Честный обман

После публикации материала “Арифметика развода” (“МКмобиль” №27/2004), телефон редакции буквально раскалился от звонков читателей, которых упомянутый в статье автосалон бесцеремонно надул — иначе и не скажешь — на весьма кругленькие суммы. Дабы упредить будущих покупателей от неприятностей, мы еще раз возвращаемся к теме правильной покупке автомобиля.

После публикации материала “Арифметика развода” (“МКмобиль” №27/2004), телефон редакции буквально раскалился от звонков читателей, которых упомянутый в статье автосалон бесцеремонно надул — иначе и не скажешь — на весьма кругленькие суммы. Дабы упредить будущих покупателей от неприятностей, мы еще раз возвращаемся к теме правильной покупке автомобиля.

Когда выручки от честной продажи машин коммерсантам не хватает, они внедряют любопытные ноу-хау. Одна из схем торговли по-новому проста: потенциальный покупатель звонит в автосалон и интересуется стоимостью той или иной машины. Менеджер называет довольно соблазнительную цену и уверяет клиента, что дешевле во всей Москве машину не найти. Как правило, уловка срабатывает. В салоне будущего автовладельца разочаровывают и объявляют цену, этак на долларов 200—300 больше указанной по телефону. В принципе, подобная порочная практика до сих пор в ходу, и значительное число столичных автосалонов работают именно так. Однако здесь налицо факт нарушения российского законодательства, ибо объявленную по телефону сумму за товар можно расценивать как предварительный договор между продавцом и покупателем. Потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ложной информацией, а также компенсации морального вреда. Обычно эти убытки сводятся лишь к расходам на проезд до автосалона, и большинство закрывают на такой обман глаза. Но не стоит прощать нечистоплотных автопродавцов, и при обнаружении обмана смело направляйте жалобу в структуры, защищающие права потребителей.

Но телефонная завлекаловка — цветочки! Некоторые фирмы пошли намного дальше. Когда жертва соглашается на увеличение цены, коммерсанты пускают в ход тяжелую артиллерию — прося внести предоплату в размере от 10 000 до 20 000 “деревянных” за оформление документов. Надо так надо, и покупатели безропотно передают требуемую сумму лично менеджеру. Тот растворяется в соседней комнатушке и оформляет договор. На всякий случай уточним, что ни чека, ни квитанции, ни какого-либо иного документа, подтверждающего факт передачи денег, работник автосалона не дает.

А дальше происходит самое интересное — по возвращении менеджер вручает покупателям договор, в котором стоимость автомобиля возросла еще на 800—1500 американских “рублей”. То есть за минуту перед внесением предоплаты и составлением договора цена была одна, а после — совсем другая. Зачем, спрашивается, покупать столь дорогущего “железного коня”, если в другом автосалоне точно такая же машина будет стоить на 800—1500 долларов дешевле? А затем, чтобы не лишиться уже внесенных без должного оформления денег, поскольку возвращать задаток менеджер не будет даже под дулом пистолета:

— Не хотите покупать авто по цене, указанной в договоре, — подытоживает продавец, — значит, потеряете предоплату.

Ну не дарить же, в самом деле, “штуку” “баксов”! Приходится соглашаться на невыгодные условия. Отсюда делаем выводы: ни при каких раскладах не отдавайте свои кровные до тех пор, пока не увидите договор купли-продажи. И только после внимательного изучения документа можете отправляться в кассу платить.

На слове “касса” остановимся. Одна известная нам фирма, по словам обиженного клиента, мало того, что “нагрела” его на 1200 долларов, так еще и менеджер якобы выцыганил 1000 рублей. А произошло это так. Сотрудник попросил покупателя вручить деньги за автомобиль лично ему, после чего он сам отнесет их в кассу. Минуты через две менеджер выбегает и говорит, что не хватает тысячи рублей.

— Я и моя жена несколько раз пересчитывали купюры, — сетует наш читатель, — и ручаюсь, что недосчитаться я не мог.

Может быть, ошибка в подсчетах все же имела место, поэтому напомним, что во избежание подобных коллизий вносить деньги в кассу за приобретаемый автомобиль должен не сотрудник салона, а непосредственно покупатель. Это простое правило нужно выучить как “Отче наш”, а при покупке машины не поддаваться на уговоры персонала и самостоятельно доносить деньги до кассира.

А вот еще одна любопытная схема торговли. Клиент хочет купить авто и немножко его облагородить — поставить подкрылки, промазать днище антикорром, установить “музыку” и прочее (на все про все уходит два-три дня). Оговоримся, что машина уже полностью оплачена, о чем свидетельствуют квитанции. Но нет главного — договора купли-продажи. Так вот, когда некоторые покупатели приходили забирать своего “железного друга”, то обнаруживали, что у машины другой цвет и “музыка” стоит совсем не та, о которой договаривались. На глазах изумленных покупателей составлялись договора, а если отказывались приобретать авто, коммерсанты ему заявляли, что деньги свои обратно он не получит даже через суд!

...Короче говоря, сегодня, когда о цивилизованном бизнесе в нашей стране приходится только мечтать, дело сохранения своих кровных — целиком в руках беззащитного перед произволом иных нечистоплотных продавцов потребителя. Просчитывайте каждый свой шаг, не верьте на слово и расставайтесь с деньгами только под конкретные договоры. И если в самом начале взаимоотношений с продавцом вас хоть что-то насторожило — не испытывайте судьбу, поищите удачу в другом месте.