1458

Автолюбителям не доверяют

Пока одни депутаты Госдумы пытаются отменить закон об обязательном автостраховании, другие готовы только на его изменение. Как стало известно “МКмобилю”, на состоявшейся недавно в Москве конференции страховщиков “ОСАГО: результаты и перспективы” один из разработчиков документа депутат Владимир Тарачев объявил о некоторых предполагаемых поправках в этот закон.
Поделиться

Пока одни депутаты Госдумы пытаются отменить закон об обязательном автостраховании, другие готовы только на его изменение. Как стало известно “МКмобилю”, на состоявшейся недавно в Москве конференции страховщиков “ОСАГО: результаты и перспективы” один из разработчиков документа депутат Владимир Тарачев объявил о некоторых предполагаемых поправках в этот закон.

В частности, предусматривается сокращение сроков действия страхового договора, который составит три месяца. С этим предложением страховщики согласились. А вот полисы “выходного дня” воодушевления у них не вызвали. Предполагается, что они будут действовать с 17.00 пятницы до 9.00 понедельника. Ответственность по ним страховщик будет нести только в этот период. Однако, как сообщили “МКмобилю” в российском объединении автостраховщиков, это предложение их совершенно не устраивает.

Как рассказал нам руководитель общественных связей “Российского союза автостраховщиков” (РСА) Андрей Щавелев, подобное изменение приведет к катастрофическому всплеску страхового мошенничества на дорогах. Дело в том, что если авария произойдет, предположим, за 15—30 минут до начала или после окончания страхового периода, то кто это может подтвердить документально? Оба водителя наверняка будут утверждать, что столкнулись уже после наступления (или окончания) страхового периода, чтобы получить свои выплаты. Как это можно проконтролировать? Например, и без этой поправки в регионах зафиксировано немало случаев, когда уже битые автомобили мошенники вытаскивали на дорогу, инсценировали ДТП и предъявляли иски страховым компаниям. Поэтому, по мнению Щавелева, надеяться на повальную честность наших автовладельцев то же самое, что “верить в коммунизм”.

Государство не отвечает

Другой весьма своевременной поправкой в закон стало предложение о льготах ветеранам и пенсионерам. Однако кто будет платить?

Если государство, то страховщики, разумеется, не против. Вот, например, говорит Щавелев, инвалиды I и II групп, получившие свои автомобили через органы соцзащиты, имеют право на 50%-ную компенсацию за “обязаловку”. Кто-нибудь ее получал? Выходит, государство не выполняет принятые им же самим обязательства. А тут еще новые льготы...

Что касается еще одного предложения депутата Тарачева — упрощенного порядка урегулирования мелких страховых случаев (а к ним страховщики относят все ДТП с убытками не более 10 000 рублей), то в РСА пообещали решить этот давно наболевший вопрос к осени нынешнего года. Но чтобы преодолеть все препоны, необходимо изменить ряд правительственных актов и постановлений, в том числе исправить соответствующие пункты ПДД, обязывающие водителя вызывать на место аварии сотрудников ГИБДД и свидетелей. Кроме того, подчеркнул Щавелев, ГИБДД оказалась не готова к введению обязательного автострахования. Например, чтобы получить необходимые документы для выплат, пострадавшим необходимо сначала дождаться инспекторов, а затем выстоять многочасовую, а то и многодневную очередь в так называемые группы разбора ГИБДД.

И, наконец, последнее обстоятельство, без которого дальнейшая работа закона практически не имеет смысла. Речь идет о повышении размера страховых выплат. Напомним, сегодня они составляют 240 000 руб. по ущербу здоровью и 160 000 руб. по “железу”.

По мнению Евгения Коломина, замдиректора научно-финансового института Минфина России, этот вопрос более важный, чем простое решение о снижении действующего страхового тарифа. Даже при нынешнем небольшом размере страхового покрытия необходимо отработать такой механизм, чтобы страховые компании не снижали за счет лазеек в законе и так более чем скромные выплаты автовладельцам. Например, депутат Виктор Похмелкин уверен, что по всем документам в структуре страховой премии 80% должна составлять сумма, идущая на выплаты, а не нынешние 15—20%. Многие специалисты отмечают: чтобы закон работал нормально, выплаты должны увеличиться в разы, только тогда граждане поверят в его эффективность.