И ГАИ. Вся в белом

Смертность на дорогах России по-прежнему оставляет желать лучшего: примерно 80 человек каждый день гибнут в автокатастрофах. Но эта ужасающая цифра могла бы быть раза в два-три меньше, если бы постра-давшим в результате ДТП вовремя была оказана медицинская помощь.

Смертность на дорогах России по-прежнему оставляет желать лучшего: примерно 80 человек каждый день гибнут в автокатастрофах. Но эта ужасающая цифра могла бы быть раза в два-три меньше, если бы пострадавшим в результате ДТП вовремя была оказана медицинская помощь.


Известно: если в первый час после дорожно-транспортного происшествия тяжело раненному человеку не оказать квалифицированную помощь, то его шансы остаться в живых сокращаются с каждой минутой в геометрической прогрессии. Увы, но рассчитывать на расторопность “Скорой помощи” не приходится. К примеру, ваш покорный слуга был свидетелем кровавой аварии, где всем участникам требовалась неотложная помощь (ЧП случилось буквально в километре от 15-й московской горбольницы, но медики на помощь приехали лишь полтора часа спустя, когда пассажир одной из машин уже скончался). И подобных примеров — хоть отбавляй.

После получения сигнала о тяжелом ДТП инспекторам ГАИ отводится максимум двадцать минут, чтобы прибыть на место инцидента, — таковы нормативы, регламентированные ведомственным приказом. А вот для медиков жестких временных рамок не установлено. В итоге сигнал о тяжелой автокатастрофе на пульт “03” уходит, а врачей нет как нет. Гаишникам остается только смотреть на умирающих людей, параллельно оформляя ДТП и разгребая “пробку”.

На заседаниях правительственной комиссии по БДД неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы обучить тружеников полосатого жезла приемам оказания первой медпомощи. Ведь как ни крути, а на место трагедии первыми прибывают именно инспектора ДПС. Благодаря стараниям главного гаишника страны Виктора Кирьянова и бывшего председателя правительственной комиссии по БДД Владимира Яковлева удалось достигнуть с Минздравом определенных договоренностей, и отныне врачи на постоянной основе обучают служивых своему ремеслу. Так, недавно в Московской области проходили совместные плановые крупномасштабные учения ГАИ и врачей из Центра медицинских катастроф. Сначала медики на манекене демонстрировали инспекторам ДПС основы основ оказания первой медицинской помощи: как правильно остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание или наложить шину. Затем от теории перешли к практике. По легенде, на 111-м километре трассы “Дон” произошло крупное дорожно-транспортное происшествие — водитель вазовской “шестерки” в нарушение Правил стал разворачиваться из крайней правой полосы. В этот момент белая “пятерка” на полном ходу врезается “шахе” в левый бок. В итоге два человека получили тяжелые ранения, а третий бездыханно лежит на асфальте. В считанные минуты на место трагедии прибывает первый наряд ДПС. Пока один инспектор отгораживал конусами покореженные автомобили, другой осматривал пострадавших. Затем оба принялись оказывать первую медпомощь: первый откачивал лежавшего на асфальте водителя, второй останавливал артериальное кровотечение у пассажира.

Вскоре для ликвидации “пробки” приехали два мотоциклиста. Следом за ними — карета “Скорой помощи”. Погрузили всех пострадавших и повезли в больницу. Не успели уехать медики, как на место аварии прибыл эвакуатор, освободивший проезжую часть от мятого железа. На этом учения, собственно говоря, и закончились. Заместитель начальника ГУ ГИБДД МВД России полковник Павел Бугаев высоко оценил степень подготовки своих коллег, хотя и подметил, что эта инсценировка ДТП была несколько идеализирована:

— Понятно, что в реальных дорожных условиях подобная оперативность невозможна. Обычно трагедии случаются в отдалении от постов ДПС, что, несомненно, увеличивает время оповещения и прибытия инспекторов на место.

Мысль о показушности мероприятия можно развить и дальше: многие гаишники, даже владея медицинскими навыками, крайне редко берутся оказывать помощь пострадавшим, поскольку одно неверное движение может убить человека или навсегда оставить его инвалидом (обычно это сопряжено с травмами позвоночника или головы). Иными словами, если инспектор, спасая жизнь пострадавшему, навредит ему, то за медвежью услугу ответственность придется нести по всей строгости закона. А кому это, спрашивается, надо? Так что не стоит все-таки ожидать, что уже завтра люди в форме начнут врачевать пострадавших в авариях. Не их это дело...

КСТАТИ

ГИБДД предлагает вновь наказывать водителей за отсутствие в машине медицинской аптечки. Возврат к старым нормам представители инспекции объясняют тем, что бригады медиков приезжают на место аварии не так быстро, как необходимо, поэтому у каждого водителя должна быть аптечка с медпрепаратами и перевязочными материалами для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Но практика показывает, что у большинства моторизованных граждан аптечек нет, подчеркивают представители ГИБДД.

Раньше за отсутствие аптечки автовладельцев штрафовали, а новое административное законодательство подобной санкции не предусматривает. Руководство ГУ ГИБДД МВД РФ уже направило соответствующие предложения на рассмотрение правительства.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Сергей СЕРГЕЕВ, начальник УГИБДД ГУВД Московской области:

— К сожалению, Московская область лидирует среди прочих субъектов федерации по количеству погибших и раненных в автокатастрофах. Виной тому крайне низкая дисциплина участников дорожного движения. Высокая смертность пострадавших в ДТП во многом обусловлена отсутствием вовремя оказанной медицинской помощи. Мы регулярно обучаем своих сотрудников навыкам оказания первой медпомощи и проводим подобные учения.