Фискальная зачистка

Почтовый ящик “порадовал” наличием извещения от налоговой службы. Ну, дождались — фискалы наконец-то вспомнили обо мне и моих машинах: о проданном по “генералке” ВАЗ-2108; о раздолбанном ВАЗ-2105, по случаю удачно “сплавленном” в деревне по рукописной доверенности гастарбайтеру, и о “шахе” лохматого года выпуска, что мне нисколько не мешает перемещаться на ней по сей день.

Почтовый ящик “порадовал” наличием извещения от налоговой службы. Ну, дождались — фискалы наконец-то вспомнили обо мне и моих машинах: о проданном по “генералке” ВАЗ-2108; о раздолбанном ВАЗ-2105, по случаю удачно “сплавленном” в деревне по рукописной доверенности гастарбайтеру, и о “шахе” лохматого года выпуска, что мне нисколько не мешает перемещаться на ней по сей день.

Общая сумма транспортного налога вместе с пеней (вот шустрые, и когда только успели начислить) перевалила за 1500 “деревянных” — деньги немалые, и платить в полном объеме ну никак не хотелось. И вместо сберкассы побежал в территориальную налоговую управу — выяснить, что да как, и можно ли официально “скостить” налоговое бремя.

Скованные доверием

Первая встреча с налоговым инспектором ясности не внесла. Как оказалось, по пятницам принимать население по вопросам оплаты транспортного налога фискалы отказываются, и меня без лишних церемоний попросили прийти в понедельник. Пока выталкивали взашей, я все-таки успел ввернуть инспектору пару вопросов насчет того, куда метаться, если машины давно проданы по доверенности. Ответ импозантной инспекторши впечатлял своим объемом — там в коридоре все написано. Сказала, как отрезала. Пришлось воткнуться в стену и знакомиться с содержимым длиннющих манускриптов на тему — транспортный налог. Первый вывод по прочтении — если вам несправедливо начислили налог, то вы сами в этом виноваты. Далее по теме. Итак, ВАЗ-2108, проданный по “генералке”, срок которой давно истек. Первый путь решения проблемы — отыскать фактического владельца (покупателя) и попросить его перерегистрировать авто на свое имя, а заодно и оплатить свеженький налог. Мне повезло, нового собственника ВАЗ-2108 нашел быстро и он на меня не в претензии. Второй путь посложнее. Если срок “генералки” не истек, надо бежать к нотариусу и делать выписку из реестра и добыть копию самой доверенности. Если сделка произошла до 24 июля 2002 года, то собственником признается доверенное лицо. Заявление в инспекцию и транспортный налог вас больше не волнует, правда, с единственной оговоркой — пока действует генеральная доверенность. Минует три года, и вы вновь собственник авто со всеми вытекающими... В итоге все равно придется искать фактического владельца давно проданного рыдвана. Короче, пока кто-то пользуется вашим автомобилем по доверенности, вы будете долго болтаться на крючке у фискалов. Но есть другие варианты развития сюжета, например, как получилось у меня с ВАЗ-2105, проданным гастарбайтеру по рукописной доверенности.

Выбраковывать или... угонять

Отловленный трудяга (неделю выслеживал) когда услышал, что ему надо заплатить налог, впал в транс, а выйдя из него, послал меня по традиционному адресу, резюмировав при этом — деньги за машину уплачены, все остальные проблемы меня не касаются. Тут же захотелось набить ему морду, но вовремя вспомнилась маленькая приписочка в одном из налоговых манускриптов, что, дескать, если машина давно сгнила на помойке, а она тем не менее до сих пор зарегистрирована в ГИБДД на ваше имя, то для ухода от налоговых обязанностей автомобиль можно выбраковать, то есть прекратить его юридическое существование как автотранспортной единицы.

В МРЭО мой пыл остудили, объяснив некорректность операции выбраковки машины, когда в действительности она продолжает эксплуатироваться по рукописной доверенности другим лицом, и порекомендовали решать вопрос в личном порядке. Официальная отмазка — ГАИ не занимается спорными вопросами между гражданами, это не в их компетенции. Ну и куда податься бедному автовладельцу?

Голову ломали недолго, знакомый мент подсказал — если машину угнали, то в налоговую инспекцию предоставляется справка, подтверждающая факт угона (кражи), выданная органами МВД, и налог не начисляется до момента обнаружения пропажи. Обычно в рукописной доверенности не ставится срок ее действия, вследствие чего ее автоматом признают действительной один год.

“Пятерку” продали больше года назад, соответственно, горе-гастарбайтер раскатывает на автомобиле априори с липовой доверенностью, написанной собственноручно.

