2279

Белорусский транзит

Начальник Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК генерал-лейтенант таможенной службы Александр ЯРИЗ, у которого “МКмобиль” выяснял, что сейчас происходит с незаконным ввозом автомашин в Россию, сразу предупредил нашего корреспондента Алексея БАТУШЕНКО: фотографироваться не буду. Что поделать — издержки оперативной работы.
Поделиться

Начальник Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК генерал-лейтенант таможенной службы Александр ЯРИЗ, у которого “МКмобиль” выяснял, что сейчас происходит с незаконным ввозом автомашин в Россию, сразу предупредил нашего корреспондента Алексея БАТУШЕНКО: фотографироваться не буду. Что поделать — издержки оперативной работы.

— Александр Анатольевич, считается, что проблема контрабанды автомобилей в Россию уже не имеет сколько-нибудь значительных масштабов. Так ли это?

— Сейчас в ежедневных сводках фигурирует в среднем по 10 выявленных случаев контрабанды автомобилей. Много это или мало, сказать сложно, поскольку эта цифра имеет свойство сильно колебаться с малопредсказуемой периодичностью. Чаще всего это машины, которые въехали в Россию до последних изменений в таможенном законодательстве. Тогда ПТС на авто выдавали не на таможне, а ГАИ, что создавало лазейки для правонарушителей.

— Как повлияли на автоконтрабанду последние изменения в таможенном законодательстве?

— До последнего времени преобладала схема, по которой за рубежом за символическую сумму покупали машину. В течение нескольких дней авто совершенно легально ввозилось и “таможилось” в России. После этого бывший владелец заявлял о краже, и примерно через полгода машина появлялась в базах розыска Интерпола. Соответственно у купившего такой автомобиль россиянина появлялись проблемы. Конечно, этот вид криминальной деятельности существует и сейчас, но в гораздо меньших масштабах, чем раньше. С введением новых ставок таможенных пошлин стали реже применяться и некоторые методы незаконного ввоза. Так, из практики исчезли случаи занижения в таможенных декларациях объема двигателя, завышения возраста авто. Распространенным способом обмана было предоставление липовых справок, что ввозимая машина вообще не пригодна к эксплуатации. Соответственно ее оформление шло по пониженным ставкам, под видом металлолома или запчастей. Сейчас эти хитрости уже не срабатывают. Если ввозимый товар обладает признаками транспортного средства — кузовом, двигателем, колесами и т.д., то растаможивать его будут не иначе как машину, ориентируясь исключительно на объем двигателя.

— Существует ли сейчас такое явление, как бизнес на контрабанде автомобилей?

— Назвать нынешнюю контрабанду автомобилей организованным бизнесом сложно. Скорее это частные случаи, происходящие с конкретными людьми. Анализируя ежедневные сводки, мы не можем доказательно утверждать, что какой-то человек или устойчивая группа организованно занимаются незаконным ввозом. Возможно, контрабандные машины ввозят партиями, но еще за рубежом машины их оформят на разных людей.

А ввоз и ныне там

— Каков сейчас самый распространенный метод ухода от таможенных платежей при ввозе авто в Россию?

