2815

Chrysler: живая американская легенда

История знаменитых фирм прежде всего связана не с оригинальными решениями, не с уникальным сервисом (это все второстепенно), а с их основателями и руководителями. Поэтому, когда мы говорим о “Chrysler”, то не можем не вспомнить человека, давшего
Поделиться

История знаменитых фирм прежде всего связана не с оригинальными решениями, не с уникальным сервисом (это все второстепенно), а с их основателями и руководителями. Поэтому, когда мы говорим о “Chrysler”, то не можем не вспомнить человека, давшего имя компании и вдохнувшего в нее жизнь: Уолтера Крайслера.

Мистер Крайслер родился в 1875 году. Вот его захватывающая карьера: 17 лет — помощник машиниста, 24 — мастер-механик, 33 — суперинтендант на Западной железной дороге в Чикаго, 35 — менеджер “Американской компании локомотивов”. Вот тут в цепочке профессий Уолтера Крайслера намечается резкий поворот: в 1910-м он приобрел себе автомобиль. Говорят, Крайслер был настолько заинтригован самой конструкцией машины, что успел ее разобрать и собрать, прежде чем научился водить. Как видно, первое авто произвело на него большое впечатление, потому что через два года Крайслер устроился в “Buick”, а в 1917-м уже был президентом и генеральным директором этого отделения “General Motors”.

Еще два года спустя Крайслер стал вице-президентом по производству всего “General Motors”, однако оставался на этом посту недолго. Известно, что два человека с мощными административными способностями редко могут ужиться вместе. Вскоре между Вильямом Дюрантом (президентом GM) и Уолтером Крайслером возникли серьезные разногласия. Конфликт дошел до того, что Крайслер, посчитав себя достаточно обеспеченным, уволился в 1920 году.

Его талант не остался невостребованным, и вскоре Уолтер работал на своеобразной должности “восстановителя компаний”. Вначале к нему обратилась “Willys-Overland” с просьбой помочь выбраться из финансового кризиса, потом пришло приглашение от “Maxwell Motor Car”. Эта компания была реанимирована с помощью уникального и очень действенного средства — автомобиля Chrysler Six, который Уолтер разработал сам с помощью трех инженеров. Эта машина предлагалась по невысокой цене, но отличалась комфортом и запоминающимся стилем. За год было продано 32 тысячи автомобилей.

Наконец, в 1925 году родилась “Chrysler Corporation”, явившаяся наследником “Maxwell Motor”. Крайслер, ставший президентом новой компании, не терял времени даром. В том же году на рынок был выставлен Chrysler Four Serie 58. В полном соответствии со своим названием машина развивала скорость в 58 миль в час (93 км/ч). Скорость, безусловно, была бешеной для того времени, и вскоре около 4000 дилеров продавали эти автомобили. “Chrysler” сделал мощный рывок, за год поднявшись с 57-го на 5-е место среди американских производителей автомобилей. Фирма продолжала строить высокоскоростные модели. Следующая серия развивала скорость в 130 км/ч, что почти в два раза превышало скорость знаменитой модели Т компании “Ford”.

К 1928 году прибыли стали достаточными для того, чтобы открывать новые отделения (“De Soto”, “Plymouth”) и даже купить “Dodge Brothers”. Все новые приобретения оказались на редкость удачными. Цены на De Soto и Plymouth колебались в пределах от 670 до 725 долларов. Таким образом, машины мог купить даже потребитель с небольшим доходом, что существенно расширило рынок сбыта. В то же время, приобретая “Dodge”, “Chrysler” приобрел и репутацию очень надежного производителя. Именно братья Додж создали знаменитую машину, которая смогла заехать в Большой Каньон и выехать оттуда обратно.

Уже к 1929 году “Chrysler Corporation” стала членом “Большой тройки”. Однако компания сильно пострадала. С гордостью представители “Chrysler” отмечают, что, несмотря на все трудности и форсированное снижение производственных расходов, затраты на науку и исследования не стали меньше. Это здорово помогло корпорации в 1933 году. Тогда она была единственным производителем, чьи продажи превысили продажи 1929 года. В том же году “Chrysler” впервые обошел “Ford” по объемам продаж. Что ни говори, а это была настоящая победа. Успех закрепили в 1934 году выпуском серий Airflow (“поток воздуха”). На этих моделях “Chrysler” впервые поставил изогнутое ветровое стекло и автоматическую коробку передач.

Во время Второй мировой войны компания неплохо заработала. Среди популярной продукции, выпускаемой “Chrysler”, были танки (18 000 штук), военные грузовики (500 000 штук), моторы для самолетов В-29, пушки для самолетов и т.п. Всего к 1945 году “Chrysler” поставил военного оборудования на 3,4 млрд. долларов.

После войны на вырученные средства были куплены 11 новых заводов. В то же время качественные преобразования не успевали за количественными. Если все производители представили множество новых моделей, то “Chrysler Corporation” ограничивалась лишь несколькими. В результате в начале 50-х корпорация опустилась на третье место среди американских автомобильных компаний.

Зато было введено множество новшеств в технике. Во-первых, в 1951-м публике представили первый автомобиль с усилителем руля. Затем все машины оборудовали ключом зажигания. Вскоре усовершенствовали подвеску.

На долгие годы запомнились автолюбителям два специально разработанных двигателя “Chrysler”. В 1951 году свет увидел Hemi V8, обладавший уникальными свойствами. К сожалению, двигатель получился дороговатым — его цена равнялась трети общей стоимости машины, но он послужил точкой опоры для создания легендарного 426 Hemi. Этот двигатель мощностью более чем 400 л.с. производился специально для спортивных машин. Всего их выпустили 11 000, и некоторые ценители считают, что Hemi до сих пор остается одним из лучших.

