Колеса для королей

История “Rolls-Royce” началась 1 мая 1904 года после того, как в фешенебельном ресторане манчестерского отеля “Мидленд” произошла встреча двух джентльменов...

История “Rolls-Royce” началась 1 мая 1904 года после того, как в фешенебельном ресторане манчестерского отеля “Мидленд” произошла встреча двух джентльменов. Ими были 40-летний Фредерик Генри Ройс, сын мельника, талантливый механик-самоучка, предприниматель и владелец компании в Манчестере “Royce Ltd”, выпускающей электрооборудование, и Чарльз Стюарт Роллс, аристократ, спортсмен и наследник многомиллионного состояния, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, увлеченный автомобилями и аэропланами.

Вскоре после этой знаменательной встречи, во время которой они обсудили планы создания нового автомобиля, джентльмены подписали договор о создании фирмы “Rolls-Royce Ltd”. С самого начала в основу философии новой компании ее создатели заложили изготовление автомобилей чрезвычайно высокого качества.

С 1904 по 1906 год “Rolls-Royce Ltd” выпустила несколько моделей 12PS, 15PS, 20PS, 30PS — небольшие двухцилиндровые машины, а также автомобили с трехцилиндровыми (было изготовлено только шесть экземпляров) и четырехцилиндровыми моторами, с “шестеркой”, состоящей из двух блоков (по два и четыре цилиндра), и даже восьмицилиндровый “монстр”.

Рекорд за рекордом

Новые автомобили класса “люкс” быстро завоевали успех на рынке. Их хорошая репутация еще больше укрепилась после побед на автогонках. Первой смогла добиться триумфа на ралли “Турист Трофи” в 1906 году легкая модель Rolls-Royce 20 PS (водитель Ч.С. Роллс) с четырехцилиндровым двигателем мощностью 20 л.с. За ним последовал новый рекорд в ралли “Монте-Карло — Лондон”, а также победы в США, включая “Сильвер Трофи” в Эмпайр-Сити и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с. в Ормонд-Бич во Флориде. Все успехи были достигнуты автомобилями, разработанными на основе Royce Prototype, которых до 1907 года было выпущено около 100 экземпляров. Но подлинное рождение легендарной марки произошло несколько позже: только в 1906 году на лондонском “Олимпия Мотор-Шоу”, когда фирма “Rolls-Royce” представила первое шасси Rolls-Royce 40/50 HP под заводским номером 60551.

Новая модель ничем не повторяла предшественников. Продажи шасси 40/50 HP начались в 1907 году, поскольку до второй мировой войны завод “Rolls-Royce” не производил кузовов, но они отдельно изготавливались кузовными мастерскими по заказу самого клиента, порождая огромное количество вариантов Rolls-Royce с единым шасси.

Шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов. Примерно во столько же обходился клиенту не менее роскошный кузов, производимый именитыми мастерскими, такими как Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp & Maberly, H.J. Mulliner, Gurney Nutting, Windover (London), James Young, Freestone and Webb, Rippon, Vanden Plas и др. По тем временам немалая цена — за такие деньги можно было купить 8—10 простеньких Vauxhall 6НР. Но в заказчиках роскошных кузовов, достойных столь дорогого шасси, у мастерских недостатка не было.

Вскоре этой машине дали необычное имя — Silver Ghost (“Серебряный Дух”). По легенде, которыми окружена знаменитая компания, названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю.

Как гласит легенда, самый громкий звук в салоне — тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых Silver Ghost других часов не было. Сделанный Генри Ройсом шестицилиндровый 7-литровый мотор для новой модели благодаря тщательности проработки и изготовления деталей, хорошо уравновешенному коленчатому валу (диаметр его подшипников увеличили вдвое по сравнению с прошлыми моторами) работал поразительно тихо и мягко. Конструкторы применили также редкую в те годы систему смазки под давлением.

Автомобиль обладал мощной рамой из высококачественной стали, а мосты были подвешены на длинных полуэллиптических рессорах (на ранних 40/50 НР сзади помимо продольных ставили дополнительную поперечную рессору), придававших машине исключительную плавность хода.

А его тринадцатый экземпляр (1907 год) создан при участии фирмы “Barker”, снабдившей шасси знаменитым открытым пятиместным кузовом и окрасившей корпус в серебряный цвет (посеребренными были и некоторые детали, без того сверкавшие после тщательной ручной отделки). Модель могла развивать скорость до 150 км/ч — показатель, недоступный для многих спортивных моделей того времени. Silver Ghost стал едва ли не самым известным автомобилем на планете. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как “лучший автомобиль в мире”.

Самоуверенность компании раззадорила Клода Джонсона — секретаря Королевского автоклуба и бывшего партнера Роллса. Он организовал большие испытательные пробеги Silver Ghost — сначала на 2000 миль (3200 км), затем на 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). Огромное по тамошним меркам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью — вышел из строя топливный краник. Джонсон скрупулезно зафиксировал стоимость ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. На хороших участках автомобиль удавалось разогнать до 120 км/ч.

