Смертельный талон

Покупка подержанной машины в большинстве случаев лотерея. Кроме того, что можно нарваться на “убитый” экземпляр, никто не застрахован от приобретения и просто плохо восстановленной после серьезной аварии машины. Во что может вылиться такое приобретение, вопрос риторический. С одной стороны, вы рискуете потерять немало денег, пытаясь все-таки довести авто до кондиции, с другой — некачественный ремонт способен проявить себя, скажем, на скорости 120 км/ч, а в такой ситуации можно и с жизнью попрощаться.

Покупка подержанной машины в большинстве случаев лотерея. Кроме того, что можно нарваться на “убитый” экземпляр, никто не застрахован от приобретения и просто плохо восстановленной после серьезной аварии машины.

Во что может вылиться такое приобретение, вопрос риторический. С одной стороны, вы рискуете потерять немало денег, пытаясь все-таки довести авто до кондиции, с другой — некачественный ремонт способен проявить себя, скажем, на скорости 120 км/ч, а в такой ситуации можно и с жизнью попрощаться.

Мелкие ДТП на безопасность машины влияют нечасто. А вот после серьезной аварии не каждое авто сможет своим ходом добраться до дома. После длительного ремонта, зачастую проводимого в гараже “У дяди Васи”, эти рыдваны чаще всего меняют своих хозяев и выползают на улицы, поминутно рискуя то заглохнуть, то развалиться прямо посередине проезжей части. Конечно, по сравнению с общим количеством, ДТП из-за плохого технического состояния авто происходит всего лишь около 5% аварий. Но отвалившееся колесо способно внести сумятицу в стройные ряды транспортного потока, а уж тем более опасен и плохо выправленный кузов — машина не только может сама выбрать полюбившееся направление движения, но и “обрадовать” владельца вдруг взвившимся ввысь капотом. Чем чревата такая неожиданность, предсказать сложно. На пустой дороге дело может кончиться только покореженным металлом, но на оживленной трассе без человеческих жертв чаще всего не обходится.

Продавцы, стремясь уверить потенциальных покупателей в своей честности, частенько предъявляют талон техосмотра как гарантию хорошего состояния машины. Их расчет прост — при наличии “лобовичка” большинство и не задумается, что автомобиль мог побывать в серьезном ДТП. Конечно, любому понятно, каким образом владельцы далеко не идеальных машин проходят малоприятную процедуру технического контроля. Способы и расценки широкой общественности известны уже достаточно давно. Но все-таки расчет делается на то, что даже самый коррумпированный сотрудник органов не выдаст “лобовичок” разбитой в хлам машине. Понятно, что многие владельцы, не желая платить за дорогостоящую выправку кузова на стапелях, справляются с помощью обычного троса и какой-нибудь тягловой силы, например, машины соседа. По их мнению, вопрос, как чинить авто, никого постороннего касаться не должен. С другой стороны, он обязательно затронет окружающих, когда на приличной скорости машина потеряет управление и начнет метаться из стороны в сторону.

Но, как оказалось, нарваться на прошедшую огонь и медные трубы машинку с действительным талоном проще простого. Даже в том случае, если она несколько раз встала “на уши”, превратившись в малоаппетитный железный ком, а потом была выправлена молотком в ближайшем гараже, “лобовичок” продолжает действовать. Проще говоря, никаких документов, позволяющих изъять талон техосмотра после серьезного столкновения, просто нет. То есть по всем правилам вмешиваться в судьбу машины в период между прохождениями ТО гаишники не вправе. А из этого вытекает еще одна проблема. С одной стороны, на автоинспекцию возложены обязанности по обеспечению безаварийной езды на дорогах России, с другой — приходится закрывать глаза на чиненные, причем не всегда качественно. Существует целый перечень неисправностей, при которых можно запретить эксплуатацию автомобиля, но вот выявить их реально можно лишь на специально оборудованном пункте технического контроля, на который нерадивого автовладельца не затащишь ни за какие коврижки. Конечно, оштрафовать нарушителя все-таки можно, но вот размер взыскания явно не соответствует той опасности, которую представляет такой автомобиль. За управление транспортным средством с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация (ст. 12.5 КоАП РФ), предусмотрено либо предупреждение, либо штраф, равный половине МРОТ, то есть 50 рублей, а вот за езду на авто с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением (ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ) с вас могут взять уже 300—500 рублей, отстранить от управления, снять номера и даже отправить машину на штрафстоянку до устранения причины задержания. В 2003 году за такие нарушения было поймано около 16 тыс. водителей, но нет никакой уверенности, что каждый из них после уплаты штрафа помчался в сервис чинить свою “ласточку”. А следовательно, на российских дорогах колесит немало неисправных машин, и бороться с ними никто не вправе.