Автостоянка скрутит кукиш,

На днях Министерство по антимонопольной политике огласило результаты проверки автостоянок по всей России. Итоги, скажем прямо, неутешительные.

На днях Министерство по антимонопольной политике огласило результаты проверки автостоянок по всей России. Итоги, скажем прямо, неутешительные.

Платные парковки проверяли в течение всего прошлого года в 62 субъектах Федерации. За это время чиновники посетили 657 автостоянок, 56 из которых признали законопослушными. Остальные же работали с теми или иными нарушениями закона РФ “О защите прав потребителей” и Гражданского кодекса РФ.

Самое “популярное” нарушение — отсутствие на стоянке информации о фирме. 155 организаций не заключали с автомобилистами договоры на хранение машины, ну а те, кто составлял документ, включали в него пункты, прямо противоречащие Конституции РФ, например, право расторгнуть договор в одностороннем порядке, не возвращать сумму за услуги в случае отказа от услуг по инициативе потребителя, а также полное или частичное освобождение исполнителя от ответственности в случае, например, угона или порчи транспортного средства. Поэтому, наверное, имеет смысл еще раз вернуться к теме автостоянок и разъяснить нашим читателям буквально на пальцах все нюансы данной услуги.

Взаимоотношения между автовладельцем и стоянкой регулируются положениями Гражданского кодекса РФ о договоре хранения. А поскольку в большинстве случаев водитель является потребителем, то соответственно отношения со стоянками регулируются и законом РФ “О защите прав потребителей”. Более того, Правительством России утверждены “Правила оказания услуг автостоянками” от 17.11.2001 года. И даже поверхностное знание этих нормативных документов позволит вам правильно оформить отношения с парковщиками.

Лицом, оказывающим услуги по хранению машины, может быть любая организация независимо от ее организационно-правовой формы. По действующему законодательству исполнитель услуги обязан в открытой и доступной форме довести до граждан полную информацию о себе, фирменное наименование и юридический адрес, а также правила пользования автостоянкой, стоимость услуг, образцы договоров, квитанций, сохранных расписок и т.д.

Договор с исполнителем (то бишь со сторожем) должен заключаться в письменной форме, но хотим предупредить, что документ считается действительным, если автостоянка выдала вам при передаче “тачки” сохранную расписку, квитанцию или иной удостоверяющий приемку документ с указанием госномера авто. По действующим “Правилам оказания услуг автостоянками” подобная форма договора допускается при краткосрочной постановке авто (на срок не более суток). При более длительном хранении стоянка обязана оформить с вами договор по всем правилам, куда включить все условия хранения, порядок оплаты, въезда и выезда с автостоянки и приблизительную стоимость транспортного средства. Также рекомендуем составить акт осмотра авто, где отобразить имеющиеся на “коне” царапины и вмятины. Соблюдение этих формальностей будет иметь важное значение в случае повреждения или угона автомобиля с территории стоянки. А в дальнейшем эти бумажки помогут вам без лишних проволочек взыскать с виновника причиненный ущерб.

А что же делать, если ваш автомобиль повредили на территории стоянки? Требуйте от уполномоченного работника стоянки (сторожа или директора) составления акта, в котором описываются видимые наружные повреждения. Акт составляется и подписывается в двух экземплярах, один из которых должен остаться у вас на руках. Не забудьте заявить о произошедшем в ближайшее отделение милиции, чтобы служивые подтвердили факт происшествия.

Для оценки ущерба обратитесь в одну из специализирующихся на данной деятельности организаций, проверив наличие у экспертов лицензии.

После того как будет определена сумма причиненного вам ущерба, на имя руководителя стоянки необходимо написать претензию, в которой изложить требование о возмещении убытков, расходов на экспертизу в назначенный вами разумный срок и приложить копии подтверждающих документов. При этом, согласно закону РФ “О защите прав потребителей”, можно потребовать расторжения договора на оказание услуг и возврата оплаченной суммы. Претензию также необходимо передать под расписку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если автостоянка отказывается добровольно выплачивать деньги — обращайтесь в суд.

Также представляют интерес случаи, когда в роли автостоянок выступают гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Если ГСК по уставу оказывает услуги своим членам по хранению принадлежащих им авто, имеет охраняемую территорию, содержит сторожей, зарплата которых складывается из членских взносов, то правоотношения с владельцами машин также являются правоотношениями между потребителем и исполнителем. Следовательно, ГСК отвечает за сохранность автомобиля так же, как и любая обычная платная автостоянка.

Известен случай: “Жигули” угнали именно с территории ГСК. Владелец обратился с претензией к председателю, но тот в ответ заявил, что ГСК — это товарищество, в которое объединились автовладельцы для постройки гаражей, и не оказывает услуг по их хранению. По сути, председатель вешал лапшу на уши владельцу похищенного авто, ведь согласно уставу цель кооператива: “Удовлетворять потребности граждан в местах хранения авто”, а значит — оказывать соответствующие услуги. Бедолаге ничего не оставалось, как подать иск в суд, и, что примечательно, Фемида оказалась на его стороне.