— Пользуются возможностями режима временного ввоза. Любой иностранец имеет право на полгода въехать в Россию на своем авто без уплаты таможенных пошлин . Он может тут ездить на ней, но не продавать ее. Можно, конечно, продать тут временно ввезенную машину, но покупатель не сможет ее эксплуатировать, а только хранить. Если хочешь кататься, будь добр внести таможенные платежи. Сейчас в Москве очень много машин с белорусскими номерами, их много и на авторынках. Объясняется это не только относительной близостью границы с этой страной. Белорусы, на сегодняшний день, пожалуй, самые активные деятели в этой сфере, поступают следующим образом. Договариваются со своими консульствами, представительствами, а иной раз и с сотрудниками наших таможенных переходов и фабрикуют бумаги, подтверждающие, что машина ввезена не временно, а с уплатой всех пошлин. Как правило, это авто невысокого качества. Грубо говоря, из трех “убитых” автомобилей собирают один, делают на него липовые документы и ввозят в Россию. Получается, что машина не краденая, искать ее не будут и запрашивать соответствующие службы другого государства о происхождении авто скорее всего не станут. Машина по режиму временного ввоза без проблем въезжает в Россию и сразу же оказывается на рынке, а информация о ней — в газетах бесплатных объявлений. Цена заметно ниже, чем на аналогичные по возрасту и характеристикам. Покупатель такого транспортного средства, чтобы ездить на нем, должен будет внести все таможенные платежи. Как правило, оказывается, что стоимость растаможки подобного автохлама превышает цену его покупки. Хотя некоторые ездят на таких нерастаможенных машинах, уверяя окружающих, что не встречают никаких проблем. Но это до поры до времени. В конце концов ГТК выясняет, что временно ввезенная машина через полгода, как того требует закон, пределы России не покинула. Ездока неизбежно задержит ГАИ. Некоторые могут попвтаться решить проблему полюбовно, договариваясь с инспекторами. Но в конце концов россиянину придется выбрать однин из двух возможных путей. Первый: избавиться от проблемного авто, продав его другому простаку или на разборку. Второй: вывезти машину в ту же Белоруссию и либо опять ввозить ее временно, внеся залог (не менее 3 тыс. евро), либо оформить по всем правилам.

В последнее время часто стал встречаться временный ввоз, но по поддельным документам, удостоверяющим личность владельца. В этом случае ввозимая машина может быть уже вполне приличного качества. Она быстро продается в России по заниженной цене, а продавец исчезает бесследно.

Когда россияне покупали официально растаможенную, но, как позже выяснялось, угнанные в Европе машины, можно было через суд доказать, что являешься добросовестным покупателем, и оставить машину у себя без каких-либо серьезных денежных трат. Купившего временно ввезенную машину с липовыми документами о таможенной очистке никакой суд не освободит от необходимости уплаты пошлин.

Техника безопасности

— Может ли обычный человек вычислить проблемную машину уже по газетному объявлению?

— Когда продавец говорит, что машина только-только пришла из Германии, 100-процентная таможенная очистка, а цена ее явно ниже среднерыночной, стоит, по-моему, поостеречься от такой покупки. Тут либо какой-то подвох с таможней, либо она угнана в сговоре с ее немецким хозяином, либо приобретена в Европе за копейки (а там за бесценок продается только автохлам, в который для нормальной эксплуатации придется вложить очень приличные суммы). Если уж очень понравилась машинка, стоит подстраховаться хотя бы от угонного случая. Крайне сложно, но в принципе возможно получить в российском НЦБ Интерпола бумагу, что данная машина не числится в базах розыска. Даже если через полгода она там появится, будет что предъявлять тормозящим вас инспекторам ГАИ.

Если машина уже около года в России, это, конечно, дает некие основания верить в чистоту машины, но и тут расслабляться не стоит — проблемное авто могло простоять все это время в “отстойнике”. Кроме того, продать машину через год ее эксплуатации в России может заставить необходимость прохождения техосмотра, во время которого возникнут вопросы к ее юридической чистоте. Так что если продавец говорит, что машина уже год как в России, а цена сильно занижена, возникает ряд вопросов. Первый — в каком она состоянии? Если в объявлении пишут, что все в идеале, значит, существуют какие-то вопросы с документами на нее. Имеет ли смысл такая покупка?

— Откуда сейчас везут автоконтрабанду?

— Основной поток со всей Европы сейчас идет к нам через Белоруссию. Через Калининград и Выборг стали везти меньше. Через Дальний Восток идут машины из Японии и США. Но главное направление все-таки белорусское. Дело в том, что сама российская граница с Белоруссией достаточно прозрачна. С Украиной — аналогичная ситуация. Сейчас именно через нее начинают активно ввозить контрабанду в Россию. Друге дело, что иномарку по украинским деревенским грунтовкам не очень-то погонишь — потом ремонт дороже выйдет. Граница там только на карте обозначена. С моими знакомыми произошел показательный случай, когда они в конце прошлого года возвращались из “незалежной” в Россию. Представьте: поля, шоссе. Где-то впереди граница. Едут, едут, и вдруг останавливает их наряд наших пограничников. Оказывается, они границу уже давно пересекли. На ней ни поста какого-нибудь, ни знака — ничего. Наткнулись на пост или пограничный наряд — слава богу.

