1362

Страховые лазейки

Нередко после аварии автовладельцам приходиться наматывать километры и простаивать в многочасовых очередях, чтобы собрать все необходимые документы для предусмотренных законом ОСАГО страховых выплат. Однако даже многочисленные справки не гарантируют получения причитающихся денег. На какие «подводные камни» можно напороться собственникам авто, общаясь с представителями страховой компании?
Поделиться

Нередко после аварии автовладельцам приходиться наматывать километры и простаивать в многочасовых очередях, чтобы собрать все необходимые документы для предусмотренных законом ОСАГО страховых выплат. Однако даже многочисленные справки не гарантируют получения причитающихся денег. На какие «подводные камни» можно напороться собственникам авто, общаясь с представителями страховой компании?

На сегодняшний день ситуация такова: после ДТП в страховую компанию необходимо обратиться как потерпевшему, так и виновному водителю. Причем страховщик может потребовать от виновной стороны сразу предъявить автомобиль для осмотра (обычно это делается при большой сумме возмещаемого ущерба), хотя ни в каком договоре подобных требований не содержится. Формально сам страховой полис является договором (ст. 940 гражданского Кодекса), так как включает в себя или ссылается на стандартные для данного вида договора условия страхования. Однако, как следует из статьи 12 закона об ОСАГО, “страхователь обязан представить… транспортное средство по требованию страховщика в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования”. Нестыковки внутри законодательства об ОСАГО очевидны: полис имеет типовую форму и никакого “порядка предоставления автомобиля страхователем” не содержит. Поэтому виновный может попросту отказаться предоставить машину для осмотра на основании немотивированного требования страховщика.

Что же касается законодательства, то оно устанавливает следующий порядок действий потерпевшего и страховой компании: в течение пяти рабочих дней с момента аварии в страховую компанию виновного должен обратиться потерпевший. Затем уже сама компания в течение пяти дней с момента обращения автовладельца должна осмотреть машину и (или) назначить экспертизу (дополнительно к требованию предоставить предусмотренные законодательством документы). После этой волокиты проводится экспертиза. Если ее результаты не удовлетворят страховую компанию, она имеет право потребовать у виновного предъявить его автомобиль.

Кто «крайний»?

Вместе с тем, никакой закон не обязывает виновного ждать, пока пострадавший “раскачается” и соберет все документы. Виновник аварии оплачивает ремонт исключительно за свой счет, поэтому он может отремонтировать автомобиль хоть сразу же после аварии! Что скорее всего приведет к конфликту со страховой компанией. Получается, виновник ДТП вынужден выполнять произвольно устанавливаемые требования своей страховой компании только для того, чтобы компания осуществила выплату, предусмотренную законом!

Не урегулирован законодательством вопрос о выплате, если потерпевший обратился не к назначенному компанией оценщику, а к тому, который ближе (или просто к знакомому), не уведомив об этом страховщика. Несоблюдение этого требования дает формальные основания компании отказать в выплате. При этом “крайним” оказывается

виновник ДТП: ведь в случае отказа страховщика потерпевший пойдет в суд с претензиями непосредственно к виновному!

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Сергей АСТАХОВ, юрист:

— Предъявляемые требования и вызываемые этим сложности с получением денег (в частности, п.6 ст.12 закона об ОСАГО разрешает страховой компании не производить выплату, если потерпевший не выполнил требования указанного закона) могут вынудить потерпевшего сразу обратиться в суд с иском к виновнику ДТП, не делая даже попыток обратиться в страховую компанию.

И еще неизвестно, обяжет ли суд страховую компанию произвести выплату, если компания приведет факты несоблюдения потерпевшим и виновным установленных законодательством требований.

Вполне может оказаться, что уплаченная за “обязаловку” сумма окажется лишь платой за право спокойно ездить мимо постов ГИБДД.

Причем может случиться и так: в случае аварии виновный все до последней копейки заплатит за свой счет, как если бы никакого ОСАГО не существовало в природе…