Огненный шторм

Как известно, при прохождении ТО водителям приходится не только выстаивать многокилометровую очередь, но и лаяться с инспектором, доказывая срок годности лекарств в аптечке или исправность огнетушителя. Но если медикаменты большинство все же предпочитает с собой возить — вдруг анальгин после бурно проведенных выходных понадобится, — то вот индивидуальное средство пожаротушения у наших автомобилистов почетом не пользуется. Хотя совершенно напрасно.

Как известно, при прохождении ТО водителям приходится не только выстаивать многокилометровую очередь, но и лаяться с инспектором, доказывая срок годности лекарств в аптечке или исправность огнетушителя. Но если медикаменты большинство все же предпочитает с собой возить — вдруг анальгин после бурно проведенных выходных понадобится, — то вот индивидуальное средство пожаротушения у наших автомобилистов почетом не пользуется. Хотя совершенно напрасно.

По данным Московской службы спасения, только за летний период от “красного петуха” в столице и области погибли 45 машин, причем в большинстве случаев “железного коня” можно было бы спасти, имей нерадивый автовладелец под рукой огнетушитель. Основной причиной возгорания, как ни странно, являются вовсе не серьезные ДТП с катастрофическими разрушениями и человеческими жертвами, а банальная невнимательность владельцев к своим “ласточкам”. Несмотря на многочисленные нарекания по поводу безопасности отечественных машин, даже при аварии их возгорание происходит лишь в нескольких случаях из ста, а иномарки полыхают и того реже. Но вот из-за неправильной эксплуатации или самостоятельного “врезания” в штатную электропроводку всяких дополнительных “примочек” пожары случаются довольно-таки часто.

Основная проблема — уверенность некоторых кулибиных в собственных абсолютных знаниях. Например, из-за того же непрофессионального подключения аудиосистем короткое замыкание может вызвать пожар не только в моторном отсеке, но и в салоне. Правда, надо оговориться, что основная беда — “втыкание” в авто различных усилителей и сабвуферов, питающихся напрямую от аккумулятора. К сожалению, лишь немногие решившие сэкономить на услугах установочного центра способны правильно и безопасно проложить все провода. Часто из-за “хорошей акустики” возгорание начинается сразу в двух местах — под капотом и непосредственно в месте расположения, например, усилителя. Как говорится, дешево хорошо не бывает, так что если вы слабо разбираетесь в электрических цепях — лучше обратиться на сервис.

Конечно, такой “доработкой” занимаются единицы, а вот невнимательное отношение к машине встречается гораздо чаще. Большинство водителей подходит к авто чисто с потребительской точки зрения: ездит, и ладно. Так что любая поломка становится неприятной неожиданностью. Более того, такие автовладельцы редко задумываются о необходимости проверять герметичность бензиновых патрубков или изоляцию на проводах (что касается автоледи, то не каждая даже знает, что это такое), а это также может иметь неприятные последствия. Конечно, с относительно новыми иномарками такие проблемы возникают очень и очень редко. Но вот российские машины или заграничная авторухлядь часто стремятся выпустить из себя все возможные жидкости (если масло перестало капать — значит, оно кончилось), а следовательно, небольшая течь из бензонасоса плюс искра от выкинутого в окошко “бычка” — и в моторном отсеке весело кукарекает “красный петух”, справиться с которым без огнетушителя будет трудно. К таким же последствиям может привести и неисправность системы зажигания или генератора — по статистике, конечно, в большинстве случаев все-таки сгорает лишь сама деталь и дело ограничивается ее заменой, но особо неудачливый водитель может лишиться и всего автомобиля, хорошо если сам успеет выскочить...

Осторожно, газы!

