1310

На Россию наступает second-hand из США

Московский регион обслуживают два таможенных поста с авто-транспортной специализацией: “Донской” в подмосковном Домодедове и “Новодмитровский” в Москве. По своим функциям они абсолютно аналогичны. О работе московских таможенников корреспондент “МКмобиля” Алексей БАТУШЕНКО беседует с руководителем “Новодмитровского” поста Игорем КУЧУКОМ.
Поделиться

Московский регион обслуживают два таможенных поста с авто-транспортной специализацией: “Донской” в подмосковном Домодедове и “Новодмитровский” в Москве. По своим функциям они абсолютно аналогичны. О работе московских таможенников корреспондент “МКмобиля” Алексей БАТУШЕНКО беседует с руководителем “Новодмитровского” поста Игорем КУЧУКОМ.


— А что, собственно, представляет собой таможенный пост?

— Наш пост располагается на площадях склада временного хранения “Альфа ТЖЧК”. Структура “Новодмитровского” — как и у любого другого российского таможенного поста. Прежде всего это административные помещения, где располагаются инспектора и куда граждане приходят оформлять документы, необходимые для ввоза автомобиля в Россию. Нерастаможенные машины попадают в специальный ангар, где оборудована зона таможенного контроля. Тут работают эксперты, определяющие юридическую чистоту каждого “автоиммигранта”, соответствие номеров агрегатов и года выпуска заявленным в таможенной декларации и другие параметры. Если все в порядке, автомобиль перемещается на площадку временного хранения. Когда хозяин получает готовый пакет документов, он может в любой момент забрать свою машину с этой стоянки.

— Много ли машин проходит через ваш пост?

— Исходя из опыта, могу сказать, что вот-вот должно начаться очередное сезонное увеличение объемов импорта иномарок. Оно продлится примерно до середины лета. Второй пик ввоза ждем, как обычно, осенью. Надо сказать, что пока через пост проходит сравнительно мало машин — около 50 штук в день. В “горячее” время их число доходило до 300. Благо размеры площадки позволяют — тут может одновременно находиться 260 машин. Да и помещение оформления документов, где инспектора работают с владельцами, тоже немаленькое — по размерам аналогично залу ожидания провинциального железнодорожного вокзала. Процесс оформления таможенных документов происходит без участия владельца. Его дело — представить необходимые бумаги и ждать. Сейчас у нас более-менее пусто, период зимнего затишья еще не кончился, поэтому если человек приехал утром, то к концу рабочего дня он уже забирает машину. Но это если машина беспроблемная — не требуются дополнительные технические или стоимостные экспертизы либо какие-то иные проверки. Бывает, что просрочено положенное время на доставку машины от границы. В этом случае возбуждается дело об административном правонарушении. Опоздал ты на один день или на месяц — штраф от 300 до 500 рублей. Разного рода сложности возникают сейчас не более чем с 20% автомобилей (в самые тяжелые периоды проблемы возникали с 60% машин). Двадцатипроцентный уровень установился в конце лета прошлого года и держится до сих пор. Сложно было, когда проблемных машин было много. Согласно правилам, если с машиной возникают сложности, она остается в зоне таможенного контроля до их устранения. В это время прибывают новые автомобили. Площадка не резиновая, площадь ограничена — выкручивались как могли.

— Почему число проблемных снизилось?

— Это связано с тем, что как раз тогда повысились ставки пошлин на подержанные автомобили. В результате их ввоз сократился примерно в три раза. Импортеры начали переключаться на ввоз новых автомобилей.

— Какова процедура таможенного оформления автомобиля?

— Процесс начинается, как только авто оказывается на территории таможенного поста. Перво-наперво происходит так называемое закрытие доставки. Въезжая в Россию, на пограничном переходе владелец обязуется доставить свое авто в таможенный орган, то есть к нам. При этом он приобретает еще и статус перевозчика. Таможенники на границе указывают ему, где и в какой срок должна оказаться машина.

“Закрытие доставки” означает, что перевозчик свою миссию выполнил. При этом он передает нам документы на машину и заполненную таможенную декларацию. После этого ему остается только ждать, пока машину проверят по базам розыска, пройдет техническая экспертиза, таможенный досмотр и другие процедуры. Если все в порядке, владельца вызывают к окошку и инспектор рассчитывает размер таможенного платежа за машину. Когда оплата произведена, владельцу выдается ПТС и таможенный приходный ордер, подтверждающий отсутствие претензий к владельцу автомобиля со стороны таможенников. С этого момента человек волен в любой момент забрать свою четырехколесную собственность со стоянки. Может ехать куда хочет: либо в ГИБДД, либо в ремонт…

— В ремонт?

