Фабула успеха

Не так часто отечественный автопром радует нас новинками. Но вот дождались — ижевский автозавод наконец-то выпустил “в люди” свое очередное детище, одарив его громким именем “Фабула”. Конечно, называть этот автомобиль новинкой можно с большой натяжкой — в ее основе все тот же Иж-2126.

Не так часто отечественный автопром радует нас новинками.

Но вот дождались — ижевский автозавод наконец-то выпустил “в люди” свое очередное детище, одарив его громким именем “Фабула”. Конечно, называть этот автомобиль новинкой можно с большой натяжкой — в ее основе все тот же Иж-2126.


Увидеть “Фабулу” живьем любой желающий мог еще прошлым летом, когда ижевцы представляли ее в качестве экспоната Московского автосалона. Учитывая крайнюю малочисленность семейства российских универсалов, каждое его пополнение заслуживает как минимум пристального к себе внимания. И вот через год модель встала на конвейер и пошла “в массы”, так что появилась веская причина познакомиться с “Фабулой” поближе. Тем более что на нынешнем MIMS-2004 это транспортное средство — “гвоздь” ижевского стенда.

Эстетические достоинства экстерьера автомобиля довольно своеобразны. Спереди — уже знакомая многим автомобилистам “Ода”: тот же бампер, капот, оптика. В общем, ничего нового. Отличительная особенность “Фабулы” — ее “корма”. Задняя часть кузова спроектирована скорее в угоду увеличению функциональных возможностей грузового отсека — массивный “горб”, выступающий из крыши, делает машину похожей (не в обиду ижевским конструкторам будет сказано) на катафалк (кстати, именно такое прозвище она уже успела получить у российских автомобилистов). Этот эффект усиливается практически вертикально расположенной дверью багажника. Формы, как говорят, “на любителя”, но если учесть, что сильным экстерьером отечественные автомобили никогда не отличались, подобный недостаток в большинстве случаев оказывается малосущественным, тем более когда речь идет о покупке “универсала” — “рабочей лошадки” российских дачников. И здесь во главу угла становятся не внешние данные авто, а его грузовые возможности.

Хотя открывать заднюю дверь неудобно — поводок “дворника” мешает нормально вставить и повернуть ключ в замке. Кроме того, на тестовом экземпляре были установлены слишком жесткие амортизаторы, так что дверь сильно “выстреливала” вверх, громким стуком оповещая водителя о достижении крайней точки. Если этим грешат все “Фабулы”, то ее придется придерживать — такая резкость не пойдет на пользу ни амортизаторам (после трех циклов один из них соскочил с крепления), ни петлям двери.

Визуально размеры багажника слегка разочаровали. Тем не менее согласно заводским характеристикам по грузоподъемности ИЖ не уступает своему основному конкуренту — “четверке”, а по объему отсека даже превосходит ее. Это превосходство достигнуто за счет большей ширины и высоты грузового отделения (здесь свою роль сыграл “горб”), в длину же оно на 15 см короче. Честно говоря, это скорее минус, чем плюс — зачастую главную роль при размещении груза играет именно длина багажника, а не дополнительные сантиметры по вертикали.

Затаскивать тяжести в “Фабулу” будет довольно проблематично — мало того, что машина сама по себе отличается довольно внушительной погрузочной высотой, поклажу придется еще и переваливать через небольшой порог на нижней кромке багажника. Кроме того, ижевцы оснастили свое детище массивной нескладывающейся пластиковой полкой, которая при открытой задней двери поднимается всего на 15—20 см, серьезно ограничивая доступ в отсек. Но одно из достоинств грузового отделения “Фабулы” — возможности трансформации. При необходимости спинку заднего сиденья можно опустить по частям, в пропорции “50 на 50”. Хотя ровной поверхности при этом не получается — мешает подушка дивана. Конечно, ее можно снять, но тогда теряется все преимущество разрезной спинки.

А вот внутри ИЖ выглядит намного привлекательнее всей российской “классики” — двухцветное комбинированное торпедо, более современная самотестирующаяся комбинация приборов с двумя жидкокристаллическими дисплеями (на левый выводятся показания одометра, на правый — часы, однако туда может быть подключен маршрутный компьютер), “десятое” рулевое колесо, штатный подлокотник на тоннеле. Но это издалека. Как только оказываешься на “рабочем” месте, становится очевидно, что при создании интерьера ижевцы сильно увлеклись экономией. Все детали изготовлены из откровенно дешевых и довольно неприятных на ощупь жестких пластиков. Для примера — верхняя накладка торпедо и облицовочные панели багажника произведены из одного материала, причем если в последнем случае это оправданно (его легко мыть), то спереди он выглядит просто убого.

