Кто даст денег на подушку

В недрах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ родилась идея одним росчерком законодательного пера сделать отечественные автомобили более безопасными. Наиболее удачным началом в этом деле руководитель уважаемой структуры Александр Нерадько счел обращение к общественному мнению. “Мы внесли в Минтранс предложение об оснащении легковых автомобилей средствами пассивной безопасности. Это ABS, это системы пассивной безопасности в виде подушек безопасности. По нашим подсчетам, внедрение таких мер на легковом транспорте могло бы сократить количество погибших на 20 процентов,” — заявил он на всю страну с экранов телевизоров.

В недрах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ родилась идея одним росчерком законодательного пера сделать отечественные автомобили более безопасными.

Наиболее удачным началом в этом деле руководитель уважаемой структуры Александр Нерадько счел обращение к общественному мнению. “Мы внесли в Минтранс предложение об оснащении легковых автомобилей средствами пассивной безопасности. Это ABS, это системы пассивной безопасности в виде подушек безопасности. По нашим подсчетам, внедрение таких мер на легковом транспорте могло бы сократить количество погибших на 20 процентов,” — заявил он на всю страну с экранов телевизоров.

АБС ведет к авариям, а подушки к смерти?

Что такое подушка безопасности — знает практически любой водитель. Про систему предупреждения блокировки колес, помогающей справиться с машиной во время экстренного торможения — АБС — скорее всего тоже. Из почти уже 20-летнего опыта эксплуатации таких устройств на японских, европейских и американских авто известно, что подушка безопасности в комплекте с пристегнутым ремнем на 30—35% уменьшает тяжесть травм при лобовом столкновении. Как много соотечественников предпочитают ездить не пристегиваясь, опять же, знают все. Подушка же дает эффект, только если вы пристегнуты. Если нет, то она скорее добьет пассажиров авто, чем спасет их от травм. Поэтому перед введением обязательного оснащения всех отечественных авто подушками стоило бы изменить отношение сограждан к собственной безопасности.

Что касается АБС, то основная масса водителей отечественных авто, которые ни разу в жизни не сидели за рулем оснащенной такой системой машины, считают, что она — залог прекрасного торможения на скользкой дороге. Это не совсем так. На льду АБС скорее помогает сохранить управляемость, чем существенно сократить тормозной путь. Особенно если резина не вполне соответствует сезону. Так что резкий, “в приказном порядке” переход на повсеместное использование АБС в первые же заморозки приведет к катастрофическому росту аварийности.

Проблем не будет. А денег?

Опрос представителей отечественных автозаводов, выпускающих самые массовые легковые модели авто, выявил картину почти олимпийского спокойствия. Во-первых, производители разъяснили, что оснащение любой отечественной модели системой АБС автоматически увеличит ее заводскую цену как минимум на $400—500. Модели, чья конструкция изначально не предусматривала установки этого устройства, такие как вазовская “классика”, “Самара” или “Ода”, потребуют еще и разработки иных узлов ходовой части. Дополнительное оснащение на конвейере серийного отечественного автомобиля подушкой безопасности — еще более дорогое удовольствие. В этом случае цена каждого авто поднимется на $500—2500. Дело в том, что установка подушки на тот же ВАЗ-2106 потребует не только замену стандартного руля на “подушечный”. Придется заново рассчитывать всю конструкцию кузова, организовывая сминаемые зоны, превращая салон в настоящий “кокон безопасности”, как это делается на современных иномарках. Или представьте — попадает “шаха” в лобовую аварию, рулевая колонка, как водится, приподнимается навстречу лицу драйвера, водительское сиденье срывается с фиксаторов... Водитель уже практически инвалид, а в этот момент еще и подушка срабатывает. Все, труп за рулем гарантирован. Зато наверняка лицо не пострадает.

Представитель Ульяновского автозавода Андрей Котерев сообщил, что предприятие совершенно спокойно воспринимает перспективу возможной обязательной установки на УАЗы АБС и подушек безопасности. “Появится такой закон — будем его исполнять”, — прокомментировал он ситуацию.

Руководитель департамента по связям с общественностью ОАО “ГАЗ” Сергей Луговой рассказал, что предприятие уже сейчас готово устанавливать АБС на всю линейку своих легковушек. Однако этого сейчас не происходит, поскольку данная опция может увеличить стоимость каждого авто на $500—1000, что моментально “выбросит” авто из занимаемой ценовой ниши. Но если будет законодательно установлена необходимость такого решения — технических проблем не возникнет. Точную стоимость комплектации “Волг” подушками безопасности господин Луговой назвать затруднился, однако сказал, что к 2007 году во все легковые автомобили марки “ГАЗ” будет заложена возможность установки таких устройств.

Представитель Ижевского автозавода Инна Левыкина рассказала, что как только стало известно о возможности введения принудительной установки на все отечественные авто АБС и подушек безопасности, технические службы предприятия получили задание разработать комплекс мер, которые позволят продукции предприятия соответствовать такого рода законодательным нормам.

Александр Егошин, сотрудник дирекции по связям с общественностью “АвтоВАЗа”, рассказал, что в конструкции “десятого” семейства автомобилей из Тольятти изначально была заложена возможность установки АБС и подушек. Все более поздние модели, само собой, тоже обладают подобными свойствами. Что же касается более старых семейств — и “классического”, и “переднеприводного”, то они, согласно планам завода, в ближайшее время совсем уйдут с конвейера. Александр Егошин сообщил также, что установка АБС на конвейере поднимет отпускную цену авто примерно на $200—300.