— А почему бы и нет? Разные машины приходят. Довольно много битых. Аварии по дороге в Москву — не редкость. Например, зимняя резина по-европейски на российском снегу и гололеде выглядит довольно бледно. К тому же какой нормальный бюргер поставит нормальные покрышки на авто, предназначенное на продажу? Частенько машины из Европы приходят на почти “лысой” резине, напоминающей слики болидов “Формулы-1”. Вот аварии и происходят.

Достаточно много закупают в Европе изначально битых легковушек — для ремонта и продажи в России. Ведь ни в каких таможенных документах не указывается, что машина пришла битая.

— Что сейчас происходит с импортом подержанных иномарок?

— Изменился как объем, так и ассортимент машин. Произошло это не только из-за повышения пошлин. Сыграло свою роль усиление евро по отношению к доллару. Из-за этого ввоз подержанных авто из Европы неуклонно сокращается и набирает обороты импорт с рынков США и Канады. В Европе даже на вторичном авторынке цены достаточно высоки. Автомобили европейских марок, выпущенные для американского рынка, обходятся заметно дешевле. Например, если подержанная модель Porsсhe в Старом Свете стоит 80—90 тысяч евро, то точно такая же в США — около 50 тысяч долларов, практически вдвое дешевле! Естественно, что подобная “вилка” не могла остаться без внимания импортеров. Если судить по нашему посту, то сейчас на долю легковушек и внедорожников европейских марок приходится лишь 40%, а остальное — “американцы”. Явление тем более примечательное, что до последнего времени доля “европеек” составляла 80—85%. Это и понятно: торговцы стремятся любыми путями сократить издержки. Конечно, “американизированные” модели отличаются от европейских аналогов оптикой, настройками подвески, комплектацией, но не настолько кардинально, чтобы оттолкнуть российского водителя.

— Можно ли среди марок и моделей ввозимых машин выделить лидеров?

— Автомобили везут самые разные. Лидеров в общем-то нет. Единственная закономерность — сезонная. В преддверии лета увеличивается доля кабриолетов, родстеров, небольших динамичных автомобилей типа BMW M3. Под зиму начинают везти полноприводники — и легковушки, и “паркетники”, и внедорожники.

— С какими нарушениями таможенных правил ваши сотрудники чаще всего имеют дело?

— Самое распространенное нарушение связано с превышением срока доставки. Приграничная таможня обычно дает 5—6 дней на доставку машины от западной границы России до Москвы. Опаздывают по разным причинам. Например, машина вполне может сломаться в пути. Может случиться ДТП. На опоздавшего заводится административное дело. Это целая история, отнимающая массу времени и у автомобилиста, и у таможенного инспектора. Для нарушителя расставание с 500 рублями оказывается практически незаметной неприятностью по сравнению с “прелестью” процедуры оформления. Инспектору тоже невесело: он должен, соблюдая все формальности, возбудить дело, получить с нарушителя письменное объяснение, вынести определение, назначить дату рассмотрения, вынести постановление… Вместо того чтобы за 20 минут оформить машину, он убивает 1,5—2, а то и 3 часа на всю эту бодягу. А в объяснениях владельцев читаешь: “Пока приехал, пока вымыл машину, пока в автосервисе сделал профилактическое ТО”. Или: “Задержался, так как заехал в гости к родственникам”. В общем, люди сами себе проблемы создают. Не думают, что в итоге машина лишний день на таможне задержится, а за это придется платить фирме, владеющей складом временного хранения. Если все с машиной в порядке, никаких нарушений не выявлено, процедура оформления занимает 4—6 часов.

— Насколько оправданна сейчас самостоятельная покупка авто за границей и перегон?

