Баллон желаний

Несмотря на отсутствие в Москве бензинового голода, цифры на ценниках автозаправочных станций растут с завидной регулярностью. Каждый их скачок чувствительно отзывается на кошельках автовладельцев...

Несмотря на отсутствие в Москве бензинового голода, цифры на ценниках автозаправочных станций растут с завидной регулярностью. Каждый их скачок чувствительно отзывается на кошельках автовладельцев. Снижать расходы на топливо можно разными путями. Самый эффективный способ — отказаться от поездок на автомобиле вообще, превратившись в пешехода. Но наступивший дачный сезон выгоняет на дороги транспортные средства даже самых небогатых автолюбителей.


Заметно сэкономить на “корме” для “железного коня” позволяет установка на автомобиль газобаллонного оборудования. Частнику имеет смысл устанавливать систему, работающую на пропанобутановой смеси (нефтяном газе). Газовое оборудование на автомобили в московском регионе монтирует множество фирм. Газобаллонным питанием оснащают любые автомобили: как отечественные, так и иностранные, с карбюраторными и инжекторными двигателями. Главное в системе газового питания силового агрегата — арматура: редуктор, испаритель, клапана, штуцера и блок электронного управления (если необходим). Все это хозяйство может быть приспособлено практически к любому баллону, предназначенному для хранения пропан-бутана. Среди зарубежных изделий на московском рынке газобаллонного оборудования чаще всего встречаются итальянские системы. И неудивительно, ведь в Италии на газе ездит около миллиона авто. “Итальянцы” работают на российских машинах уже больше десятка лет. Они немного дороже российских и белорусских аналогов, но отечественных автолюбителей уже давно не нужно убеждать в их надежности. При этом достаточно заметный сегмент рынка занимают газовые системы питания двигателя российского изготовления. Белорусские устройства постепенно сходят со сцены, поскольку при чуть меньшей стоимости страдают хронически меньшей надежностью.

Дешевле всего газифицировать отечественные карбюраторные легковушки. Покупка итальянского комплекта оборудования с бытовым 50-литровым баллоном вместе с установкой обойдется в $200—300. Инжекторная “нашемарка” потребует от 280 до 500 условных единиц. Газификация иномарки обойдется владельцу минимум в $300 — если только у нее под капотом простой моновпрыск, а место в багажнике займет самый дешевый “хозяйственный” баллон стоимостью в 1200 рублей. Цена 103-литрового переваливает за 2000 рублей. К услугам желающих разместить газовую емкость в нише для “запаски” багажника — тороидальные баллоны. Чаще всего продавцы предлагают 45-литровый “бублик”, цена на который колеблется в районе 4500 рублей.

Подсчитать рентабельность перевода авто на газ несложно. Для простоты допустим, что авто потребляет в среднем около 10 литров бензина на 100 км пробега. Пусть его спидометр за год накручивает 20 000 км — средний пробег для московского авто, ежедневно доставляющего хозяина на работу и обратно, а также на дачу по выходным. Получается, что в год автомобиль сжигает 2000 литров бензина. Литр 92-го на АЗС сейчас стоит не менее 12 рублей, и ежегодные затраты на бензин составят в этом случае 24 000 российских дензнаков. Учитывая, что литр жидкого пропан-бутана стоит вдвое меньше такого же объема бензина, получим, что езда на газе окажется дешевле на 12 000. Учтем еще, что расход двигателя при работе на газе на 10% выше, чем на бензине. Так или иначе, за год экономится не менее 10 000 рублей, что по текущему курсу составляет около $350. Если сравнить эту сумму с ценами на установку, становится ясно, что газобаллонная аппаратура окупается в рассматриваемом случае менее чем за год, а в дальнейшем только экономит семейный бюджет. Если же авто эксплуатируется еще интенсивней, а двигатель более прожорлив, то и срок окупаемости выше, и экономия существенней. Кроме того, разбирающийся в технике автовладелец вполне может самостоятельно установить газобаллонную аппаратуру на свое авто, сократив тем самым финансовые затраты в 1,5—2 раза.

Прелести газификации очевидны, однако повального оснащения легковушек газовой аппаратурой почему-то до сих пор не наблюдается. Можно назвать несколько причин этого. Прежде всего укоренившийся страх — “вдруг взорвется”. Исправная система сама не взорвется, а фирмы-установщики проходят непростую процедуру сертификации, да и репутацией дорожат.

До последнего времени от перевода личного авто на газ многих удерживала малочисленность заправочных станций в Москве. За последние несколько лет ситуация изменилась — только в пределах МКАД их сейчас около 30, не говоря уже о ближайшем Подмосковье.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Алексей ВИНОГРАДОВ,начальник отдела технического надзора и регистрационной работы:

— Автовладельцу никто не запрещает самостоятельно установить газобаллонное оборудование на свою машину. Единственное, что при прохождении техосмотра водитель будет обязан предоставить инспектору сертификат соответствия транспортного средства с установленным газобаллонным оборудованием нормам безопасности и сертификат о прохождении периодических испытаний газобаллонного оборудования (он выдается сроком на два года). Эти бумаги можно получить в ряде фирм, выполняющих такие виды работ и имеющих на них лицензию. Если система установлена грамотно и герметична, то никаких проблем у автовладельца возникнуть не должно. На ТО инспектор с помощью специального прибора опять же проверит герметичность всей газовой системы и, если все сертификаты у автовладельца есть, выдаст ему талон ГТО. Нельзя забывать лишь о том, что неправильная установка газобаллонного оборудования может привести к весьма серьезным и печальным последствиям, так что лучше доверить это профессионалам.