Отрезвляющая поправка

Гаишники ликуют! Госдума приняла поправки поправки в Кодекс об административных правонарушениях, весьма заметно осложняющие жизнь любителям езды подшофе. Правда, для начала сделаем маленькую оговорку — новые поправки в КоАП еще не вступили в законную силу, поскольку они прошли только первую инстанцию. После Госдумы их должен рассмотреть Совет Федерации, а затем подписать президент.

Гаишники ликуют! Госдума приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, весьма заметно осложняющие жизнь любителям езды подшофе.


Правда, для начала сделаем маленькую оговорку — новые поправки в КоАП еще не вступили в законную силу, поскольку они прошли только первую инстанцию. После Госдумы их должен рассмотреть Совет Федерации, а затем подписать президент. С верхней палатой парламента проблем однозначно не возникнет, ибо накануне поступления поправок в Госдуму в Совете Федерации проходили парламентские слушания по гаишному вопросу. Сенаторы с нескрываемым энтузиазмом отнеслись ко всем предложениям силовиков и даже предложили свои наработки по данной теме. Короче говоря, поправки в КоАП через Совет Федерации пройдут со свистом.

А вот про президентское одобрение сказать трудно. Ныне действующий административный Кодекс был в истории России самым долгим — на его составление и принятие ушло около десяти лет. Такая проволочка была вызвана именно 12-й, так называемой автомобильной главой. Президент внес множество существенных поправок в КоАП, но ни одного, даже маломальского замечания не сделал 12-й главе. То есть президент был на сто процентов удовлетворен мерами воздействия на нарушителей ПДД. Исходя из этого не совсем понятно, а вернее, непонятно совсем, как глава государства отнесется к этим поправкам. Правозащитники не исключают такого варианта, что Путин как максимум на корню зарубит поправки или как минимум направит их на доработку.

Утвержденные Госдумой изменения в КоАП позволят лишать пьяных водителей “прав” на полтора-два года. При этом не будет учитываться, первый раз человек попался в лапы инспекторов или в сто первый, вывалился с водительского места или просто изо рта едва попахивало спиртным. Впрочем, мы здесь немного слукавили. Если первый раз попались — лишат водительского удостоверения на полтора года, во второй раз — на два. Хотя в данной ситуации хрен редьки не слаще.

Необходимость принятия столь суровой меры глава думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин объяснил лояльностью судов, лишающих “прав” только одного из шести пойманных нарушителей алкогольного табу. Иными словами, около 80% пьяных водителей отделываются мизерным по сегодняшним меркам штрафом. По мнению и гаишников, и парламентариев, именно из-за либеральности нынешнего законодательства с каждым годом увеличивается число происходящих дорожно-транспортных происшествий. Следовательно, чтобы снизить аварийность, надо ужесточить законы.

Между тем аварийность у нас в стране не только не растет, а наоборот — снижается. Важно правильно взглянуть на статистику. Количество ДТП растет пропорционально количеству покупаемых автомобилей. То есть абсолютный показатель аварийности ползет вверх, а вот относительный — напротив, идет на снижение.

В продолжение темы добавим, что одолеть аварийность путем ужесточения законов невозможно, поскольку на дорожно-транспортные происшествия оказывают влияние около 300 факторов. К примеру, погодно-климатические условия, состояние дороги, ее освещенность, психологическое состояние водителя и т.д. Более того, по мнению многих автомобильных правозащитников, одобренные думцами поправки будут способствовать процветанию коррупции. Не секрет, что сейчас, дабы не доводить пьяные покатушки до суда, можно дать инспектору на лапу 150—200 “баксов”, и он сделает вид, что ничего не произошло. Думается, подобная практика искоренится еще не скоро, но расценки, если данные поправки одобрит глава государства, вырастут в разы. Но есть в этом и положительная сторона — пьяных водителей станет меньше. Страх перед стопроцентным лишением “прав” или же взяткой в кругленькую сумму как минимум ополовинит армию любителей “зеленого змия”. И это, безусловно, весомый аргумент в пользу инициаторов закона.

На КамАЗе за добавкой

Впрочем, до сего момента отстаивали интересы выпивающих водителей, которые, болезные, из-за гаишников и парламентариев не смогут управлять авто после бурных возлияний. Как свидетельствует статистика, за последние полтора года увеличилось число аварий по вине датых “рулевых” (каждая шестая автокатастрофа). Если приплюсовать еще и мелкие ДТП, где пострадало только “железо”, то получится чуть ли не каждое четвертое. В прошлом 2003 году по вине любителей езды подшофе погибли почти 6000 и получили ранения 41 000 человек. А сколько трагедий инспекторам ДПС удалось предотвратить! За 12 месяцев 2003 года гаишники поймали 1 200 000 (!) нетрезвых водителей. И ведь каждый из них — это потенциальный убийца. Статистика первой половины 2004 года также рисует неутешительную картину — из-за пьяных автомобилистов продолжают погибать и калечиться люди. Один из последних примеров — авария, произошедшая на границе Московской и Тверской областей. Пятничным вечером семья москвичей (муж с женой и их маленькая дочка) ехала на дачу. На одном из регулируемых перекрестков на красный свет выехал КамАЗ, который со всего маху протаранил легковушку. В этой автокатастрофе чудом удалось выжить только ребенку и самому виновнику трагедии. Когда на место происшествия приехали инспектора ГАИ, водитель большегруза мирно спал. Как выяснялось позже, шофер КамАЗа накануне сильно разругался с женой и с горя выпил две бутылки водки без закуски. Однако литра “беленькой” ему показалось мало, и, сев за руль своего грузовика, он отправился в ближайший магазин за добавкой. На полпути и случилась трагедия.

За несколько недель до этой автокатастрофы водитель грузовика был судом оштрафован на 2000 рублей за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Служитель Фемиды принял во внимание то обстоятельство, что автомобиль — единственный источник дохода семьи из пяти человек, и по этой причине наказал нарушителя лишь рублем. Вот вам и смягчающее обстоятельство.

Наш еженедельник в начале этого года (№7/2004) проводил опрос читателей на предмет того, какая мера наказания должна применяться к нетрезвым водителям. Абсолютное большинство — 62% — посчитали, что нужно резко увеличить штрафы, а за повторное пьянство за рулем пожизненно лишать “прав”. Так что, товарищи, за что боролись — на то и напоролись.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат, вице-президент движения “Автомобильная Россия”:

— Согласитесь, ведь есть разница между сворованной банкой варенья из соседского сарая и украденной норковой шубой. Исходя из тяжести совершенного преступления суд выносит вердикт: посадить воришку на три года или на восемь лет. Точно такая же огромная разница есть и в вопросе по нетрезвым водителям: сильно был пьян или выпил бокал шампанского, первый раз попался в подпитии за рулем или в третий.

А представьте, что автомобиль — это единственная возможность прокормить семью. Если водителя сразу лишить “прав” на полтора года, то его семья умрет от голода! Поправки в КоАП, предложенные ГИБДД, нарушают основные принципы законодательства и лишают судей возможности учесть все (отягчающие и смягчающие) обстоятельства дела. Гаишники жалуются, что суды мало лишают “прав”, но зачастую они сами виноваты в этом, поскольку не могут грамотно составить протокол, с соблюдением всех необходимых формальностей. Из-за этого многие дела разваливаются. Однако те водители, которых суд признал виновными в управлении автомобилем подшофе, в подавляющем большинстве лишаются “прав”.