1446

Опережая Париж

В Москве завершила работу 8-я Международная автомобильная выставка “Мотор Шоу-2004”. Как выяснилось, в календаре проведения выставок появилась интрига: на следующий год также состоится очередной “Мотор Шоу”. Почему так произошло? Подробности вы узнаете из интервью заместителя гендиректора “АСМ-холдинга” Александра КОВРИГИНА корреспонденту “МКмобиля” Ивану АККУРАТОВУ.
Поделиться

В Москве завершила работу 8-я Международная автомобильная выставка “Мотор Шоу-2004”.

Как выяснилось, в календаре проведения выставок появилась интрига: на следующий год также состоится очередной “Мотор Шоу”. Почему так произошло? Подробности вы узнаете из интервью заместителя гендиректора “АСМ-холдинга” Александра КОВРИГИНА корреспонденту “МКмобиля” Ивану АККУРАТОВУ.


— Каковы первые итоги прошедшей выставки?

— Итоги “Мотор Шоу-2004” мы оцениваем как хорошие, поскольку на эту выставку прибыли более 900 экспонентов из 38 стран мира. В том числе участвовали 584 российские компании из 65 городов страны. По количеству участников и посетителей она стала крупнейшей выставкой за всю историю проведения “Мотор Шоу” — экспозицию посетили около 95 тыс. человек! Это на уровне международного автосалона по эгидой Международного союза автопроизводителей (OICA), проводимого в Москве по четным годам. Еще одна цифра. В последний день работы выставки ее осмотрели 18 тыс. человек. Практически это тот максимум, который может вместить столичный Экспоцентр.

— Надо сказать, зарубежная экспозиция не блистала новинками...

— Ну почему же. К российским премьерам вполне можно отнести корейский Hyundai Tucsan, получивший Гран-при выставки. Напомню, в прошлом году его ни один автомобиль не получил. Кроме того, наш зритель впервые увидел новую версию Skoda Oktavia, а также Kia Picanto и Kia Cerato.

Зато много было представлено отечественных автомобилей. Можно без преувеличения сказать, что на “Мотор Шоу” дружно выступили именно российские производители. Почему-то многие придерживаются мнения, что премьеры считаются только по легковым автомобилям. Но это же не так. В этом году было показано более 20 новых отечественных моделей, среди которых есть и грузовики, и автобусы, и легковушки, как, например, вазовский “Силуэт”. Кроме того, ОАО “ГАЗ” показал очень достойную экспозицию. Обновленная “Волга” глянулась многим посетителям выставки. Также впервые заявился новый автопроизводитель грузовой техники — “Яровит”, который занял перспективную нишу грузовых автомобилей, ориентированных на работу как в карьере, так и на обычных дорогах. Ранее автомобили такого класса в СНГ не выпускались.

Интересная особенность выставки — преобладающее присутствие производителей запчастей и автоэлектроники. Основное направление, заявленное этой категорией участников, — автокомпоненты для отечественных производителей машин.

— Что зрители увидят в новом году на очередной автовыставке?

— В будущем году в Москве посетители Экспоцентра снова увидят “Мотор Шоу”, как и в нынешнем. А вот в 2006 году мы проведем Международный автосалон под эгидой OICA, в котором мировые автопроизводители участвуют напрямую. Почему изменилась очередность проведения выставок? Дело в том, что таким образом мы тематически сближаемся с Парижским автосалоном, который, как известно, проходит по четным годам. На следующий год зарубежных производителей будет еще больше. Наверняка приедут “Тоуota”, “Honda” и “Suzuki”. Для иностранцев пропускать два года подряд наши автовыставки опасно — это сразу скажется на продажах машин.

— Недавно предлагалось понизить таможенные пошлины на автокомпоненты до 3%. Чем опасно такое решение?

— Уверен, снижение таможенных пошлин на импорт автокомпонентов приведет к тяжелому положению во всей нашей автопромышленности. На крупные комплектующие — двигатели, генераторы, стартеры, подвески — величина таможенных пошлин должна быть такой же, как и на иномарки. А вот на более мелкие комплектующие пошлины вполне можно опустить — для наших производителей не это критично. Хотя в идеале все пошлины должны быть “плавающие”. Для чего? Главная задача — максимально локализовать производство комплектующих в России. Необходимо, чтобы вслед за “General Motors”, “Ford Motor” и другими автопроизводителями в Россию пришли их поставщики. Для этого необходима внятная государственная стратегия в промышленной политике и определенные гарантии для зарубежных инвесторов. Кроме того, нашим автопроизводителям необходимы доступные кредиты. И вот почему. К примеру, ВАЗ показал новую модель Priora. Когда предприятие поставит ее на конвейер? Уверен, если бы Волжский автозавод получил “дешевые” деньги, эта модель выпускалась бы уже через два года.

— Были ли заключены какие-либо контракты между участниками “Мотор Шоу”, как, например, это произошло на прошлогодней выставке, когда калининградский “Автотор” подписал соглашение на сборку Hummer II?

— За рамками выставки — за неделю до ее начала — был подписан договор между “ИжАвто” и корейским “Kia” на производство 148 тыс. автомобилей Kia Spectra за пять лет. Кроме того, сейчас иранский автопроизводитель ведет переговоры с “Автотором” о производстве на мощностях этого предприятия своей модели, в основе которой — французский Peugeot. Продаваться она будет по $10 000—12 000.

Также могу добавить, что перспективы зарубежных автопроизводителей, которые пришли и создали свои предприятия в России, очень хорошие. Это видно по постоянному росту объемов производства. К примеру, сегодня по продажам лидирует СП, выпускающее “Chevrolet Niva”. А вот “Toyota”, ранее занимавшая первое место по продажам среди иностранцев, переместилась ступенькой ниже. “Японцев” практически вплотную теснит другой мировой производитель, организовавший выпуск своих машин в России — компания “Ford Motor”. Думаю, если “Toyota” не запустит в России свой конвейер за ближайшие два-три года, по продажам она опустится на пятое-шестое место. Эту компанию потеснят именно совместные предприятия. Почему? Массовый российский потребитель в итоге всегда покупает более доступные при сопоставимом качестве автомобили. Известно, продукция СП на 15—20% дешевле ввозимых через границу машин-одноклассников других зарубежных автопроизводителей. Ценовой фактор по мере насыщения рынка машинами становится решающим в предпочтениях покупателей.

— Каков ваш прогноз по продажам иномарок в России?

— По нашей оценке, в этом году на совместных предприятиях будет выпущено порядка 100 тыс. автомобилей. Новых иномарок ввезут примерно 280—300 тыс. Подержанных — 220—240 тыс. штук. Если говорить о перспективах, то к 2010 году СП соберут не менее 400 тыс. машин. Причем доля комплектующих отечественного производства на этих автомобилях, надеюсь, составит более 50%.

Это позволит говорить, что все выпускаемые машины имеют российское происхождение, хотя и принадлежат мировым брендам.