Второй лесничий

Subaru Forester — автомобиль самобытный, не подходящий ни под один из общепринятых классов. Он создан в соответствии с концепцией “best of both” (“лучшее из обоих миров”), в нем соединены воедино черты внедорожника и спортивного автомобиля. От первого ему достались вместительность, проходимость и комфорт, от второго — “горячий” темперамент.

Subaru Forester — автомобиль самобытный, не подходящий ни под один из общепринятых классов. Он создан в соответствии с концепцией “best of both” (“лучшее из обоих миров”), в нем соединены воедино черты внедорожника и спортивного автомобиля. От первого ему достались вместительность, проходимость и комфорт, от второго — “горячий” темперамент.

В массовое производство Subaru Forester запустили еще семь лет назад — возраст для модели автомобиля более чем солидный. Тем не менее “лесника” еще рано списывать со счетов — за это время японцы успели не только провести косметическую операцию, но и несмотря на то, что этот внедорожник пользовался весьма неплохим спросом, выпустить второе поколение авто, которое, к слову, стало больше похожим на “лешего”, но довольно симпатичного.

Для описания экстерьера второй версии Forester как нельзя лучше подходит термин “фейслифтинг”. Его внешность по сравнению с предшественником практически не изменилась. Тот же мускулистый, приземистый, утяжеляющийся к почти вертикальной “корме” профиль, больше подходящий не внедорожнику, а семейному универсалу. Но при этом Forester заметно выше последнего и, кроме того, обладает приличным дорожным просветом. Тем не менее за счет нескольких в принципе малозначимых штрихов, в основном коснувшихся передней части кузова, автомобиль стал выглядеть более спортивно, даже агрессивно. Хотя чему удивляться — гены спортивности ему не чужды, ведь среди его ближайших “родственников” — Subaru Impreza, известная своими раллийными достижениями. Машина обзавелась другими задними фонарями, бамперами и передней оптикой. Благодаря последней “лицо” Forester стало похоже на морду какого-то лесного зверя — раскосые фары, между которыми расположилась почти прямоугольная решетка радиатора и похожий на ноздрю массивный “горб” воздухозаборника на капоте... Кроме того, появились глубоко “утопленные” в передний бампер “глазницы” для по-раллийному больших “противотуманок”.

Интерьер машины несколько разочаровал, а точнее — поразил. Нет, не плохими материалами или некачественной сборкой, а нарочитой простотой. Салон отделан добротным, но жестким пластиком и мягкой, приятной на ощупь, но все же синтетической кожей, которые как-то не вяжутся с суммой, превышающей 40 000 долларов, что просят официальные дилеры за подобный, топовый, надо заметить, Forester в версии ХТ. В остальном же к внутреннему убранству автомобиля претензий не возникло.

Оказавшись на “рабочем” месте, вновь убеждаешься в том, что “японец” весьма оригинален и мало похож на какой-либо другой автомобиль. Высота посадки водителя — нечто среднее между внедорожником и легковушкой. Передние сиденья явно рассчитаны на весьма крупных людей и отличаются развитой боковой поддержкой, больше характерной для спортивных машин. Найти правильное положение труда не составляет, даже несмотря на то, что рулевая колонка регулируется только по высоте. Задний диван, напротив, сделан практически плоским — в принципе он рассчитан на троих, но вдвоем на нем будет намного комфортнее. Панель приборов с точки зрения эргономики практически идеальна: четкие, крупные цифры, красные стрелки, в меру яркая подсветка — в любое время суток достаточно беглого взгляда, чтобы прочитать информацию не напрягаясь.

То же можно сказать и о центральной консоли. В отличие от многих современных автомобилей ее освоение потребует считанных секунд — кроме CD-магнитолы тут расположен лишь блок управления климатической установкой, состоящий из трех круглых регуляторов. Причем два из них, отвечающие за скорость вращения вентилятора и распределение потоков воздуха, действуют по последовательной секвентальной схеме: поворот регулятора — переключение в следующий режим, так что ими начинаешь пользоваться на ощупь с первого же раза.

Похвалы заслуживает и багажник с несколькими симметрично расположенными ящиками для инструментов, крышки которых образуют абсолютно ровный пол. В самом большом нашлось место для полноразмерной “запаски” и домкрата. Сам грузовой отсек не так велик — всего 390 литров, но если разложить задние сиденья, то в него можно “влить” уже больше 1600 литров поклажи.

