Ползучий бензоворот

Сегодня ценники на заправках меняются практически еженедельно — по понедельникам стоимость “литрухи” популярного Аи-92 по чуть-чуть, но увеличивается. Где на 10, где на 20 копеек. Про 95-й и говорить не хочется: наши иномарочники на 19-м году перестройки зажили как в Америке — цены на тамошних АЗС и на отечественных, по уверениям видных экономистов, вот уже пару месяцев как сравнялись.

Сегодня ценники на заправках меняются практически еженедельно — по понедельникам стоимость “литрухи” популярного Аи-92 по чуть-чуть, но увеличивается. Где на 10, где на 20 копеек. Про 95-й и говорить не хочется: наши иномарочники на 19-м году перестройки зажили как в Америке — цены на тамошних АЗС и на отечественных, по уверениям видных экономистов, вот уже пару месяцев как сравнялись.


Похоже, такая ситуация устраивает все заинтересованные стороны, кроме нас, собственников машин, разумеется. Производители гонят нефть за бугор — того и гляди труба от натуги лопнет, у розничных продавцов с весны горячие денечки — только меняй ценники и подсчитывай верную копеечку. А государство знай себе молчит, периодически что-то невнятно бормоча про сговор монополистов и клятвенно обещая наступить им на хвост. Видать, оно тоже в доле: свой процентик — а именно 24% с каждой тонны проданной нефти — в свои закрома имеет. А вот немного статистики. По последним данным, стоимость бензина Аи-80 только за первую неделю сентября выросла на 3%

и составляет 13 370 руб./т. Бензин марки Аи-92 подорожал на 1,5% и продается по 15 330 руб./т, дизельное топливо прибавило 2% — до 11 680 руб./т. И рост цен на этом точно не остановится...

А сговор где?

Чем объясняют постоянное удорожание топлива эксперты? Как они считают, наибольшие доходы продавцам приносят в России три региона. Это столица, Питер и Екатеринбург. Здесь присутствует сразу по нескольку крупных структур. В других областях, как правило, работает одна-две компании. Разумеется, там и доходы совсем другие. И контролировать бензиновых королей местным властям проще.

Где сегодня зафиксирован наибольший рост цен на топливо? Правильно, в самых крупных регионах. Значит, сговор корпораций очевиден? Вот здесь представители государства начинают мямлить нечто невразумительное.

По антимонопольному законодательству доказать сговор на рынке можно только документально. Есть соответствующие бумаги, в которых компании коллективно подтверждают повышение цен на топливо, — значит, сговор существует. А если таких бумаг нет?

Значит, и сговора нет? Фантастика! Компании, они что, дураки — официально подтверждать свое участие в таком процессе? Если есть возможность заработать, они от этого не откажутся, это точно.

Вот пример трехгодичной давности. В Питере местные бензинщики разом подняли цены на топливо. Но вовремя вмешалось Министерство по антимонопольной политике, и заединщиков заставили вернуть цены на прежний уровень.

А сейчас? К примеру, заметно урезанная в своем статусе (заодно и в возможностях) Федеральная антимонопольная служба “наехала” на “Сибнефть” в Омской области, где компания — монополист на местном рынке топлива. Борцы с монополизмом обвинили компанию в получении неправедных 100 млн. рублей.

Эти деньги, мол, сверхприбыль от дизтоплива, которое поставлялось по более высоким ценам, чем в другие регионы страны. Чем закончится разбирательство — неизвестно. Почему-то московских дельцов столичные борцы с монополиями не трогают...



Пошлины не помогут

Как бороться с постоянным ростом цен на топливо? Правительство пошло по проторенному пути — повысило экспортные пошлины на нефтепродукты. С 1 октября экспортная пошлина на нефть повысится с $70 до $88 за тонну. Кроме того, компании за тонну бензина заплатят $57 вместо прежних $45,5.

Видимо, чиновники рассчитывают таким образом понизить внутренние цены на бензин. Но ряд специалистов предсказывают, что понижения не случится. Скорее всего, произойдет с точностью до наоборот. Увы, государство не научилось наказывать монополистов за сговор. Правда, нашлись и специалисты, предложившие вообще эти пошлины отменить. Мол, тогда загрузка нефтепереработчиков увеличится и внутренний рынок дополнительно получит много бензина. И цены на него снизятся.

Давно известно, на высоких ценах сегодня пытаются заработать все: и добытчики, и продавцы, и государство. Однако по тому, как наши нефтяные компании платят налоги, государство из этого списка можно вычеркнуть. Более того, изменение налогообложения продавцов бензина скорее направлено на снижение ими выплат в казну.

По мнению Михаила Делягина, научного руководителя Института проблем глобализации, ранее налог платился нефтеперерабатывающими заводами, которые в стране можно сосчитать по пальцам и достаточно легко контролировать. Теперь те же налоги платят АЗС, кои контролировать в масштабах страны существенно сложнее, а возможностей ухода от налогообложения у них больше. Также Делягин подчеркивает, что любое злоупотребление своим монопольным положением на рынке, в том числе на рынке нефтепродуктов, направлено на зарабатывание дополнительных денег за счет потребителей.

— Если делать прогнозы, — говорит Делягин, — то повышение стоимости топлива будет продолжаться, хотя более медленными темпами, нежели ранее. Например, в июле в целом по стране рост составил 2,7%, в августе — 1,9%. Тем не менее цены до нового года не успокоятся...

Это понятно: кому-то надо покупать новые виллы на Канарах, менять новые “мерсы” на новейшие или даже модернизировать свое производство — иногда такое в нашем бизнесе тоже случается.

Автовладельцам непонятно: почему в США, импортирующих нефть, и в России, ту же нефть экспортирующей, цены на бензин одинаковые?

— Дело в том, — считает Делягин, — что американское государство, как бы его ни критиковали, выражает интересы граждан. Оно реально им служит и зависит от них. Если там граждане чем-то недовольны, американским чиновникам на это приходится оперативно реагировать — иначе они очень быстро лишатся своего кресла.

А наше государство служит тем, кто грабит граждан: монополистам. Простейший пример — закон ОСАГО, который на деле — чистейшая афера. Точно так же у нас устроена пенсионная реформа. И жилищная... Поэтому если наш чиновник не зависит от общества, он быстро и плодотворно начинает работать на бизнес. А защита интересов простых граждан для него — побоку...