Модель оказалась настолько удачной, что даже постоянные модернизации и соответствующее повышение цен на шасси не снижало спроса на нее. Чтобы насытить заокеанский рынок, в 1921 году пришлось даже открыть филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского Silver Ghost стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926-го построили 1703 автомобиля. В Великобритании “Фантом” сменил “Призрака” годом раньше. На родине выпустили 6173 шасси. Silver Ghost верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США, например, в 30-х на “вечные” шасси “Серебряного Духа” просто ставили новые модные кузова.

Без вульгарности и фривольности

Эмблема компании, ставшая одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна легенда гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Поначалу эти буквы были красными, но в 1930 году их стали выполнять черными — якобы потому, что почти все эмблемы тогда были черно-белыми. По другой версии, изменение произошло в знак траура после смерти Ройса в 1933 году. А некоторые источники ссылаются и на то, что большинство кузовов Rolls-Royce того времени окрашивались в модные оттенки бордовых тонов, и красные буквы эмблемы были не видны на их фоне, именно поэтому компания и изменила цвет.

Еще одним неотъемлемым атрибутом автомобилей Rolls-Royce является “Дух экстаза”. В 1909 году один из Rolls-Royce приобретает в личное пользование сэр Джон Монтегю лорд Белью. Именно он составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский Королевский автоклуб. Кузов для машины лорда изготовило ателье “Barker”. Это был четырехместный фаэтон. Но чтобы выделить свой автомобиль из общего потока, лорд заказывает в 1911 году своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, носовую фигурку-талисман. Художник нашел простое и изящное решение: он создал некое рукокрылое божество—фигурку, устремленную вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся на ветру одеянии, волею провидения спустившуюся на капот Rolls-Royce и там застывшую, чтобы передать дух автомобиля — разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли “вульгарности, фривольности и ража”, как в символах черных котов или полисменов, водружаемых многими владельцами Rolls-Royce на крышки радиаторов.

Первоначально официальное название фигурки было “Олицетворение скорости”, но позднее Сайкс продал свои авторские права компании “Rolls-Royce”, и она была переименована в Spirit of Ecstasy.

И немногим известно, что прообразом “Духа экстаза” стала личный секретарь лорда Белью — Элеонор Торнтон, в которую был безнадежно влюблен Сайкс. К сожалению, Элеонора недолго могла гордиться тем, что стала прообразом талисмана Rolls-Royce — она погибла во время первой мировой войны на корабле, торпедированном немецкой подводной лодкой. “Летящая леди”, как скоро стали называть талисман, стала первой металлической фигуркой на капоте автомобиля, сделанном в Британии. Поначалу ее выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали отличного качества, но по специальному заказу было выпущено несколько фигурок из чистого серебра и даже золота. Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, “коленопреклоненная”, выпускалась в 1934 году. “Летящая леди” и сейчас символ фирмы “Rolls-Royce”.

В том же 1907 году компания “Rolls-Royce Ltd” переехала из Манчестера в Дерби и вскоре создала там станцию техобслуживания, чтобы можно было оказывать техническую помощь покупателям даже на дому. Кроме того, была открыта также автошкола “Rolls-Royce” по подготовке водителей.

Уже с 1908 года компания прекращает выпуск моделей на основе Royce Prototype и выпускает только одну модель 40/50 “Серебряный Дух”, но начинает заниматься также производством и летательных аппаратов.

В 1910 году с одним из таких летательных аппаратов произошла катастрофа, в которой в возрасте

33 лет погиб Чарльз Роллс. Двукрылый самолет упал всего лишь с высоты семи метров и разбился. Воздушный спорт увлекал его, Роллса, не меньше, чем автомобильный, и Чарльз стал первым англичанином, перелетевшим Ла-Манш, и, увы, первым англичанином, разбившимся на самолете во время показательных выступлений.

После гибели в авиационной катастрофе своего друга и партнера Генри Ройс наладил производство авиационных моторов высочайшего качества и надежности. А в войну компания увеличила производство авиадвигателей и основала собственную авиакомпанию. Но все-таки Ройс навсегда связал свою жизнь с автомобилями. Он постоянно изобретал что-то новое, стремясь к совершенству.

“Я — механик”, — отвечал он, когда его спрашивали о профессии. Ройс прекрасно знал все технологические операции на своем заводе, и если что-то вызывало недовольство, часто сам показывал, как надо работать. Незадолго до смерти за выдающиеся заслуги перед Великобританией его удостоили титула барона.

Тем не менее компания “Rolls-Royce” всегда отличалась некоторым консерватизмом и осторожным отношением к новшествам. Так, например, несмотря на то, что другие фирмы уже с 1914 года применяли электрический запуск двигателя, “Rolls-Royce” установил его на свои модели только в 1919 году.

