Чья «пробка» глубже?

Москва — это одна большая “пробка”. Просторы Златоглавой бороздят 2 миллиона 850 тысяч столичных авто, львиная доля подмосковных “железных коней”. То тут, то там мелькают региональные номера. С приходом весны в этот микс влились и автолюбители, ездящие исключительно по теплой погоде. Результат — Москва, и так “болеющая” заторами, стоит.

Москва — это одна большая “пробка”. Просторы Златоглавой бороздят 2 миллиона 850 тысяч столичных авто, львиная доля подмосковных “железных коней”. То тут, то там мелькают региональные номера. С приходом весны в этот микс влились и автолюбители, ездящие исключительно по теплой погоде. Результат — Москва, и так “болеющая” заторами, стоит.

Водители ругают власти, матерят проектировщиков дорог и уже начали злобно коситься друг на друга. “МКмобиль” решил провести небольшое расследование и своими силами выяснить, по каким причинам “железный конь” не может быстро и безболезненно доехать до пункта назначения.

Запарки с парковкой

Нашей первой “жертвой” стало Садовое кольцо. Стартуем с Земляного Вала. Не успели проехать и трех минут, как оказались в “пробке”. Всему виной торговый центр “Атриум”. Для того чтобы попасть на подземную стоянку, нужно объехать вокруг всего маркета и выложить энное количество кровных. Поэтому, не мудрствуя лукаво, автовладельцы бесплатно паркуют своих “ласточек” прямо на проезжей части, оставляя другим водителям две полосы движения вместо пяти.

Следующий затор — на Садовой-Кудринской. Новенькая Skoda упорно бибикает и пробирается из крайнего левого ряда в крайний правый, тормозит у дома №9. Из авто вылезает долговязый юноша, ставит “ласточку” на сигнализацию и исчезает в дверях МГЮА. Перед академией — припаркованные в два ряда машины, создающие “пробку”.

Едем по Смоленской площади в сторону Смоленского бульвара. Плотный поток двигается в час по чайной ложке. От тоннеля до МИДа — непроглядная “пробка”. Впереди нас тащится троллейбус. Справа — шеренга хаотично припаркованных автомобилей, левая сторона — зеркальное отражение правой. Не мудрено — вся Смоленка под завязку забита торговыми центрами, ресторанами, пиццериями и пабами. Один Смоленский пассаж чего стоит. А организованной парковки нет. Поэтому все бросают авто прямо под окнами заведений. И опять же не в один ряд.

Вдруг троллейбус резко тормозит. Оказалось, это только что отобедавшая дама на “шестисотом” резко сдала задним ходом и чудом вписалась в вакантное место в нашей полосе. Пока мы доехали до МИДа, еще трое таких умников чуть не стали причиной ДТП.

Еще “пробками” “болеют” шоссе и улицы, вдоль которых располагаются строительные рынки и крупные магазины. Едем по МКАД. Огромный затор у Мытищинской ярмарки. Ситуация стандартная — парковка находится на территории рынка, и чтобы туда попасть, нужно выстоять очередь. В результате уже за полкилометра выстраивается шеренга “железных коней”. Нечто похожее творится у Строгинского строительного рынка и рынка “Садовод”, на территорию которого перенесли Птичку. К проблеме парковки здесь прибавляются габаритные маршрутки, неумело маневрирующие и подолгу высаживающие пассажиров.

Где же хваленые эвакуаторы, которые бы убрали авто заслуженных нарушителей, внаглую создающих заторы?

А ехать-то куда?

Третье транспортное кольцо в часы пик — чисто броуновское движение. Даже если четко держаться указателей, все равно сложно понять, куда именно нужно повернуть и сколько метров (километров) осталось до места съезда. Поэтому большинство водителей мечутся из полосы в полосу и тормозят перед каждым поворотом. Молодого парня мы вообще уличили в том, что тот ехал с атласом Москвы на руле...

На кольце есть “черные дыры”, куда лучше вообще не соваться. Например, повороты на Варшавку, Волгоградку и Нижегородку. Правый ряд просто-напросто не успевает съезжать, проезжая часть сужается — образуется затор. На улице Сущевский Вал — полный хаос. Движение рассчитано на четыре полосы, мы тащимся по второй справа. Проезжаем мимо скучающих водителей, меланхолично курящих в окно и ждущих своей очереди, чтобы повернуть на 4-ю улицу Марьиной Рощи. Минуем светофор. То же самое творится при съезде на 1-ю и 2-ю Ямскую.

На Беговой стоим битый час. Реконструкция идет полным ходом. Но до окончания строительных работ как минимум год-полтора, и, пока не будет нормальной развязки на Ленинградском проспекте, проблема “пробок” здесь не решится. Водители продолжают ругаться: реконструкция — дело хорошее, но в ближайшее время их страданий не убавится.

Услужи синему маячку

Следующая наша цель — посмотреть, как жители Марьинского парка, Жулебина, Бутова и Митина добираются до центра. Восемь утра, едем в ЮВАО по Люблинской улице. Через пару сотен метров попадаем в “пробку”. На этот раз причина затора — машина с синими проблесковыми маячками. Как выяснилось потом, утро автовладельцам испортил один из руководителей контрольного подразделения ГИБДД России, который вписался в рамки спецпроезда. Инспектор открыл движение ровно через семь минут. Тут-то все и началось. Джип вскакивает на тротуар и, пугая пешеходов пронзительным сигналом, пытается выиграть минуту-две. Три авто вырулили на пустую “встречку”. Потом все четыре вернулись на свою проезжую часть, насолив при этом другим автовладельцам. “МКмобиль” сделал вывод, что лучше всего объезжать Люблинскую улицу по Волжскому бульвару, но в обоих случаях водитель уткнется в полностью забитый Волгоградский проспект. Этой проблемной улице, завсегдатаю радио- и телесводок о “пробках”, уже давно пытаются найти дублера. Но пока на то, чтобы добраться из Марьинского парка в центр, владельцы “железных коней” тратят как минимум час.

