Скандинавский Хклюзив

Долгое время “Volvo” особо не баловала своих почитателей машинами для активной езды, предлагая им единственный в своем модельном ряду полноприводник — CrossCountry (ХС70). А до настоящего внедорожника у шведов руки как-то не доходили, даже несмотря на то, что подобный автомобиль они разработали еще в 90-х. Несколько лет шведы возили этот проект по автосалонам в качестве концепта, но в конце концов на свет появился Volvo XC90 — внедорожник, полностью ломающий традиционное представление о машинах этой марки.

Долгое время “Volvo” особо не баловала своих почитателей машинами для активной езды, предлагая им единственный в своем модельном ряду полноприводник — CrossCountry (ХС70). А до настоящего внедорожника у шведов руки как-то не доходили, даже несмотря на то, что подобный автомобиль они разработали еще в 90-х. Несколько лет шведы возили этот проект по автосалонам в качестве концепта, но в конце концов на свет появился Volvo XC90 — внедорожник, полностью ломающий традиционное представление о машинах этой марки.

Назвать ХС90 полноценным внедорожником нельзя — это кроссовер класса “люкс”, а если выражаться простым языком — дорогой мощный “паркетник”, предназначенный для бизнес-элиты. Основные критерии, как известно, которыми руководствуются ее представители при покупке очередного транспортного средства, — соединенные воедино престижность марки в целом и комфорт, безопасность, универсальность конкретного автомобиля в частности. Именно такими качествами и обладает этот шведский внедорожник — он одинаково гармонично смотрится и перед офисом крупной компании, и перед загородным коттеджем, на нем можно спокойно выехать с семьей на природу или провести отпуск в путешествии, но в то же время появиться на серьезной деловой встрече.

С одной стороны, происхождение автомобиля безошибочно определяется с первого взгляда, но с другой — дизайнеры привнесли в его экстерьер множество нехарактерных для скандинавской марки деталей, выгодно подчеркнувших внешность своего первого большого “паркетника”. Короткий, высоко расположенный капот с глубокими проштамповками, массивная прозрачная оптика, выдвинутая вперед крупноячеистая решетка радиатора, продольные ребра жесткости, проходящие через весь кузов, “фирменные” фонари на “корме”... Защита моторного отсека, как бы наплывающая на бампер, рейлинги на крыше сделаны из полированного алюминия, молдинги и ручки дверей окрашены в цвет кузова. На стойке задней двери пристроилась эмблема “XC90 Executive”, как бы невзначай напоминающая о том, что речь идет не о полноприводной версии известного шведского универсала, а об отдельном и при этом эксклюзивном автомобиле.

В этом убеждаешься, как только оказываешься внутри. Сказать, что черная отделка салона производит впечатление, значит, не сказать ничего. Изнутри ХС90 выглядит просто шикарно — все пять посадочных мест (параллельно с 5-местными автомобилями дилеры также предлагают и 7-местные версии, но они в среднем стоят на $2000—2500 дороже) и дверные панели с интегрированными подлокотниками обиты кожей высочайшего качества, сочетающейся с дорогим мягким пластиком, по фактуре практически не уступающим натуральному материалу. Картину гармонично дополняют вставки из орехового дерева, которыми щедро отделаны центральная консоль и рукоятка АКП. Кстати, в тестовом внедорожнике деревом также было отделано и рулевое колесо, но даже для версии “Executive” это опция.

Салон машины разработан так, чтобы обеспечить максимальный комфорт всем: и водителю, и пассажирам. Передние кресла с широким диапазоном регулировок и в меру мягкий задний диван позволяют без проблем проводить в автомобиле довольно длительное время, просто наслаждаясь ездой. Элегантное торпедо сохранило слегка угловатые очертания, присущие всем автомобилям этой марки, щиток приборов имеет хорошо различимые шкалы приборов с набором необходимой информации. Туда же выводятся и показания трип-компьютера, органы управления которым расположены на левом подрулевом переключателе. Центральная консоль напичкана различной электроникой настолько щедро, что на первый взгляд кажется, что разбираться во всем этом изобилии придется не один час — стройный ряд кнопок включения различных вспомогательных систем, раздельная климатическая установка, CD-проигрыватель, встроенный GSM-телефон. Однако с этой задачей справляешься через несколько минут, и с дальнейшим использованием тех или иных органов управления проблем не возникает.

Отдельного упоминания заслуживает аудиосистема, но не магнитола, встроенная в центральную консоль, а акустика “Dolby ProLogic II” с процессором объемного звука. Помимо установки сабвуфера и пакета из 13 динамиков салон внедорожника подвергся акустической доработке и настройке для придания естественного звучания. Кстати, благодаря персональному ДУ-пульту доступ к управлению системой имеют не только водитель и передний пассажир, но и обитатели заднего дивана.