— Нынче гораздо проще поручить кому-то пригнать для вас машину из-за рубежа, чем ехать за ней самому. Как в любом деле, тут существует определенная специфика. Скорее всего такого рода знания обычному человеку больше никогда в жизни не потребуются. Возникает вопрос: а стоит ли оно того? Перегон машины своим ходом — достаточно тяжелая работа, частенько связанная с личным риском. Но самая большая сложность — найти хороший автомобиль по приемлемой цене. За автомобилем “для себя” едут в Европу. Цены там сейчас очень высокие. Вообще прижимистые европейцы весьма четко связывают цену и качество вещи. Хорошая обязательно хорошо стоит. Сказки продавцов о машине, “на которой бабушка только за хлебом в магазин ездила”, давно стали классикой. Но если верить им, то население той же Германии на 99% должно состоять из пенсионеров. Немцы — очень рачительный народ. Бессмысленных покупок они не делают. Если берут себе машину, то эксплуатируют по полной программе. Если машина нужна изредка, ее возьмут в прокате — дешевле. Коли ожидаемый пробег за год не превышает 30—35 тысяч километров, покупка не состоится. Налоги на имущество таковы, что при меньших пробегах автомобиль выгоднее взять в лизинг или аренду. Поэтому найти транспортное средство с меньшим среднегодовым пробегом маловероятно. С большим — запросто. Неопытный человек скорее всего нарвется на “уставшую” машину со скрученным спидометром. Пожалуй, единственный вариант — покупка у хорошо знакомого аборигена, чьим словам вы можете верить.

Учитывая все это, могу сказать, что желающим купить машину за кордоном лучше обратиться к профессионалу. Получится дешевле, безопасно и с серьезной гарантией качества. Хотя частенько встречаются индивидуумы, которым интересно попробовать. В самом деле, это же путешествие, новые впечатления. Встречал таких, кто самостоятельно мотоцикл привозил.

— Кто сейчас занимается ввозом подержанных автомобилей?

— Образ профессионала-перегонщика, пересекающего границы за рулем подержанной иномарки, уже практически ушел в прошлое. Профессионалы давно, как говорят, “раскрутились”, став успешными бизнесменами. Используя проверенные связи на европейском и американском рынках подержанных авто, наработанную клиентуру в России, они теперь ввозят автомобили не по одному, а автовозами и контейнерами. Ситуация в стране, модернизация законодательства заставляют их работать в легальных формах, и они создают фирмы и фирмочки. Оптовому покупателю каждый автомобиль обходится дешевле, а расходы по доставке в Россию минимизируются. Опыт позволяет закупать качественные автомобили. Продавая подержанные иномарки в России, эти люди имеют возможность даже гарантировать тот или иной срок службы или пробег авто. Импорт подержанных автомобилей серьезно переориентировался на Америку. Понятно, что частник своим ходом оттуда машину не пригонит. Везут морем в контейнерах. Там покупают на аукционах, партиями. Для успешной покупки нужно знать проверенных продавцов, которые не подсунут автомобильный полутруп. Если европейцы, эксплуатируя свои машины по максимуму, как правило, четко следуют требованиям ТО, то в США этим не принято особо забивать себе голову. Частенько моторное масло не меняют, а просто доливают по мере угара. В общем, одиночки, ввозящие машины на продажу, по одному исчезают со сцены.

— С какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться таможенникам?

— Приобретение автомобиля для обычного человека — событие далеко не рядовое. Для большинства наших клиентов, тех, кто гонит подержанный автомобиль для себя, это первый опыт такого рода. Люди допускают нарушения из-за элементарной юридической неграмотности, не зная, какие документы нужны и как правильно их составить. На пограничных переходах мои коллеги, как правило, детально это объясняют, чтобы человек избежал последующих осложнений. Чаще всего люди выезжают за границу, покупают машину и при въезде в Россию неожиданно выясняют, что прежде они должны были позаботиться о внесении денежного обеспечения уплаты таможенных платежей, так называемого залога. Да, его можно внести сразу при пересечении границы. Но это неизбежно приводит к серьезной задержке при таможенной очистке машины. Сотрудникам требуется значительное время, чтобы получить подтверждение от пограничного таможенного органа, через чей переход шла машина. Поэтому рекомендую вносить денежное обеспечение перед выездом. Это делается очень просто. Гражданин вносит деньги, выписывается таможенная расписка. На ее основании выдается гарантийный сертификат, в который вносятся имена владельца транспортного средства, перевозчика-доставщика, сведения об автомобиле, который планируется ввезти, и наименование пункта пропуска, через который пройдет купленная машина.

— Много ли у автовладельцев претензий к вашей службе?

— Чаще всего коллизии возникают из-за года выпуска автомобиля. Во многих странах возраст транспортного средства считают со дня продажи. Российская таможня отталкивается от даты выпуска машины. Бывает, человек купил машину как шестилетнюю, а при оформлении ввоза выясняется, что выпустили ее семь лет назад. Понятно, что в таком случае сумма налогового платежа заметно увеличивается. В случае трений с владельцем мы направляем на завод-производитель запрос. Когда приходит официальный ответ, спорить становится не о чем.