Автомобилистов берут за горловину

Дожили — в Москве, на самом конкурентном в России рынке бензина, цена литра популярного Аи-92 подтянулась к отметке 12.30 руб. Более престижный “девяносто пятый” — до 14 рублей за тот же литр. И кажется, это не предел. Даже видавшие виды специалисты бензинового рынка затрудняются сказать, на какой именно отметке остановится к осени стоимость топлива на столичных заправках. Похоже, прошлогодние прогнозы о повышении цены на отечественном рынке до 15 рублей за литр “девяносто второго” начинают сбываться.

Дожили — в Москве, на самом конкурентном в России рынке бензина, цена литра популярного Аи-92 подтянулась к отметке 12.30 руб. Более престижный “девяносто пятый” — до 14 рублей за тот же литр.

И кажется, это не предел. Даже видавшие виды специалисты бензинового рынка затрудняются сказать, на какой именно отметке остановится к осени стоимость топлива на столичных заправках. Похоже, прошлогодние прогнозы о повышении цены на отечественном рынке до 15 рублей за литр “девяносто второго” начинают сбываться.

Многие автовладельцы с вожделением смотрят на Америку с тамошними демократическими ценами на заправках. Но и за океаном что-то случилось. Цена галлона топлива поднялась практически до $2. В переводе на наши “деревянные” литруха их жидких углеводородов поднялась до 14,5 — 14,9 рублей. При несопоставимых уровнях российских и американских зарплат, разумеется. Чем же объясняют эксперты такой ценовой рывок?

Как заявил “МКмобилю” один из участников нефтяного рынка, после того как стоимость барреля нефти на мировом рынке поднялась до $41, всем компаниям необходимо оправдывать свою рентабельность. Например, за последний месяц стоимость нефти подпрыгнула на 700 рублей — до 4700–4800 “деревянных” за тонну. Причем, как заметил один из наших собеседников, за последние пять лет такой скачок произошел впервые, и стоимость российской нефти держится на уровне 80% от мировой. “Такого еще не было!” — уверяют специалисты рынка нефтеобеспечения. Кого при такой ситуации волнует, что наши НПЗ простаивают без сырья? Даже ежегодный плановый ремонт предприятий, поставляющих свою продукцию в Москву (Рязанского, Ярославского и Московского нефтеперерабатывающих заводов), сегодня дело вторичное и заметного влияния на ценообразование бензина в столице не оказывает. Основная причина — бешеные цены на мировом рынке. Например, с февраля по май цены на нефть выросли с 33 до 40 долларов за баррель. А фьючерсные контракты на поставки нефти в октябре этого года уже стоят по $50 за баррель! И все стремятся на этом заработать: и оптовики, и трейдеры, и розничные торговцы.

Сегодня большая часть российской нефти уходит на внешний рынок. Понятно, там она значительно дороже. На отечественных просторах из-за этого даже образовался некоторый дефицит. Вот и началось повышение цен. Как долго сохранится такое положение дел? Вероятно, навсегда — считают эксперты. Дело в том, что в Америке начался экономический подъем. Кроме того, второй мировой потребитель углеводородов — Китай — также усиленно наращивает импорт нефти и давно подбивает Россию на строительство новой трубы в Приморье. Тем не менее специалисты предсказывают: если мировая цена нефти вдруг упадет ниже $16 за баррель, тогда возможно снижение стоимости бензина на АЗС. Но нынче это — из разряда фантастики.

Вот еще одна крамольная мысль. Бюджет нашей страны напрямую зависит от нефтедолларов. Поэтому если государство было бы заинтересовано в жестком регулировании нефтяного рынка, оно бы обязательно заявило компаниям-игрокам, имеющим свободную нефть, что пока не появятся на нашем рынке определенные запасы углеводородов, экспортные пошлины на нее не будут снижены или даже увеличены. Эти меры, считают специалисты, крайне необходимы для защиты отечественного рынка нефтепродуктов от резкого, вроде нынешнего, повышения цен. Но ничего подобного мы не наблюдаем.

А как все-таки комментируют повышение цен на нефть и бензин в соответствующих ведомствах? Как сообщили “МКмобилю” в центре общественных связей Минтопэнерго, недавно и. о. министра промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, говоря о росте цен на бензин, заявил, что к повышению ценников на АЗС привел целый набор объективных факторов. По его словам, в первую очередь это сезонный фактор, связанный с весенне-полевыми работами. Во-вторых, рост цен на нефть на мировом рынке. Кроме того, у нефтяников изменился размер издержек, связанных с ростом цен по ряду позиций, в том числе — на металл. Еще один фактор, повлиявший на подорожание бензина, — повышение экспортных пошлин на сырую нефть.

По мнению Анатолия Голомолзина, зам. руководителя Федеральной антимонопольной службы, повышение цен на АЗС прежде всего связано с сезонным фактором. Но предположение о том, что существует некий ценовой сговор между продавцами бензина, он опроверг. По его словам, нечто подобное случилось несколько лет назад в Питере, и цены на заправках увеличились вдвое. Тогда в ситуацию вмешалось антимонопольное ведомство, и ценники вернулись на прежние места. Сегодня ничего подобного на рынке нет, заявил г-н Голомолзин.

“МКмобиль” также обратился за соответствующими разъяснениями в департамент потребительского рынка Правительства Москвы. Ответ пресс-службы уважаемого учреждения был краток: бензином оно не занимается вообще. На вопрос, какая же городская организация курирует сей вопрос, был получен исчерпывающий ответ: “Понятия не имеем”...

Нетрудно заметить, что и в этом году состоялся очередной сезонный рост цен на топливо. Для автомобилистов это дело — как данность, вроде плохой погоды. Правда, в отличие от прошлых лет нынешнее увеличение ценников на АЗС простимулировано в том числе и мировой конъюнктурой. Во всяком случае, наш брат автомобилист уже давно свыкся с тем, что стоимость нефти может и понизиться, но цена бензина на заправках — никогда.