Искушение великое — насолить плохому человеку, но удержался и решил предупредить его о грядущих неприятностях. После ярко обрисованных перспектив быть задержанным по подозрению в угоне, тон общения у гастарбайтера изменился в корне. Припертый к стенке, трудяга из Молдовы сразу выложил требуемую сумму (честно, по квитанции), оплатил все расходы по снятию мною машины с учета в ГИБДД и оформлению сделки купли-продажи.

Моторная ошибка

С транспортным налогом по “шестерке” тоже не обошлось без приключений.

Гаишники прислали в налоговую службу информацию, что моя “шаха” имеет 89 л.с. На самом деле у ВАЗ-2106 всего 69 “лошадок”. Цена нестыковочки — 100 рублей моих кровных, которые надо подарить государству. Я патриот, но с этими налогами и так вышел некислый попадос и по затраченному времени, и по финансам. И сто рублей из принципа дарить никому не хотелось.

Впрочем, надо отдать должное налоговикам: они признают, что информация о транспортных средствах, поступающая из ГИБДД, очень часто вообще не содержит данных о мощности мотора, или информация о двигателе передается ошибочная. Поэтому при возникновении спорных моментов по техническим характеристикам налоговые инспекторы сразу просят у гражданина соответствующие документы, содержащие правильные данные (свидетельство о регистрации или техпаспорт) Перерасчет происходит на месте, и народ остается довольным. Самое главное — вовремя задать вопрос и возмутиться, иначе за все ошибки ГИБДД и фискалов придется расплачиваться своими кровными.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Геннадий ПРЯДКО, заместитель начальника УГИБДД Москвы, полковник милиции:

— По закону реализация машины по доверенности — рукописной или генеральной — не передает права собственника. Де-юре вы не продаете свой автомобиль, а просто передаете другому лицу в пользование на определенный срок. То есть пока машина оформлена на вас, вы несете всю ответственность, включая и налоговое бремя. Заставить платить нового “владельца” все сборы по закону невозможно. Здесь речь может идти только о личной договоренности. Поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций, продавать автомобиль можно только с переоформлением прав собственности. После введения в течение прошлого года нового механизма взимания налогов с собственников транспортных средств многие “продавшие” несколько лет тому назад свои машины по доверенности столкнулись с необходимостью выплачивать налоговые сборы за фактически не принадлежащий им уже автомобиль. В случае, если нет возможности найти фактического хозяина машины, юридический собственник имеет право снять с учета такое авто путем выбраковки и не платить налоги. Для этой процедуры достаточно заявления собственника, так что отсутствие документов, государственных регистрационных знаков и самого автомобиля не станут помехой. Но, с другой стороны, “новый хозяин”, имея на руках действующие нотариально заверенные документы (генеральную доверенность), может предъявить собственнику судебный иск о защите своих прав. По закону максимальный срок действия генеральной доверенности — три года. Так что если авто было реализовано раньше и нет возможности найти владельца, процедура выбраковки — один из способов избавиться от уплаты налоговых сборов. Если говорить о рукописной доверенности, то ее юридическая ценность ничтожна, так что подать в суд на собственника ее обладатель не сможет. Если же вы сняли с учета свой автомобиль, то есть оформили сделку купли-продажи, а вам все равно продолжают приходить квитанции об оплате, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту прописки и прояснить ситуацию. В установленные сроки мы передали базу данных о собственниках налоговым органам, а в данный момент, согласно ранее достигнутой договоренности, раз в десять дней даем обновленные данные. Поэтому такие накладки скорее всего — досадное недоразумение.

НАША СПРАВКА

Срок уплаты налога за 2004 год истек 31 июля 2004 года. По истечении срока уплаты в течение трех месяцев вручается требование об уплате этого налога и дается срок 10 дней. Тех, кто не заплатит, фискалы обещают привлечь к суду. Налоговики предупреждают, что после суда расходы автовладельца-должника увеличатся. Придется возместить еще и судебные издержки. За неуплату транспортного налога (ст. 122 Налогового кодекса) применяется штраф 20%, начисляется пеня за каждый день просрочки (в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ).

КСТАТИ

Порядок принудительного взыскания недоимки с физических лиц, не желающих добровольно оплатить транспортный налог, таков:

— не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Извещение должно быть передано физическому лицу лично под расписку или заказным письмом;

— после вручения требования исковое заявление о взыскании налога и пени за несвоевременную уплату налога может быть подано в судебные органы в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования;

— на основании решения суда общей юрисдикции взыскание недоимки будет производиться судебными приставами.