— Какие еще распространенные виды нарушений таможенного законодательства вы могли бы назвать?

— Нарушение, с которым часто приходится иметь дело, — недостоверное декларирование. Это когда машину с коробкой- “автоматом”, всеми электроопциями, шикарной отделкой и тому подобным заявляют как авто с механической КП и ручными стеклоподъемниками. Экономия на разнице в таможенном платеже заметная — до 20%.

Чеченский облом

— Какова сейчас ситуация с “чеченскими” машинами?

— Да, события в Чечне в свое время прибавили головной боли. Через чеченскую таможню в Россию въехало огромное число проблемных транспортных средств. Все машины европейского происхождения. Чеченская таможня просуществовала всего несколько дней — в период военных действий она сгорела дотла. Никаких документов о том, проходила ли чеченская машина таможенную очистку или нет, не сохранилось, зато сейчас по стране катается множество машин с ПТС, выданными сгоревшей таможней. Причем о половине из них неизвестно даже, где они пересекали границу России. Все эти машины стоят на учете в ГАИ.

Сейчас проблем таких нет, поскольку все товары для Чечни оформляются пока через посты других регионов России.

— На какие нюансы имеет смысл обращать внимание при покупке неновой иномарки?

— Прежде всего внимательно изучить ПТС. Если он выдан таможней, не помешает обратиться на ближайший таможенный пост для проверки подлинности документа. Однако если машина ввезена до 1998 года, физической возможности проверить ее по электронной базе данных ГТК нет. А если и есть, то только в архивах на бумажных носителях. Некоторое время назад пропала целая партия чистых бланков таможенных ПТС. О сериях и номерах утерянных документов были оповещены все заинтересованные службы и СМИ. Было проведено расследование, виновные выявлены. И вот в последнее время пропавшие ПТС стали появляться. Уже зафиксированы случаи попыток постановки на учет в ГАИ машин с этими документами. Поэтому прежде чем покупать машину с таможенным ПТС, стоит проверить ее номер на предмет совпадения с пропавшими.

Кроме того, нужно проверить VIN автомобиля. На иномарках этот номер выбит в 3—4 местах кузова. Кроме того, узлы и агрегаты автомобилей тоже имеют маркировку. По электронным каталогам фирм-производителей нужно сверить соответствие VIN и номеров агрегатов с заявляемыми продавцом авто. Для начала стоит обзавестись технической литературой о понравившейся модели и марке авто и выяснить хотя бы, где эти номера расположены. VIN, как правило, нанесен на рамке перед лобовым стеклом или в моторном отсеке, на передних порогах, в самых разных точках багажника. У внедорожников его располагают на раме и на крыле.

— Каковы масштабы ввоза в Россию контрабандных автомобильных запасных частей?

— Незаконный ввоз, тем более, контрабанда запасных частей в Россию сейчас не имеют смысла. Ставки таможенных пошлин на этот вид товаров минимальны. Другое дело, что раньше везли авто и двигатель к нему по отдельности, декларируя их как запчасти. Сейчас такой способ уже не срабатывает.

Частники-иностранцы практикуют ввоз подержанных иномарок середины девяностых годов в режиме временного ввоза и продают их тут на разборках. После этого, не платя никаких таможенных сборов, спокойно возвращаются домой. Однако, машина уже занесена в таможенные базы данных и в случае чего у покупателя такой запчасти будут проблемы с таможней.

Должен сказать, что продолжающаяся модернизация всего российского законодательства, в том числе введение ОСАГО, объединение баз данных ГАИ и ГТК, оставляют все меньше лазеек для незаконного ввоза автомобилей.