Автомобили компании никогда не отличались дешевизной, и ценовая политика, сформулированная Ройсом, актуальна и сегодня: “Качество остается, когда о цене уже давно забыли”.

«Привидения» с «Призраками»

Традиционно “Rolls-Royce” не указывала мощность своих машин, характеризуя ее как “достаточную”. В 1922-м компания выпускает и небольшой автомобиль с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3,1 литра, имевший хороший сбыт и по числу продаж обогнавший более престижные модели. Линию великолепных машин вслед за “Призраком” продолжил Phantom (“Привидение”) с улучшенной приемистостью благодаря новому двигателю с верхним расположением клапанов. В 1929-м появляется модель Phantom II с двигателем, который был на 20% мощнее своего предшественника. Он представлял собой моноблок, соединенный воедино с четырехскоростной коробкой передач, и, самое главное, с новым шасси, освобожденным от устаревших кантилеверных задних рессор.

Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии, компании и в кризисные 30-е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке. А в 1931 году “Rolls-Royce” даже приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение, — компанию “Bentley” с устоявшейся репутацией производителя добротных, дорогих и надежных спортивных машин и лимузинов, по основным параметрам очень похожих на Rolls-Royce. Начиная с 1949 года классические автомобили класса “люкс” получают пронизанные духом ностальгии названия: Silver Wraith (“Серебряный Призрак”), Silver Dawn (“Серебряный Рассвет”), Silver Cloud (“Серебряное Облако”), в 1965-м сменившееся Silver Shadow (“Серебряная Тень”).

Престиж марки “Rolls-Royce” был столь велик, что в 50-х годах компания становится поставщиком автомобилей для Британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира.

Помощь ВПК

В 60-х начался спад, и финансовое положение “Rolls-Royce”, занятого в ту пору созданием нового авиационного двигателя и модели Rolls-Royce Corniche, стало очень шатким, а 4 февраля 1971 года компания была официально объявлена банкротом. “Rolls-Royce” как национальное достояние спасло британское правительство. Военно-промышленный концерн “Vickers” — некогда наикрупнейший в Великобритании синдикат производителей военной техники — в 1980 году приобрел “Rolls-Royce Motor Cars Ltd” за 38 млн. фунтов стерлингов, когда компания в связи с ухудшившимися финансовыми показателями и разработкой новой модели Rolls-Royce Silver Spirit в очередной раз оказалась на грани кризиса. “Vickers” сделал для “Rolls-Royce” за время владения этой легендарной маркой немало: концерн провел модернизацию устаревавших заводов в Кру.

Будущая новинка 1998 года, Rolls-Royce Silver Seraph, разрабатывавшаяся на протяжении четырех лет, проектировалась уже при помощи новейших компьютерных технологий. В остальном “Rolls-Royce” остался “Rolls-Royce” — автомобили изготавливались вручную и только по заказам. Тем не менее благодаря принятым мерам более чем вдвое — с 65 до 28 дней — сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала снова приносить прибыль. Так, в 1997 году, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), она составила 45 млн. долларов при обороте в 500 млн. долларов. В октябре 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже “Rolls-Royce”. Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение, по которому “Volkswagen” приобрел заводы “Bentley” и “Rolls-Royce”, а BMW купил имя “Rolls-Royce”. Вскоре BMW начал производство автомобилей под знаменитым брендом на новом заводе в Гудвуде (Южная Англия).

Там концерн построил “самую эксклюзивную в мире фабрику” для производства нового семейства машин престижной британской марки “Rolls-Royce”. Предприятие разместилось в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс. Примечательно, что неподалеку, в городке Уэст-Уиттеринг, жил с 1917 по 1933 год и умер сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Завод представляет собой практически подземное сооружение с куполообразной крышей на площади в 30 акров, на которой посажены растения: это делает его совершенно неотличимым от окружающей местности. Как сообщают в штаб-квартире BMW, в ближайшем будущем клиенты смогут следить за всем процессом производства и сборки автомобилей из-за специальных стеклянных перегородок.

Ультрасовременный завод обошелся немецкому концерну в 60 млн. долларов, а другие источники называют еще большую сумму — 87 млн. долларов.

В полную силу предприятие заработает только теперь, когда BMW окончательно получил права на марку “Rolls-Royce”. С наступлением 2003 года бренд британской автомобилестроительной компании “Rolls-Royce Motor Cars Ltd” полностью перешел под контроль баварского концерна BMW. Сегодня мировая пресса восхищается “первым ультрароскошным Rolls-Royce от BMW”, который уже появился в выставочных салонах. Rolls-Royce Phantom образца 2003 года — это абсолютно новый Rolls-Royce! На создание новейшей легенды британского автомобильного искусства ушло 5 лет. Новый Rolls-Royce Phantom — достойный представитель компании, носящей титул “поставщика королевского двора Великобритании”!