Тем не менее для задних пассажиров предусмотрены и другие развлечения — мультимедийный центр RSE, специально разработанный для ХС90. Он состоит из двух 7-дюймовых экранов в подголовниках передних сидений, DVD-проигрывателя, встроенного в верхнюю часть водительского подлокотника. Мало того, каждый дисплей независим от другого, что позволяет одному пассажиру смотреть DVD, а другому осваивать очередную компьютерную игрушку или просто слушать музыку. Для полного комплекта в RSE не хватает лишь телевизионного тюнера. Звук центра воспроизводится через динамики, установленные рядом с крайними подголовниками дивана, либо через беспроводные наушники.

Двигатель тестового ХС90 под стать его интерьеру — под капотом внедорожника спрятан однорядный 6-цилиндровый 272-сильный турбомотор “Volvo T6” объемом 2,9 литра, агрегатированный с 4-ступенчатой адаптивной автоматической трансмиссией “Geartronic” с возможностью ручного переключения передач. Благодаря двум турбонагнетателям и системе изменяемых фаз впуска он обеспечивает автомобилю более чем достойную динамику, разгоняя шведский “паркетник” до сотни чуть больше чем за 9 секунд, а максимального крутящего момента (380 Нм) при этом он достигает уже при 1800 оборотах.

Еще одна особенность этого силового агрегата — относительно невысокий расход топлива и экологическая безопасность. В качестве альтернативы покупателю также могут предложить 2,5-литровый

210-сильный турбированный двигатель, который уже сегодня соответствует “Евро-4”, вступающему в силу с января 2005 года. Но в таком случае придется смириться с менее богатой комплектацией — ХС90

в исполнении “Executive” оснащается только топовым 2,9-литровым силовым агрегатом “T6”.

На холостых оборотах двигателя практически не слышно. Надо отметить, что и в движении машина “громче” не становится — великолепная звукоизоляция и двойные боковые стекла глушат все: и аэродинамические шумы, и рокот двигателя, слегка напоминающего о себе лишь при приближении к “красной” зоне тахометра. На ходу Volvo XC90 по-скандинавски невозмутим, ненавязчиво предлагая водителю свой спокойный, уравновешенный стиль езды — “длинные” передачи четко работающего “автомата”, легкий руль, надежные тормоза... В спокойном состоянии ХС90 ведет себя на дороге как обычный переднеприводный автомобиль, и только в случае необходимости муфта “Haldex” с электронным контролем пробуксовки подключает задний мост. Весь процесс управляется электроникой, и как только передние колеса начинают проскальзывать, теряя сцепление с дорогой, лишняя тяга практически мгновенно (за 1/7 оборота вала) перераспределяется назад. Подвеска мелкие неровности оставляет без внимания, ощутимо встряхивая кузов и седоков лишь при попадании в приличного размера ухабы. По комфорту внедорожник можно сравнить с седаном представительского класса, кстати, конструкция подвески аналогична модели S80 (спереди “МакФерсон” со стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади — многорычажная), только подкорректированная в соответствии с большей массой.

Спокойный, местами даже флегматичный характер машины проявляется лишь на скорости, когда, несмотря на довольно низкий центр тяжести, автомобиль начинает ощутимо крениться в поворотах и довольно “лениво” отзываться на действия рулем. Иногда даже создается впечатление, что “паркетник” вот-вот завалится, однако это ощущение обманчиво — ХС90 не запаздывает с реакцией — таким образом сглаживаются мелкие подруливания, порой непроизвольно появляющиеся во время езды. Что же касается кренов, то критичными их назвать нельзя. Кроме того, машина проектировалась для американского рынка, где подобные настройки подвески считаются нормой. Кстати, от кренов можно избавиться — в качестве опции (в семиместном исполнении — в базе) машина может быть оснащена и системой автоматического поддержания горизонтального положения.

Но даже если сильно постараться, опрокинуть машину в повороте не получится даже у неумелого водителя с амбициями пилота “Формулы-1”, по крайней мере пока не отключены многочисленные электронные “навороты”, помогающие водителю контролировать и стабилизировать машину в любой ситуации. В систему пассивной безопасности автомобиля включена одна из последних разработок “Volvo”, созданная специально для ХС90 — система защиты от опрокидывания (RCS). Ее датчики одновременно отслеживают крены кузова и угол поворота, отдавая команды на подтормаживание колес до тех пор, пока машина вновь не обретет устойчивость. Параллельно с нею, также используя ресурсы ABS, действует уже привычная на этот раз отключаемая система динамической стабилизации и контроля тяги (DSTC), отслеживающая тенденции к заносу.

Кроме электроники в арсенале внедорожника есть еще две фронтальные двухпороговые подушки безопасности, степень раскрытия которых зависит от силы удара, боковые подушки безопасности для защиты шеи и груди, встроенный занавес (IC), защищающий головы пассажиров на каждом из трех возможных рядов сидений, преднатяжители всех ремней безопасности, конструкция для защиты от плетевого удара сзади, встроенная в передние сиденья. Кроме того, отдельная система активируется при опрокидывании, в этом случае срабатывают только преднатяжители ремней и занавесы.