1167

Может, дело не в бобине?

В Совете Федерации состоялись давно ожидаемые парламентские слушания по гаишному вопросу. Два года понадобилось парламен-тариям, чтобы дозреть до пересмотра отдельных статей дорожного законода-тельства в целом и Администра-тивного кодекса в частности.
Поделиться

В Совете Федерации состоялись давно ожидаемые парламентские слушания по гаишному вопросу.

Два года понадобилось парламен-тариям, чтобы дозреть до пересмотра отдельных статей дорожного законода-тельства в целом и Администра-тивного кодекса в частности.


Впрочем, дозревать пришлось не только законодательной ветви власти. К примеру, два года назад, агитируя за новый КоАП, руководители МВД и ГИБДД говорили, что новый закон повернет ГАИ лицом к водителям и поспособствует снижению аварийности. Но по прошествии времени силовики в корне пересмотрели свою позицию и теперь доказывают обратное. И что мы получаем? Довольно жесткое законодательство либерализовали как себя не оправдавшее. Но и мягкие законы к улучшению дорожной ситуации не привели (в прошлом году на дорогах погибли 35 600 человек, в позапрошлом — около 33 000). Так, может, дело не в бобине?

Беспринципность закона

До вступления в силу 1 июля 2002 года нового КоАПа количество погибших было на две-три тысячи меньше. Впрочем, и мелкие ДТП случались не столь часто, как сейчас. Главная причина дорожного беспредела, по мнению гаишников, отсутствие принципа неотвратимости наказания. В прошлом году собираемость штрафов составила чуть меньше 25 процентов. Если учесть, что всего за 2003 год в нарушении Правил дорожного движения уличили 37,5 млн. водителей, получается, что более 28 млн. человек не понесли никакого наказания.

Еще немного удручающих цифр. В прошлом году задержали 1 200 000 водителей, управлявших автомобилем в подпитии, и только шестая часть лишилась “прав”. К слову сказать, в число “лишенцев” попали лишь те любители “зеленого змия”, кто за аналогичный проступок уже задерживались сотрудниками ГАИ. Исходя из этого, заместитель главы МВД Александр Чекалин предложил вовсе исключить из КоАПа такой вид наказания, как штраф за пьянку:

— Почему мы должны принимать во внимание, в первый раз человек попался нетрезвым за рулем или во второй? — возмущается замминистра. — Если водитель сел пьяным за руль — значит, автоматически он должен лишаться “прав”. Хватит уже либеральничать с нарушителями! Они потенциальные убийцы, а значит, о поблажках речи идти не может...

Допекла, видать, служивых пьянка за рулем. Ко всему прочему, Александр Алексеевич попросил парламентариев принять поправку об ужесточении наказания за отказ проходить медосвидетельствование на состояние опьянения.

— В 2002 году “отказников” было 40 000 человек, а в 2003 — аж 198 000, — продолжает Чекалин. — А все потому, что за отказ грозит точно такая же ответственность, что и за саму пьянку. Уверяю, если бы “светил” огромный штраф и автоматическое лишение водительского удостоверения, то сегодня не было бы ни одного “уклониста”...

Но и это еще не все. ГАИ также настаивает на безоговорочном лишении “прав” за проезд перекрестка на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/ч. Также эмвэдешники считают необходимым реанимировать балльную систему штрафов. А сам минимальный размер штрафов поднять с нынешних 100 рублей до 600 (нынешний размер МРОТ).

На парламентских слушаниях рассматривался вопрос и о низком качестве подготовки кандидатов в водители. По статистике каждое четвертое ДТП в России происходит по вине “чайника” со стажем до трех лет. Сегодня в нашей стране насчитывается 30 миллионов (!) карликовых автошкол, в которых нет достаточной для обучения материально-технической базы. Похоже, что жить подобным альма-матер осталось недолго:

— Должны быть созданы крупные автоцентры, — считает руководитель верхней палаты Сергей Миронов, — а всякая мелочовка, для которой важен только коммерческий успех, должна исчезнуть с рынка...

Надо заметить, что члены Совета Федерации были более чем положительно настроены к гаишным предложениям, и после небольших доработок поправки в дорожное законодательство отправятся на рассмотрение в нижнюю палату парламента. Что будет с ними дальше — сказать трудно, поскольку думцы традиционно не питают нежных чувств к ГИБДД, и не исключено, что все гаишные усилия могут оказаться напрасными.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Александр ЧЕКАЛИН, заместитель министра внутренних дел России:

ИЮЛЬ 2002

— С введением в действие с 1 июля 2002 года нового КоАПа в работе ГИБДД произойдут значительные изменения. Критерии деятельности Госавтоинспекции изменены с административно-карательной направленности на оказание помощи участникам дорожного движения. Это должно вывести на новую качественную ступень взаимоотношения водителей и инспекторов, что положительно скажется на безопасности дорожного движения.


ИЮНЬ 2004

— Нынешний чересчур либеральный административный кодекс только поощряет безответственных водителей: ведь за нарушение ПДД “права” не отбирают, и виновник продолжает ездить, создавая угрозу другим участникам движения. Да и штраф при этом зачастую не платится. Поправки в Кодекс, которые мы предлагаем, популярными не назовешь, но они должны существенно снизить число ДТП.


Владимир ФЕДОРОВ,член Совета Федерации, бывшийначальник ГУ ГИБДД МВД России:

— Моя позиция к новому кодексу всегда была неизменной. Еще на заре его принятия я сказал, что с таким КоАП работать будет невозможно. Однако это не означает, что свод законов меня не устраивает в целом — есть ряд позиций, которые все портят. В частности, отсутствие наказания за повторность нарушения ПДД, то есть так называемые штрафные баллы. Так же меня не устраивает мера наказания пьяных водителей. КоАП должен удерживать водителя от совершения ДТП, но отдельные позиции кодекса, некоторые из которых я перечислил, не способствуют этому и должны быть пересмотрены.


Леонид ОЛЬШАНСКИЙ,адвокат:

— Напомню, что впервые талон предупреждений был отменен в 1989 году. Но уже в 1992 году тогдашний начальник ГУ ГАИ МВД РФ генерал-лейтенант милиции Владимир Федоров вернул его в Кодекс в виде штрафных баллов. В 1997 году парламент эту статью из закона убрал. Для чего ГИБДД вновь пытается вернуть штрафные баллы, можно только догадываться. Между тем аварийность у нас в стране не растет (хотя силовики утверждают обратное), у нас растет количество покупаемых автомобилей. И, соответственно, пропорционально росту автопарка увеличивается абсолютный показатель аварийности. Относительные же показатели, повторюсь, не только не увеличиваются, но даже снижаются!

Социологи считают, что на любое административное правонарушение влияют примерно 300 факторов (состояние дороги, освещенность, психологическое состояние водителя и т.д.). А ГАИ хочет одолеть аварийность только усилением ответственности. Более того, считаю, что предлагаемые МВД меры будут способствовать процветанию коррупции. Г-н Чекалин жалуется на то, что у нас низкая собираемость штрафов. Это совсем не так. Дума в прошлом году приняла поправки к КоАПу, которые сурово наказывают неплательщика (удвоение штрафа или арест на 15 суток). С того момента, как эти поправки вступили в силу, штрафы платят практически все. Уверен, чтоГосдума гаишные поправки в том виде, в котором они есть сейчас, не пропустит.