К сожалению, новый “универсал” не избежал традиционной для наших машин “болезни” — некачественной, а местами и откровенно халтурной сборки. В “Фабуле” плохо подогнаны и закреплены практически все пластиковые детали салона — накладки, карманы и декоративные решетки дверей, а задняя пепельница и крышка подлокотника и вовсе вываливаются при первом же прикосновении. Также норовило оторваться и внутрисалонное зеркало заднего вида, которое к тому же напрочь отказалось регулироваться. Боковые зеркала получилось настроить штатными рычагами только по высоте, а угол обзора пришлось выставлять, как на “шестерке”, руками. Кроме того, небольших по размеру штатных зеркал автомобилю не хватает, так что водителю придется активно крутить головой. Но больше всего огорчили болтающиеся из стороны в сторону педали, ведь здесь речь идет уже о безопасности движения.

При всех этих недостатках стоит отметить, что с точки зрения эргономики салон не так уж и плох — в актив “Фабулы” можно смело добавлять довольно удобную посадку и водителя, и пассажиров. За счет широких возможностей продольного перемещения передних сидений на них легко разместятся даже весьма высокие люди. Однако обладателям баскетбольных габаритов придется слегка помучиться с настройками, кроме того, на заднем диване при полностью отодвинутых креслах смогут уместиться только дети. Тем не менее маленьким задний диван не назовешь — если спереди разместятся люди среднего роста, то там совершенно свободно усядутся три довольно крупных пассажира. Еще одно достоинство ижевского “универсала” — большая площадь остекления и, как следствие, хороший обзор.

Под капотом тестовой машины разместился давно знакомый обывателю карбюраторный вазовский 1,6-литровый двигатель, агрегатированный

с пятиступенчатой коробкой передач, развивающий мощность в 75 “лошадей”. В настоящий момент это единственный вариант “Фабулы”, представленный в столичных автосалонах. Стоимость такого автомобиля 159 200 рублей, то есть почти 5500 долларов. При этом стоит учитывать, что за эти деньги покупатель получает совершенно “пустой” автомобиль. Тем не менее в качестве дополнительных опций вам предложат установку тонированного атермального лобового стекла и подогрев передних сидений.

Благодаря передней подвеске типа “МакФерсон” и реечному рулевому управлению “Фабула” по сравнению с другими “классическими” моделями на дороге ведет себя более мягко — мелкие кочки и неровности практически незаметны, кроме того, машину не приходится “ловить” даже при попадании в колейность. До управляемости переднеприводных автомобилей ей, конечно, далеко — на поворот руля машина реагирует с довольно ощутимым запаздыванием — но крутить “баранку” на ней гораздо легче, чем на моделях, оснащенных архаичным рулевым редуктором.

Из-за заводских настроек карбюратора двигатель на полную мощность выходить отказывался, но, по субъективным оценкам, после регулировки машина должна ездить как минимум на уровне вазовской “классики”. Кстати, на “Фабуле” оказалась довольно приличная шумоизоляция — на холостых оборотах “шестой” двигатель практически не слышно. Конечно, в движении его “голос” становится более различимым и навязчивым, однако он полностью теряется на фоне других шумов, по большей части исходящих от трансмиссии. Первое, чем огорошила “Фабула” вашего корреспондента на первой передаче, — громкие завывания редуктора, а на третьей этот гул напрочь перекрыл все остальные шумы. Всю эту какофонию дополнил довольно громкий шелест шестеренок омской КП, к тому же отличившейся очень нечетким включением передач — на “поиск” задней и вовсе приходилось тратить секунд по тридцать. Еще одна очень неприятная вещь — слабые тормоза: заблокировать колеса не удается даже при резком нажатии “в пол”.

В общем, по традиции, которой придерживаются все российские автопроизводители, ижевцы выпустили на конвейер откровенно “сырой” автомобиль, нуждающийся в серьезной доработке. Можно было бы предположить, что все описанные недостатки касаются только конкретного экземпляра, доставшегося нам на тест, однако посещение нескольких интернет-форумов показало — с подобными проблемами регулярно сталкиваются многие владельцы этих авто.

При этом очевидно, что “Фабула” призвана серьезно осложнить жизнь всенародно любимой “четверке” — в противном случае целесообразность производства этого нового “народного” универсала под большим вопросом. Однако при таком количестве проблем сделать это ижевцам будет практически нереально. Гудящая трансмиссия, нечеткая работа коробки передач, “ватные” тормоза, огрехи в эргономике — и это только начало списка, куда смело можно добавлять откровенно “бюджетный”, плохо подогнанный пластик интерьера в комплекте с торчащими из него саморезами, плохо закрепленные педали, болтающиеся подлокотники, вываливающиеся пепельницы и многое другое. Такая нарочитая дешевизна и простота не вызывали бы особых нареканий, если бы “Фабула” стоила в районе 3000—3500 долларов, но сейчас речь идет о гораздо большей сумме — почти 5500 “зеленых”. Кроме того, после введения в нашей стране нормы “Евро-2” ее стоимость вырастет еще примерно на 500 “баксов”.