Гаишный инструмент

Не успела утихнуть шумиха вокруг реанимированных эвакуаторов и штрафстоянок, как автомобильную общественность “обрадовали” очередной новостью. Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев подписал приказ №187 о реализации постановления правительства о правилах запрещения эксплуатации транспортных средств. Говоря проще, отныне гаишники имеют право скручивать с машин номерные знаки.

Не успела утихнуть шумиха вокруг реанимированных эвакуаторов и штрафстоянок, как автомобильную общественность “обрадовали” очередной новостью. Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев подписал приказ №187 о реализации постановления правительства о правилах запрещения эксплуатации транспортных средств. Говоря проще, отныне гаишники имеют право скручивать с машин номерные знаки.


Гвоздем эмвэдэшного приказа стал протокол о запрещении эксплуатации транспортных средств. В данном документе значатся графы: время, место составления протокола, должностное лицо, отметка об устранении причин запрещения эксплуатации и отметка о возвращении регистрационных знаков. Не забираясь в дебри нормативного документа, попытаемся растолковать на пальцах, что к чему и действительно ли так страшен приказ №187, как его малюют. По ныне действующему законодательству запрещение эксплуатации транспортного средства предусмотрено лишь за управление неисправной машиной или не прошедшей техосмотр. За все остальные проступки — либо штраф, либо эвакуатор и спецстоянка.

Так что же такое “запрещение эксплуатации”? По логике — то же самое, что и штрафстоянка, ведь если инспектор на дороге запретил эксплуатацию машины и снял с нее регистрационные номера, значит, продолжать на ней дальнейшее движение нельзя. И что же в таком случае прикажете делать? Оговоримся, что логика в чтении эмвэдэшных документов — не лучший помощник. Дело обстоит следующим образом: если вас из-за отсутствия талона техосмотра остановил служивый, снял номера и составил соответствующий протокол, то в течение дня вы можете смело колесить по дорогам и не бояться повторной взбучки со стороны Госавтоинспекции. Сделана такая послабуха для того, чтобы граждане имели возможность доехать до гаража или автосервиса.

Для получения номеров обратно (если у вас их сняли из-за отсутствия талончика ГТО) вам потребуется пройти техосмотр, получить заветный “лобовичок”, а затем с ним и копией протокола явиться в то подразделение ГИБДД, чьи сотрудники вас “сцапали”. В протоколе уполномоченное лицо сделает отметку о том, что причина запрещения исключена, и вы получите номера.

Если же вам запретили эксплуатацию по причине какой-либо технической неисправности (скажем, не работает стеклоочиститель со стороны водителя или не светят фары), то после ее устранения вам придется предъявить машину подразделению технадзора. Там проверят именно тот параметр, из-за которого вы остались без номеров. Служивые поставят отметку, после чего вы должны приехать в подразделение ГАИ, где находятся ваши снятые номера, и получить их обратно.

Особых проблем и сложностей, при условии, если мы эксплуатируем машину в родных краях, как видим, нет. Но представьте, что вы поехали погреть косточки на Черное море. В дороге у вас перегорели все лампочки, сломался “дворник” и ветром сдуло “лобовичок”... За пару километров до заветной цели вашу “ласточку” останавливает инспектор и, естественно, снимает номера. И где же искать концы?

Протокол о запрещении эксплуатации авто оформляется на месте выявления нарушения, после чего вместе с регистрационными знаками переправляется в то подразделение ГАИ, где “прописана” машина. Однако в этом вопросе есть небольшой нюанс. По ходатайству водителя номера и протокол могут никуда не направлять и оставить в подразделении Госавтоинспекции по месту выявления нарушения. В ходатайстве вы должны указать срок устранения неисправности, но если по истечении этого срока транспорт так и не будет предъявлен для осмотра, знаки отправят по месту учета.

Хотим предупредить, что до того момента, пока вы не получите номера (независимо от того, устранена причина запрета или нет), на эксплуатацию автомобиля все равно распространяется табу. В противном случае вас привлекут к административной ответственности за управление авто без регистрационных знаков (статья 12.2 часть 2. КоАП РФ). Штраф за это деяние без ложной скромности можно назвать плевым — 50 “деревянных”.

Теперь несколько слов о сроках. Вся документация и регистрационные знаки пересылаются в течение пяти дней, но это вовсе не значит, что именно через пять дней они дойдут до адресата. Все зависит от того, каким образом была отправлена ценная бандероль. К примеру, соседствующие подразделения Госавтоинспекции обмениваются, как говорится, из рук в руки, ну а те, что находятся на значительном удалении, — общаются почтой.

Кстати, забыли сказать главное — приказ главы МВД вступает в силу на этой неделе, так что неисправным автомобилям и машинам без талончика техосмотра мы рекомендуем не появляться на дорогах, иначе походы в ГАИ и часы, проведенные в долгих очередях, гарантированы. Впрочем, мы живем в России, где всякий вопрос имеет свою цену.