники просматривают бумажки, и если все о’кей, выдают лицензию. И забывают о предпринимателе — не проверяют условия его лицензирования. Отсутствие контроля — вот в чем загвоздка, а вовсе не в том, что предприятие маленькое. Очевидно, чиновникам лень исполнять свои обязанности и устраивать проверки небольших фирм. Гораздо проще раз в месяц обойти парочку крупнячков и на этом успокоиться.

Да и по-хорошему: высокая аварийность на пассажирском транспорте связана вовсе не с количеством машин у предпринимателя, а с несовершенной системой оплаты труда. Водитель таксомотора за один рабочий день должен сдать в кассу от 2000 до 3000 рублей, а зарплата его складывается из того, что сможет заработать сверх этой суммы. Сложившаяся практика (даже в солидных компаниях) вынуждает шоферню нарушать Правила, из-за чего и происходят ДТП.

Есть и другая точка зрения на аварийность маршруток. Некоторые эксперты полагают, что причина многочисленных ДТП — конструкция “Газелей”, не обеспечивающая безопасность пассажиров. На это можно ответить только одно — не все “Газели” одинаково опасны. ГАЗом разработаны и сертифицированы автомобили, предназначенные как раз-таки для коммерческих перевозок людей, но наши ушлые предприниматели не хотят переплачивать лишние деньги и покупают более дешевые модели, пригодные только для перевозок грузов, на которые самостоятельно устанавливают сиденья и выходят на маршрут. Подобные “гибриды” действительно таят в себе угрозу для жизни людей, но Минтранс, как мы уже говорили, не желает бороться с таким беспределом.

Несмотря на плачевность ситуации, выход из нее все же есть. Необходимо создать государственную структуру (типа профсоюза), которая под своей крышей объединила бы всех перевозчиков и контролировала бы их деятельность. Скажем, медики, работающие в этом профсоюзе, перед выходом на маршрут проверяли бы состояние водителей, а механики — исправность машин… Предприниматели, в свою очередь, платили бы этому образованию ежемесячные членские взносы. По аналогичной системе работают все цивилизованные страны мира, но только российские чиновники упорно отнекиваются от многолетнего и успешного опыта европейцев.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир ЖМЫЛЬКОВ, начальник отдела УГИБДД Москвы:

— Навести порядок на пассажирском транспорте силами одной Госавтоинспекции невозможно. Хотя мы регулярно устраиваем различные мероприятия по контролю за маршрутками, много нарушений остается за кадром. Поэтому хочу обратиться к гражданам, постоянно или время от времени пользующимся маршрутными такси. Если вы заметите, что водитель маршрутки пьян или его авто находится в технически неисправном состоянии, звоните по телефону 974-01-11, абонент “Горячая линия” ГАИ Москвы” и оставляйте информацию о выявленном нарушении. Наши сотрудники непременно проверят маршрутку и водителя. Только объединившись, мы сможем снизить аварийность на общественном транспорте и прийти к цивилизованным отношениям на рынке пассажироперевозок.