На следующее утро в то же самое время стоим в “пробке” в 8-м микрорайоне СЗАО. Движение перекрыто вот уже полчаса. Наконец-то мимо со свистом проносится авто с маячками. Через пару минут потихоньку газуем. Ползем еле-еле и в конце концов подъезжаем к развязке Волоколамское шоссе — улица Свободы и медленно проползаем под каналом имени Москвы. “Пробка” неимоверная. Сразу же на “поле битвы” вылезают нарушители. “Мерин” утрамбовал газон, “фолькс” решил уподобиться трамваю и ехать по путям, “пятерка” мчится по тротуару вдоль магазинов и палаток. И все равно через пару сотен метров все вливаются в общий поток.

Кое-как добрались до станции метро “Сокол”, плетемся в крайнем левом ряду. Вдруг мимо нас по встречной стремительно проносится авто с синими номерами. Водитель машины справа сцепил челюсти и прорычал в адрес крутых меткое ругательство. Через пару минут также по “встречке” нас миновала машина с обычными номерами, но почему-то с “мигалкой”. Как выяснилось позже, выделиться из толпы захотели представители силовых структур. Только вот зачем им “мигалка”? Чтобы каждый встречный знал, с кем имеет дело?

Все эти “железные кони” с “мигалками”, синими номерами и флагами создают “пробки”. Самое главное, что инспектор на светофоре никак на них не реагирует — они пользуются правом на спецпроезд, им можно.

Из-за “приоритетных” машин автовладельцы вынуждены стоять по полчаса, а потом страдать от нарушителей различных рангов, виртуозно обгоняющих общий поток, а затем всеми правдами и неправдами пытающимися в него вписаться.

Подобная ситуация складывается и на Кутузовском проспекте, Профсоюзной улице, Рублевском, Ленинградском и Ярославском шоссе. Простояв в “пробке” на Кутузовке двадцать пять минут, мы остановились на резервной полосе, чтобы поговорить с инспектором, отлавливающим нарушителей. Тот пожелал остаться неизвестным.

— По “резервке” едут машины служб “01” и “03”. Все понимают, куда и зачем они должны ехать. Но по этой же самой полосе газуют авто с такими номерами, как, например, ССС 77, ААА 77, ООО 77, хотя машины только что сошли с конвейера, а эти серии давно вроде бы перестали выдавать. Их останавливать мы не имеем права. Эти автомобили, пользующиеся правом на спецпроезд, часто являются причиной “пробок”, поскольку, когда резервная полоса кончается, они влезают в общий поток. Да что здесь говорить: Москва сегодня — сплошные “люстры”.

Засада от ОСАГО

Еще одна типичная причина “пробок” — ДТП и поломка “железного коня”.

— До принятия закона об ОСАГО на территории Москвы оформлялось примерно 300—500 мелких аварий в сутки. Теперь же регистрируется каждая царапинка, а суточная норма ДТП — от 1200 до 1400, — поведал нам инспектор. — При этом около получаса водители поврежденных авто ждут ГИБДД, полностью или частично перекрыв движение.

Очень опасно как для жизни, так и для “железного коня” ДТП и поломки на дорогах со скоростным движением. Десять—пятнадцать минут — и авто, если его быстро не убрать, стопроцентно снесут. То есть в список причин образования “пробок” можно смело внести невнимательное управление “ласточкой” и неправильное отношение к ее техническому состоянию. Кто помнит старые добрые ПДД? А ведь в них черным по белому написано: прежде чем садиться в автомобиль и отправляться в поездку, убедитесь, что он во время стоянки не получил повреждений, проверьте, нет ли подтеканий топлива, масла, эксплуатационных жидкостей. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. “Дворники” тоже должны работать, а не украшать лобовое стекло автомобиля.

Кстати, ПДД запрещают водителю управлять ТС в болезненном или утомленном состоянии, а это успешно делают практически все автовладельцы в конце рабочего дня. На езду подшофе вообще наложено табу. Только у многих нет ни капли уважения не только к чужим жизням, но и к своей собственной. Вот и получается цепочка: ДТП—травма/смерть—“пробка”. А чей свет был зеленей, подчас приходится разбираться уже на том свете.

Особенную опасность таит в себе крайний левый ряд МКАД. Разрешенная скорость — до 100 км/ч. Иногда водитель замечает знак аварийной остановки слишком поздно и не успевает вовремя затормозить. Очень внимательными нужно быть и по дороге на дачу, где уже за МКАД начинается скоростной беспредел.

После нашего эксперимента садиться за руль не хотелось вообще. Красивое вождение по любимой Москве превратилось в каскадерство. Пока проблема “пробок” не будет решена, получить удовольствие от тандема авто и дороги в нашем городе навряд ли удастся.

“МКмобиль” предлагает читателям высказать свои предложения по организации движения с целью ликвидации “пробок” в любом районе города Москвы. Самые интересные будут опубликованы в ближайших номерах еженедельника.