Кроме чисто технических недоработок под капотом и экспериментов с электричеством на руку огню работает и человеческая беспечность. В дачный период в багажниках многих машин можно найти либо пустой, либо уже заправленный газовый баллон, предназначенный для “двухконфорки” на фазенде. Но по какой-то причине автовладельцы, перевозя такой груз, вовсе не задумываются об элементарных нормах безопасности. Кроме того что стоит проверить этого “пассажира” на герметичность — достаточно лишь налить немного воды на клапан (если есть утечка, появятся маленькие пузыри), заполненному баллону строго противопоказаны длительные солнечные ванны, а также соседство с глушителем. Чрезмерная температура способна заставить газовый баллон сдетонировать, а тогда кроме открытого пламени придется бороться еще и с последствиями взрыва в виде выбитых стекол и раскуроченного железа...

К счастью, из-за бытового газа машины сгорают очень редко, но вот автомобильное газобаллонное оборудование, установленное в ближайшем гараже, не менее взрывоопасно, чем метан в глубокой штольне. Проверить такую систему на герметичность даже с 50-процентной гарантией самостоятельно практически невозможно. Последствия такого “жлобства” зачастую весьма прискорбны.

Ручной брандмейстер

Опасна и любимая “ошибка” многих водителей. Начисто забывая о рекомендации перевозить топливо в специальных канистрах, бензин заливают и в пластиковые бутылки, и в прочую подручную тару. Чаще всего никаких серьезных последствий это за собой не влечет, но в летний период вполне может стать причиной пожара. Бензиновые пары не смогут “выбраться” из плотно закупоренной тары, а следовательно, при достижении нужной концентрации такая “бомба” может стать причиной возгорания в багажнике. Избежать этой опасности просто: приобретите в автомагазине спецканистру и возите в ней сколько угодно неприкосновенного запаса.

К счастью, самовозгорание автомобиля — вещь довольно-таки редкая (умышленную порчу чужого имущества мы в расчет не берем: от пьяных идиотов не застрахован никто), но если страшное все же случилось — ни в коем случае не заливайте свой моторной отсек водой из ближайшей лужи! Жидкость, конечно, очень эффективное средство борьбы с огнем, но, попав на клеммы аккумулятора, она может оказать медвежью услугу. Самый простой выход — автомобильный огнетушитель. Но если этой палочки-выручалочки под рукой не оказалось, подойдут давно испытанные народные средства — песок или земля, плотная ткань, только, конечно, не промасленная и не смоченная бензином. Кроме того, можно попросить о помощи и проезжающих мимо: к счастью, многие все же возят огнетушитель не только на техосмотр. Не стоит забывать и о профессионалах: пожарная команда, правда, может задержаться в пути, но вот с огнем справится за считанные минуты.

КСТАТИ

Чаще всего автовладельцы возят с собой три разновидности огнетушителей: пенные, порошковые и газовые. Первые гасят пламя, выбрасывая пену, состоящую из пузырьков газа, заключенных в тонкую пленку пенообразователя. Пузырящаяся субстанция перекрывает доступ кислорода в зону горения и охлаждает ее. Такие устройства подразделяются на воздушно-пенные и химические пенные — смотря какой содержат газ. Порошковые огнетушители тушат огонь струей порошкообразных солей натрия и калия, которые тормозят химические процессы горения. Струя порошка создается с помощью сжатого газа, хранящегося в специальном отсеке устройства. Еще один распространенный тип автоогнетушителей — газовые. В баллоне под высоким давлением содержится либо углекислота, либо газ под названием хладон. Струя газа, вырываясь из такого устройства, сбивает пламя, одновременно охлаждая зону горения и изолируя ее от кислорода.

Легковые автомобили, как правило, комплектуют небольшими огнетушителями, весом до 5 кг. Отечественные устройства пожаротушения для легковых автомобилей редко содержат больше 2—5 литров или 2 кг рабочего вещества. Дешевле всех — порошковые устройства: килограммового “малыша” можно приобрести за 200 рублей. 4-литровый воздушно-пенный огнетушитель обойдется не менее чем в 300 рублей, а литровый углекислотный баллон облегчит карман автовладельца уже на 500.