Кроме того, салон Forester оборудован множеством емкостей для мелочей — помимо стандартного “бардачка” имеются два небольших закрывающихся ящика сверху передней панели и на центральной консоли, карманы в дверях и бокс с 12-вольтовой розеткой внутри, расположенный между сиденьями. При этом весьма нелишней окажется пара выдвижных подстаканников (на центральной консоли — для переднего пассажира и двойной — для задних, расположенный в продолжении тоннеля) и два очечника на потолке.

Еще одно достоинство “японца” — освещенность. Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись внутри, обилие света, проникающего в салон (во многом это достигается за счет большой площади остекления). Кроме того, половину крыши занимает огромный люк с электроприводом и шторкой. Когда он открыт, создается впечатление, что управляешь не внедорожником, а кабриолетом.

Под капотом тестовой версии — горизонтально-оппозитный 4-цилиндровый турбированный двигатель, разработанный на основе силового агрегата, устанавливаемого на раллийную Subaru Impreza (более “приземленная” версия Х комплектуется тем же 2-литровым “оппозитником”, но без турбины, развивающим 125 л.с.). В отличие от своего спортивного 220-сильного “коллеги” мотор Forester слегка дефорсирован и способен выдать 177 л.с. при 5600 оборотах. На первый взгляд немного, однако турбина обеспечивает мотору отличную приемистость и позволяет “уйти” со светофора первым. При этом Forester отличается весьма умеренным аппетитом (средний расход топлива на “сотню” — всего 9,6 литра), что для внедорожника более чем актуально. Кстати, турбина подключается только после того, как стрелка тахометра перевалила за 2200 оборотов, до этого момента мотор работает как обычный “атмосферник” — езда по городу в таком режиме позволит сократить расход топлива примерно на 2 литра — с 13,5 до 11,5 литров на “сотню”.

Двигатель агрегатирован с 4-ступенчатой АКП, включающей в себя три системы контроля, смягчающих момент переключения, снижающих потери на пробуксовку колес внутри “автомата” и переключающих коробку в режим “виртуальной” нейтрали, когда авто останавливается в режиме “Drive”. АКП работает четко и быстро, но даже при наличии этих электронных систем толчки при переключениях довольно ощутимы, особенно при резком нажатии на акселератор.

Стоит внимания еще пара конструктивных особенностей Forester. Первая — постоянный полный привод с самоблокирующимся межосевым дифференциалом (в машинах с механической КП тяговое усилие распределяется абсолютно симметрично — 50/50, а в версиях с “автоматом” — вперед уходит уже 60%). Вторая — система поддержания постоянного дорожного просвета, которая кроме того, что выравнивает клиренс при загрузке, так еще и гасит продольные колебания кузова в движении.

Кстати, поведением на дороге Forester кардинально отличается от любого внедорожника. Во-первых, он очень устойчив, во многом благодаря низкому центру тяжести и практически идеальной развесовке по осям. Подвеска по-спортивному жесткая (спереди — “МакФерсон”, сзади — независимая, двухрычажная) — машина мало кренится в поворотах и полностью безразлична к мелким неровностям на асфальте, однако при попадании даже в средних размеров яму кузов встряхивает настолько сильно, что в следующий раз перед подобными препятствиями скорость сбрасываешь не задумываясь. Во-вторых, у Forester весьма легкий и острый руль, позволяющий водителю совершать резкие маневры даже в плотном городском потоке: машина незамедлительно реагирует на отклонения руля и хорошо удерживает заданную траекторию. Однако с перестроениями нужно быть поаккуратнее — обратной связи рулю явно недостаточно. Кроме того, стоит учитывать специфику управления автомобилем с полным приводом — в поворотах, особенно на высокой скорости, этот “японец” склонен к заносу передней оси, так что расслабиться водителю он не дает.

Удивительно, но несмотря на “горячий” темперамент, с точки зрения пассивной безопасности Forester оснащен довольно скромно — в базе всего четыре подушки (две фронтальные и две боковые, причем к комплектации Х последние поставляются как опция), преднатяжители ремней и активные подголовники даже в топовой версии есть только у водителя и сидящего справа пассажира. А из электронных систем в арсенале “японца” лишь 4-канальная ABS, входящая в стандартную комплектацию.

Основу конструкции кузова составляет жесткая “клетка” из стальных элементов, имеющих кольцевую форму: по сравнению с предшественником жесткость кузова второго Forester увеличена на 30%. Усилены передний и задний бамперы, кроме того, благодаря измененной силовой структуре брусьев дверей пассажиры лучше защищены в случае бокового удара.