В 60-х годах “Chrysler” прочно держался на плаву, но сильно страдал от непродуманного руководства. Просчеты были допущены еще много лет назад. В начале 50-х “Chrysler” производил машины, похожие на комбинацию разнокалиберных прямоугольных коробок, представляя “прямоугольный” стиль, а остальные компании делали модели с обтекаемыми формами. В начале 60-х компания запустила в производство маленькие машины, в то время как потребитель нуждался в роскоши и необъятном пространстве. Казалось бы, все ничего — ведь мы знаем, что скоро наступит нефтяной кризис и спрос на маленькие машины поднимется. Однако как раз перед началом кризиса “Chrysler” начал предлагать большие машины с малой топливной экономичностью.

В результате, несмотря на то что в 1972 и в 1973 годах были поставлены рекорды по продажам, последствия кризиса все-таки сказались. Рынок захватили японские производители, сумевшие быстро перестроиться согласно новым запросам потребителей. “Chrysler” оказался на краю пропасти — потери были очень большими. В конце концов для спасения компании пригласили Ли Якокка с 32-летним опытом работы на компанию “Ford”. Для воскрешения фирмы требовались немалые средства, и “Chrysler” попытался искать помощь у федерального правительства. Скорее всего в помощи было бы отказано, если бы Якокка не провел серию выступлений. В своих речах он подробно описал, что произойдет после закрытия всех заводов корпорации. Несомненно, банкротство такой крупной компании нанесло бы сильный удар по американской экономике. В результате в 1979 году специальный акт провели через конгресс, и его подписал президент Джимми Картер. Акт обеспечивал Chrysler 1,5 млрд. долларов. Помощь подоспела как раз вовремя. В том же 1979-м доля продаж “Chrysler” на автомобильном рынке упала с 21% (1952) до 9%.

Пришлось закрыть несколько заводов, уволить много сотрудников и... перевести все автомобили на передний привод. Как видим, восстановление удавалось. Лозунг тех времен: “Если ты можешь найти лучшую машину — купи”. Разработчики старались вовсю, чтобы лучших машин не было.

В 1981-м начали производить новые машины K-cерии. Они помогли найти выход из финансового тупика. Dodge Aries, Plymouth Reliant завоевали рынок, обеспечили прибыль, что позволило “Chrysler Corporation” уже в 1983-м выплатить долг правительству. В том же 1983 году “Chrysler” открыл новый сектор рынка, начав производство минивэнов. Это произвело революцию, изменив жизнь многих американских семей. И сегодня минивэны “Chrysler” доминируют на американском рынке и составляют около 20% европейского.

Рост прибыли, как всегда, вызвал расширение. “Chrysler” создал множество совместных компаний (в том числе и “Diamond-Star” вместе с “Mitsubishi”). В 1987-м была приобретена знаменитая итальянская фирма “Lamborghini”. Но, пожалуй, самым большим и самым выгодным капиталовложением стала покупка “American Motors”. Вместе с ней к “Chrysler” перешли права на такие автомобили, как Eagle и Jeep. А эти марки отдельно представлять не надо.

К концу 80-х “Chrysler” улучшил качество выпускаемых машин. Корпорация давала 7-летнюю гарантию как на агрегаты и узлы, так и на кузов машины. Специалисты “Chrysler” утверждали, что через

100 000 миль на кузове не должно появиться ржавчины. Заботясь о безопасности, в 1988-м “Chrysler” первым поставил подушки безопасности во все свои автомобили, сделав их стандартным оборудованием.

Хотя в 1991 году компания потеряла около 800 млн. долларов из-за спада в экономике, в том же году был заложен “Большой технологический центр “Chrysler”, а в 1992-м, после инвестиций в 1,6 млрд. долларов, построен новый завод в Детройте. Финансовое процветание началось с 1994 года — компания вновь поставила рекорд, заработав 3,7 млрд. долларов. В том же году публике представили новые седаны Chrysler Cirrus, Dodge Stratus. Кстати, Cirrus победил в почетном конкурсе “Motor Trend” и был назван “Машиной года”.

В 1995-м в том же конкурсе впервые победил микроавтобус Dodge Caravan и стал самой продаваемой машиной. Невероятный спрос на продукцию “Chrysler Corporation” привел к тому, что компания получила еще 19 наград за продажи в том же году.

В 1996 году возвели новый главный офис “Chrysler”. В этом громадном здании, примыкающем к “Технологическому центру “Chrysler”, можно принимать важнейшие решения, разрабатывать дизайн, тестировать, строить и развивать производственные линии, выпускать сами машины. Под одной крышей сосредоточено все автомобильное производство. Удобство здания и сокращение расходов на транспортировку привели к тому, что “Chrysler” достиг минимальных затрат среди производителей, что дало возможность получать максимальный доход с единицы продукции.

...Сегодня сложно сказать, какая судьба ждет “Chrysler”. В 1998 году произошло слияние американской корпорации с германским концерном “Daimler-Benz”. С одной стороны, произошло укрупнение производства, что позволит нарастить мощности и завоевать более выгодное место на рынке. Но с другой, как нам кажется, новая корпорация, хотя и называется “DaimlerChrysler”, скорее все-таки “Daimler”, чем “Chrysler”. Вовсю идет германизация корпорации, чем весьма недовольны американские менеджеры и рабочие.