Ставки сделаны

Недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что Правительство России не планирует повышать импортные пошлины на новые иномарки. Однако ранее чиновники из Белого дома не раз заявляли, что пошлины на новые иномарки повысятся как минимум до 35%.

Недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что Правительство России не планирует повышать импортные пошлины на новые иномарки.

Однако ранее чиновники из Белого дома не раз заявляли, что пошлины на новые иномарки повысятся как минимум до 35%. Что, кстати, и предусмотрено “Концепцией развития отечественного автопрома”. Подобные заявления вызвали бурю — представители российского автоистеблишмента сразу же начали говорить о том, что их вполне устроит ставка в 70%.

Но, как считают некоторые аналитики, заявления Грефа — не более чем очередные реверансы перед представителями Евросоюза: как известно, Россия практически вошла во Всемирную торговую организацию (ВТО). И воспринимать серьезно подобные демарши не стоит.

Так какова же истинная судьба таможенных пошлин? По мнению экспертов, нынешний процесс переговоров с ВТО — это процесс взаимных уступок. Схема была такой: установить пошлины в объеме 35% на семь лет. Затем их снизить до 15%. Это касается только новых иномарок. Автомобили старше семи лет по-прежнему должны облагаться при ввозе в нашу страну 35%-ной пошлиной. Ряд специалистов придерживаются той точки зрения, что легковое автомобилестроение в ближайшие годы должно состоять на 60% из машин отечественного производства, а 40% — это мировые бренды, но собранные в России. И пошлины вводятся именно для того, чтобы западные автопроизводители пришли в Россию. Но этого мало.

Есть мнение, что с вновь пришедшими на наш рынок компаниями необходимо заключать соглашение о том, что если они будут выполнять определенные программы по инвестициям и локализации, то смогут ввозить в Россию компоненты по минимальной таможенной ставке — 3%, за исключением кузовов, чтобы избежать “отверточной сборки”.

Таможенный барьер, вводимый на 5—7 лет, позволит зарубежным производителям наладить выпуск своих машин в России. За счет льгот автомобили будут дешевле, чем аналогичные модели, собираемые в их странах. Однако есть опасение, что “иностранцы” подорвут рынок отечественных автомобилей. Специалисты готовы поспорить с таким мнением. Если пошлины не вводить, то подержанные иномарки автопром “съедят” очень быстро. В начале 2003 года именно так и произошло — из-за наплыва иномарок (в 2002 году их ввезли более 600 000)

практически все российские автозаводы встали. Кроме того, динамика ввоза новых иномарок говорит о том, что в этом году их будет продано 270—300 тыс. штук. Поэтому пусть уж зарубежные автопроизводители работают у нас и их продукция будет конкурировать с нашей на наших условиях, чем мы вообще откажемся от пошлин и автопром прекратит свое существование. Сегодня каждый завод должен выпускать автомобили под разного потребителя и создавать СП с зарубежным производителем.

Например, инвестиции в автопромышленность благодаря высоким таможенным пошлинам в Китае составили $20 млрд. В Бразилии — $21 млрд. В России же они составили всего $2 млрд. Интересен опыт Чехии и Словакии, где инвесторы вообще освобождаются от налогов и пошлин, если инвестируют в города с депрессивной экономикой. Таким способом, к примеру, Словакии удалось переманить к себе западных инвесторов, которые сначала собирались строить свои автопредприятия в Польше.

Кстати, Китай, который всегда защищал свой рынок автомобилей высокими пошлинами (от 200 до 43%), обещал к 2006 году снизить тарифы на импортируемые автомобили до 20%. И отменить все квоты к 2010 году. К этому времени Поднебесная рассчитывает ежегодно экспортировать свои автомобили на сумму в $100 млрд.

Так что более высокие пошлины окажутся для автопрома весьма кстати.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Евгений ЛЕВИЧЕВ, президент “Объединения автопроизводителей России”:

— Увеличение пошлин будет способствовать привлечению иностранных инвесторов в отечественный автопром, стимулировать рынок автокомпонентов, а также развивать конкуренцию среди автопроизводителей. Кроме того, есть мировой опыт по защите авторынков. Он подсказывает, что размер ввозных пошлин должен составлять примерно 70%. Только тогда на наш рынок начнется массовый приход зарубежных автопроизводителей. Пошлины защищают не только отечественных производителей, но и продукцию совместных предприятий. Оптимальный период, на который необходимо вводить пошлины, — это 5—7 лет. В дальнейшем они снижаются. Кроме того, необходимо разработать и принять соответствующий закон о защите инвестиций в экономику России. Если эти меры сработают, то к 2010 году вполне возможен выпуск совместными автопредприятиями около миллиона автомобилей в год!

Еще один важный аспект — приход в Россию производителей запчастей. Это тоже можно стимулировать высокими пошлинами на привозные детали. Например, “Toyota” в последнее время активно интересуется Россией. Как правило, освоение нового рынка эта компания начинает именно с производства автокомпонентов.