А за «обвес» – довес

После покупки нового автомобиля многие владельцы на некоторое время теряют способность к спокойному сну — вдруг злоумышленники залезут в “любимую” и выдерут с “мясом” дорогостоящую магнитолу? Хотя у нее есть съемная панель, но, как показывает жизнь, эта хитрость не спасает собственника авто от непрошеного вторжения в салон его автомобиля. Можно ли подстраховаться от незапланированных убытков?

После покупки нового автомобиля многие владельцы на некоторое время теряют способность к спокойному сну — вдруг злоумышленники залезут в “любимую” и выдерут с “мясом” дорогостоящую магнитолу? Хотя у нее есть съемная панель, но, как показывает жизнь, эта хитрость не спасает собственника авто от непрошеного вторжения в салон его автомобиля. Можно ли подстраховаться от незапланированных убытков?


Или вот другая неприятность — установил гражданин “кенгурин” на дорогостоящий джип, да и въехал по невнимательности в впереди стоящую машину. Мало того что придется выкладывать “кровные” пострадавшему, так еще ремонт стальной защиты внедорожника обойдется в копеечку...

Чтобы оградить наших читателей от всяческих неприятностей, связанных с порчей разных “прибамбасов”, мы решили застраховать так называемое дополнительное оборудование. Дабы угодить как владельцам дорогих иномарок, так и отечественных машин, страхованию подвергли “примочки” обычной “десятки”, VW Passat и Gelaendewagen.

Обзвонив несколько страховых компаний, твердо уяснили, что цена страхования допоборудования от стоимости автомобиля не зависит. Однако увеличивает цену самого полиса КАСКО. Если в среднем стоимость полного КАСКО составляет 6—10% от цены нового автомобиля, то при страховании “наворотов” приплюсуйте к полису еще 10—30% от их стоимости. Кроме того, выяснилось, что допоборудование без КАСКО компании не страхуют. Это считается превентивной мерой против мошенничества.

И черт с ней?

Как рассказал “МКмобилю” страховой агент одного из дилеров ВАЗа, допоборудование всегда страхуется отдельно. Например, навесное — по одной цене. Аудиоаппаратура — по другой. Причем страховать можно практически все: антикор, подкрылки, диски, пластиковые “обвесы”. Однако каждая позиция в полисе рассчитывается отдельно. Сегодня застраховать можно все, но вот целесообразно ли? Хотя практика показывает, что собственники отечественных авто страхуют допоборудование достаточно редко. Во-первых, наши автомобили хотя и не самые дорогие, тем не менее большинство граждан их покупают, как говорится, на последние деньги, а страхуют на оставшиеся. Многие приобретают машины в рассрочку — у таких клиентов каждый рубль на счету. Кроме того, покупатели российских автомобилей рассуждают примерно так: конечно, если угонят машину — жалко. А вот если вытащат из салона недорогую автомагнитолу — ну и черт с ней.

Еще один существенный момент. Российские авто в основном продаются в базовой комплектации, и страховать кроме как КАСКО там особо нечего. Как правило, наша машина обрастает “прибамбасами” спустя месяцы после ее покупки. Причем владелец в страховую компанию уже не торопится...

Берегите чеки

По словам Игоря Иванова, замгендиректора “Ресо-Гарантии”, страхование допоборудования в этой компании производится только вместе с КАСКО. А допоборудованием считается все, что не входит в стандартную комплектацию автомобиля.

Чаще всего страхуют магнитолы со съемной панелью, акустические системы, электронные и механические противоугонные системы. Можно застраховать даже люк на крыше автомобиля, но только если он не заводского производства. Кроме того, страхуют также колесные диски, защитные дуги и дополнительное световое оборудование машины.

Как рассчитывается страхование допоборудования? Как рассказал Игорь Иванов, в среднем стоимость страхования доп-оборудования составляет около 10% от страховой суммы. Например, если автомобильная аудиосистема стоит $500, то цена страховки примерно $50. Соответственно эта позиция вписывается в полис.

Однако есть нюанс. Если вы установили на авто новую магнитолу, то при страховании обязательно покажите товарный чек. Это поможет точно определиться с суммой страховки. Если такового не обнаружится, примерную стоимость “музыки” будет определять сотрудник компании с учетом коэффициента износа. Что, понятно, невыгодно для страхователя. Как нам сказали в “Ресо-Гарантии”, при заключении договора на страхование допоборудования все действия между клиентом и компанией основаны на доверии. Если, например, гражданин скажет неправду — мол, магнитоле год, а на деле ей окажется пять лет и об этом узнают сотрудники компании, то денег автомобилист при наступлении страхового случая не получит. К тому же за этим делом следят и представители службы безопасности компании.

Дорога к кассе

А как автомобилист может получить деньги за испорченное допоборудование? По словам экспертов “Ресо-Гарантии”, алгоритм действий собственника авто такой же, как и при ДТП. Как правило, если допоборудование похищают или оно получает какое-либо механическое повреждение, то в большинстве случаев повреждение получает и сама машина. Например, разбили стекло и вытащили магнитолу. Попытались угнать машину — сломали “противоугонку”. Если кража той же магнитолы произошла на стоянке у вашего дома, получаете соответствующую справку в райотделе милиции, затем приезжаете в компанию, оформляете документы и, как говорится, к кассе. Разумеется, с учетом амортизации... К примеру, если у вас украли новую магнитолу через год после установки, то остаточный коэффициент составит 0,8 от ее первоначальной стоимости.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Антон СЕЛЕЗНЕВ, начальник отдела страхования ГСК “Югория”:

— Дополнительным оборудованием мы считаем все, что не входит в заводскую комплектацию автомобиля. Соответственно для разных моделей машин допоборудованием могут считаться разные приспособления. Скажем, для отечественных автомобилей — это дорогие диски и резина, поскольку в “базе” их нет. Исключение составляют некоторые модификации, на которых такие диски и резина уже установлены. Самое распространенное допоборудование на сегодня — это аудиосистемы. Определить штатные и нештатные магнитолы на иномарке довольно просто. Если панель съемная, то это всегда нештатное оборудование и однозначно считается доп-оборудованием. Если магнитола не предусматривает какого-либо съема, она соответственно штатная и не требует дополнительного страхования. Кроме того, наиболее сложный момент для страховщиков — внешний тюнинг. Это “обвесы”, дуги, пороги, “кенгурины”, пластиковые накладки. Есть большие сложности с определением их стоимости. Как правило, у клиентов, страхующих такое оборудование, в компании требуют товарные чеки и другие документы, подтверждающие заявленную стоимость.

Если к новому автомобилю особых вопросов, касающихся внешних “обвесов”, не возникает, то к владельцу подержанной машины они есть точно. Кроме скрупулезного внешнего осмотра и опыта экспертов компании здесь мало что поможет в определении их истинной стоимости. Например, хорошо отполированный хромированный “кенгурин” на подержанном джипе выглядит так же впечатляюще, как и на новом внедорожнике. Здесь можно говорить о том, что его страхование будет стоить как страхование нового “кенгурина”. Есть и другая сложность с определением стоимости навесного оборудования. Например, в Германии тюнингом занимается множество мелких фирм, которые почему-то долго не живут. Поэтому найти аналогичный “обвес”, чтобы определить его стоимость, крайне сложно. Кроме того, большие проблемы с ремонтом такого допоборудования появляются из-за того, что оно реализуется только комплектами. Соответственно разбитая пластиковая накладка для двери продается только в комплекте, к примеру, на две двери и багажник.