«Газель» заказали?

Подмечено: как только наступает теплый сезон, так появляется многочисленная информация о бесконечных авариях с “Газелями”-маршрутками. Но действительно ли все подобные маршрутки — убийцы?

Подмечено: как только наступает теплый сезон, так появляется многочисленная информация о бесконечных авариях с “Газелями”-маршрутками.

Но действительно ли все подобные маршрутки — убийцы?

По некоторым предположениям, зарубежные автопроизводители давно нацелились на российский рынок коммерческих перевозок. Понятно, что в стране, где личным автомобилем владеет только каждая пятая семья, остальные вынуждены передвигаться общественным транспортом. Поскольку маршрутки за счет своей оперативности и невысокой стоимости поездки давно полюбились нашим гражданам, которым свое авто явно не “светит”, то и спрос на подобные перевозки в ближайшие годы будет только расти.

Как неоднократно заявлял Алексей Баранцев, генеральный директор ОАО “ГАЗ”, конкуренты всерьез и надолго желают осесть на отечественном рынке.

— Думаете, просто так западные компании вьются около рынка маршрутных такси, на котором мы занимаем более 70%, — задается бизнесмен риторическим вопросом.

Происки конкурентов?

Между тем “Газель” по своим ходовым качествам не уступает ни одной западной машине, но значительно дешевле. Например, ближайший ценовой конкурент — Ford Tranzit — дороже ее почти в три раза. Если предположить, что его можно использовать в качестве маршрутки, то стоимость перевозки также должна увеличиться на столько же. Причем подвеска “американца” вряд ли проживет на российских дорогах дольше “газелевской”. Пойдут ли на это наши перевозчики? Сомнительно. Потому что всегда найдутся конкуренты на менее комфортных “Газелях”, но готовых везти пассажира по более низкой цене. Правда, существует другая опасность — корейские, китайские и японские производители. Но у них та же беда — наши маршрутки по соотношению цена-качество на голову выше “азиатов”.

Поэтому сомнительно, что негативный пиар против “Газелей” заказан зарубежными автопроизводителями. Две трети нашего рынка освоены продукцией ГАЗа, подвинуть ее можно только за счет радикального снижения цены на модели конкурентов. У последних, как говорится, на этот счет кишка тонка. Хотя власть может позволить себе многое и волевым решением заставить коммерсантов вывести на линии иномарки. И вот тому свежий пример — на днях о постепенном отказе от “Газелей”-маршруток заявили подмосковные чиновники. В пользу импортных аналогов, разумеется.

Кустари-убийцы

Летом прошлого года в Москве ГИБДД проверила около 10 000 “Газелей”. В результате 171 неисправной маршрутке было запрещено выходить на линию. Кроме того, служивые зафиксировали 3771 случай нарушения шоферами маршруток Правил дорожного движения.

И это в Москве, где контроль за перевозчиками более-менее налажен. Что же говорить о провинции? Известны причины ряда аварий микроавтобусов со смертельными случаями. Например, в Москве это неосторожный обгон по левому ряду на МКАД, переделка салонов под нестандартное количество пассажиров и усталость водителей. Причем на первое место выходит именно переделка салонов маршруток. В погоне за прибылью владельцы увеличивают количество сидений до 15-ти, а то и 17-ти. Делается это так. На пол салона настилается фанерный лист, к нему прикручивается необходимое количество сидений, в зависимости от жадности автовладельца. Понятно, что при более-менее сильном ударе вся эта конструкция отлетает и в салоне “Газели” образуется каша. Из тел пассажиров.

В погоне за длинным рублем

Другим негативным фактором, влияющим на аварийность, считается большая нагрузка на водителей. Причем чем меньше транспортная фирма, тем выше интенсивность работы. Известно, что на “Газелях” в Москве и области работают много приезжих из Украины, Молдовы, Азербайджана и других соседних с нами стран. Как правило, они работают по 12 часов. В день им требуется сдать в кассу минимум 3000 рублей. И еще себе на жизнь заработать. Вот и крутятся как белки в колесе. В какой-то момент теряют контроль за дорогой, и — привет... Но причем здесь, собственно, “Газели”?

По информации ГАЗа, предприятие выпускает для маршрутных такси только 13-местную модель. Так что если в автомобиле сидит больше граждан, то это кустарная “модернизация”.

За последний год на “модернизацию” “Газели” потрачено более $25 млн. В 2004 году на все маршрутки ГАЗ устанавливает антиблокировочную систему тормозов, с середины года она будет устанавливаться на остальные модификации. С этого года машина полностью соответствует требованиям стандарта “Евро-2”. Кроме того, завод в инициативном порядке стал окрашивать маршрутки в желтый цвет. По мнению производителя, это затруднит подделку под “газовскую” маршрутку других модификаций “Газелей”.

Свою лепту в реанимацию “Газелей” в глазах наших граждан внесло и МВД. Еще в прошлом году принято решение, согласно которому на маршрутки будут устанавливать желтые госномера.

Как сообщили “МКмобилю” в Министерстве транспорта Московской области, в пассажирских перевозках по-прежнему будут использоваться “Газели”. Однако в дальние рейсы по области власти рекомендуют транспортным компаниям выпускать более крупные маломестные автобусы типа “пазиков”. Так что никакой массовой замены “Газелей” микроавтобусами других автопроизводителей не предвидится.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Тимофей АРТЕМЕНКО, руководитель управления по связям с общественностью группы компаний “Автолайн”:

— Если говорить о якобы повышенной аварийности “Газелей”, то могу сказать, что эта машина сертифицирована по действующим стандартам безопасности для этого класса автомобилей.

Известно, что если не проводить вовремя все регламентные работы и техосмотр, то любой автомобиль превратится в аварийное средство передвижения.

Основная проблема заключается в том, кто и как эксплуатирует эти маршрутки. Одно дело, если “Газель” несется по области в левой полосе со скоростью свыше 100 км/ч потому, что у перевозчика машина одна и владелец должен “отбить” деньги как можно быстрее. Другое — если она используется во внутригородских маршрутах солидной транспортной компанией. Главное — как выстроена система эксплуатации маршруток. У нас, например, с этого года срок работы “Газелей” сократился и составляет 3,5 года вместо 4, как ранее. Плюс есть специальный штат сотрудников, отвечающих за безопасность движения, в том числе и на маршруте.

Техосмотр “Газелей” проводим два раза в год, плюс еженедельная профилактика. Всего у нас на балансе 2500 автомобилей.

Сейчас в Москве и области действует свыше 150 транспортных компаний, использующих “Газели” для пассажирских перевозок.

Сегодня власти предлагают ввести конкурсную продажу маршрутов. Это когда перевозчикам предъявляются определенные требования. Например, иметь такой-то подвижной состав, такого-то года выпуска, такой-то график движения, такие-то тарифы и прочие экономические составляющие. А если по вине компании произойдет ЧП, то ей с маршрута придется уйти.

Понятно, слабые компании со старым автопарком и плохо подготовленным персоналом рынок перевозок покинут — такой высокий уровень они просто не потянут. Останутся только крепкие компании с профессионально подготовленными кадрами. Соответственно повысятся и безопасность перевозок, и качество обслуживания пассажиров.

В 2003 году мы выиграли конкурс по безопасности движения среди

150 транспортных компаний. У нас не было ни одного погибшего пассажира. Произошло 31 ДТП с нашими автомобилями, только семь из них — по вине водителей “Автолайна”, хотя у нас работают свыше 3 тысяч водителей.