Крышу сносит запросто

Тема “ракушек” — истинный клад для нашего брата, автомобильного журналиста. На этой ниве то и дело происходят душераздирающие события. Где-то их сносят, где-то передвигают, где-то под угрозой “смертной казни” велят зарегистрировать. А между тем, несмотря на все перипетии, связанные с оцинкованными обителями транспортных средств, бизнес по продаже “ракушек” в столице процветает, обретая при этом весьма цивилизованные формы.

Тема “ракушек” — истинный клад для нашего брата, автомобильного журналиста. На этой ниве то и дело происходят душераздирающие события. Где-то их сносят, где-то передвигают, где-то под угрозой “смертной казни” велят зарегистрировать. А между тем, несмотря на все перипетии, связанные с оцинкованными обителями транспортных средств, бизнес по продаже “ракушек” в столице процветает, обретая при этом весьма цивилизованные формы.


Если вспомнить самое начало девяностых, когда автомобиль начал свой короткий путь от предмета роскоши к банальному средству передвижения, в памяти всплывает множество занятных эпизодов из дворовой жизни. Помнится, один мой сосед, из “деловых”, установил первую в нашем дворе “ракушку”. Его новенький “сорок первый” едва помещался под своды диковинного укрытия, норовя задеть лопухами-зеркалами за опускающуюся со скрипом крышу. Тем не менее мужики во дворе, те, кто из безгаражных, заинтересовались новинкой. Кстати, цена укрытия была по тем временам весьма существенной и неподъемной для обывателей: забралоподобное страшилище стоило более тысячи “зеленых”. Да и выглядело под стать — нечто отпугивающее грязно-коричневого цвета, похожее на германский “Тигр” времен второй мировой, только что без орудия.

В те времена никто и не предполагал, что эти “бронтозавры”, переродившись за много лет в легкие и практичные ажурные конструкции, станут настоящим бедствием для московских дворов и одновременно единственной реальной подмогой автомобилистам в борьбе против угонщиков и мародеров. Нынче приобрести простейшее автобунгало элементарно просто. Причем свои телефоны фирмы-установщики рисуют прямо на готовых “ракушках”. Покупатель может выбрать любую из понравившихся моделей. Нужно сказать, что цены на укрытия держатся на прежнем уровне. Так, новый тент производства саратовского или тамбовского завода для машины класса вазовской “девятки” или “десятки” 5,2 м длиной, 2,6 шириной и 1,95 м высотой обойдется сегодня в среднем в 25 000 рублей с доставкой и установкой. Тысяч за 15 000—17 000 можно приобрести то же самое, но б/у. При этом железяка, прослужившая кому-то 1—2 года, будет во вполне приличном рабочем состоянии и прослужит еще довольно долго. “Пенал” для джипа существенно дороже. При габаритах 5,6x2,85x2,3 те же 25 000 рублей будет стоить уже подержанное автобунгало, новое же обойдется дороже тысячи “баксов”.

В Москве муниципальные власти повсеместно настаивают на унификации подобных сооружений. Наиболее дорогое укрытие — “пенал” — чиновникам почему-то нравится наиболее всего, в то время как прочие “горбатые” конструкции не приветствуются. Более того, во многих столичных дворах управы насильно, под угрозой сноса заставляют жителей менять старые “горбатые” модели на новые блестящие коробки. Возможно, из-за этого на тех же фирмах тенты с рублеными углами стоят на 20—30% дешевле своих прямоугольных собратьев.

Если вам каким-то чудом удалось застолбить под “ракушку” кусочек асфальтированной территории, считайте — вам крупно повезло. Таким образом вы экономите на подготовке площадки изрядную сумму. Фирмы — установщики укрытий предлагают сегодня кубометр щебенки в среднем за 1200 рублей (мелкий щебень значительно дороже), а на создание “подушки” под “пенал” потребуется 2—3 кубометра битого камня. Ну а коли вам досталось местечко и вовсе в болоте, есть смысл бетонировать пол. Это удовольствие встанет не меньше чем в 300 рублей за квадратный метр. Если площадь, занимаемая укрытием, составляет порядка 15 “квадратов”, то дополнительно вам потребуется не меньше 4500 рублей.

Впрочем, как на подготовке, так и на самой “ракушке” можно и сэкономить. Тент можно купить с рук, благо объявлений о продаже, спасибо отцам города, появляется все больше и больше, а на землю можно постелить деревянные доски. По объявлению в газете вам удастся найти “ракушку” как за 1000, так и за 20 000 рублей. Все зависит от возраста сооружения, но доставку и установку в этом случае придется взять на себя.

Думается, что через несколько лет конторам, специализирующимся на продаже и установке металлических тентов, заняться будет нечем. Об этом говорит решимость столичных властей, с которой они набросились на автовладельцев-“ракушечников”. Стоять нелегально — равносильно самоубийству, а регистрация требует не только значительных временных, моральных и материальных затрат, но и согласия города, получить которое иногда бывает невозможно по определению.


НАША СПРАВКА

Поставить “ракушку” на свободное место во дворе дело нехитрое. А вот если владелец захочет зарегистрировать свою собственность, чтобы оградить имущество от неожиданного сноса, ему придется не одну неделю походить по кабинетам районной власти. Для установки тента-укрытия необходимо получить разрешение от домоуправления, на чьей территории планируется разместить “гараж”. Для этого автовладельцу нужно обратиться в районную управу с заявлением, в котором будут указаны предполагаемый адрес установки, марка, модель и государственный номер авто. Кроме того, с собой необходимо иметь выписку из общегражданского паспорта или его ксерокопию, копии ПТС и свидетельства о регистрации авто, а также заплатить пошлину в размере 50 рублей. В течение месяца заявление должно быть рассмотрено в гаражной комиссии района, и в случае положительного ответа управа закажет в архитектурно-планировочном управлении так называемый “Эскиз №1”, который согласовывается с пожарной охраной, санэпиднадзором и отделом подземных сооружений. Можно самостоятельно обходить эти инстанции, а можно поручить это сотрудникам управы, правда, за услугу придется заплатить чуть меньше 1000 рублей, но зато сэкономите много времени. После необходимых согласований с автовладельцем заключается договор о краткосрочной аренде на землю и выдается разрешение на установку “ракушки” (срок действия — год). За пользование городской землей придется платить, но сумма будет зависеть от особенностей расположения железного тента. Если “ракушка” устанавливается вне пределов пешеходной досягаемости многоэтажного паркинга или гаража (более 600 метров) или же место на такой парковке стоит более 75 000 рублей, то автовладельцу придется заплатить 2250 “деревянных”. Если же бокс на централизованной парковке стоит дешевле или идти до нее всего пять минут, то придется раскошелиться уже на 3375 рублей.