Литруха на четверых? Слезы!..

Новый VW можно купить в Москве меньше чем за 10 000 долларов. Человека, сказавшего об этом года полтора-два назад, подняли бы на смех — за самый демократичный по цене VW Polo в салонах официальных дилеров приходилось отдавать больше $12 000. Однако сегодня немецкий концерн взялся за освоение бюджетного сегмента российского рынка, начав продажи VW Pointer.

Новый VW можно купить в Москве меньше чем за 10 000 долларов. Человека, сказавшего об этом года полтора-два назад, подняли бы на смех — за самый демократичный по цене VW Polo в салонах официальных дилеров приходилось отдавать больше $12 000. Однако сегодня немецкий концерн взялся за освоение бюджетного сегмента российского рынка, начав продажи VW Pointer.


Назвать Pointer новинкой, разумеется, нельзя — его родословная насчитывает уже около 20 лет. Это третье поколение популярной в Латинской Америке модели Gol, которую производит самостоятельное подразделение концерна “Volkswagen do Brasil”. Первое поколение, появившееся в 1981 году, получило продольно расположенный двигатель от VW Beetle и узлы от первых версий Golf и Passat. Современный же Gol — полностью самостоятельная разработка бразильцев, с европейскими моделями “Volkswagen” его роднит разве что общая фирменная эмблема.

Несмотря на свое латиноамериканское происхождение, в экстерьере Pointer явно прослеживаются “семейные” черты, присущие всем автомобилям марки. В общем, выглядит он довольно неплохо, тем не менее очевидно, что это бюджетный автомобиль, рассчитанный на покупателя, необремененного тяжелым кошельком: даже относительно недорогой VW Polo выглядит намного современнее. Внешний вид машины максимально прост и аскетичен, хотя дизайнеры явно попытались придать ему немного респектабельности — капот сложной формы, прозрачные блок-фары, знакомая (по VW Passat) решетка радиатора с большой фирменной эмблемой и массивный, окрашенный в цвет кузова бампер с интегрированными в него “противотуманками” с эллиптической модульной оптикой и полусферическими линзами. Кстати, это не опция — такими “противотуманками” в базе оснащаются все машины, поставляемые на наш рынок. Еще одна особенность — в передний бампер помимо внешних защитных молдингов и полипропиленового усилителя бразильцы поместили пенный наполнитель (ЕРР), так что несильных ударов он не боится.

“Бюджетная” суть по-настоящему проявляется в салоне Pointer. Внутреннее убранство стилистическими изысками не отличается — светлый тканевый салон, мягкий потолок, довольно удобные сиденья, несколько старомодный четырехспицевый руль с двумя переключателями по бокам и фирменным шильдиком в центре, по-немецки строгая передняя панель... В интерьере используются только жесткие, дешевые пластики, хотя было бы странно ожидать чего-то большего от подобного автомобиля. Кстати, несмотря на столь откровенную экономию на материалах отделки, все панели изготовлены и подогнаны друг к другу практически безупречно.

Но вот оснащение салона устроит далеко не каждого — комплектация автомобиля проста настолько, что, садясь в водительское кресло, не перестаешь ловить себя на мысли, что все это больше похоже на авто российского производства, но никак не на иномарку и уж тем более не на VW, пусть и бразильский. Из уже привычных “наворотов” в салоне нашлись лишь передние стеклоподъемники, магнитола (ни то ни другое в стандартную комплектацию не входит и было установлено дилерским центром), регулируемое по высоте водительское сиденье и... кондиционер. При этом в авто нет таких мелочей, как пепельница, прикуриватель. Стоит учесть, что речь идет о самом дорогом варианте машины — “Safety+” — максимально возможной комплектации.

Тем не менее назвать неудобным салон Pointer язык не поворачивается: с точки зрения эргономики он даст фору любому отечественному автомобилю. По своим размерам салон бразильского “немца” чем-то похож на “десятку”, но при этом в нем гораздо просторнее — за счет неплохого диапазона перемещения передних кресел здесь сможет разместиться любой (по крайней мере у вашего корреспондента при двухметровом росте особых трудностей с посадкой не возникло, даже несмотря на нерегулируемую рулевую колонку). Обладающие развитой боковой поддержкой сиденья оказались довольно удобными, так что и водителю, и его соседу справа будет комфортно даже в длительной поездке. Задний же диван лучше предоставить детям. Два взрослых человека для него — предел, да и то при условии, что спереди будут сидеть люди среднего роста.

Под капотом тестового Pointer — 8-клапанный 67-сильный двигатель объемом всего 1 литр, агрегатирован с обычной 5-ступенчатой “механикой”. У себя на родине этот силовой агрегат можно заправлять не только бензином, но и спиртом, причем как в чистом виде, так и в виде “коктейля” — специально для него была разработана система, позволяющая смешивать эти два вида топлива в любых пропорциях. Однако российский Pointer будет работать исключительно на бензине — при низкой температуре спиртовой двигатель плохо заводится, поэтому от использования бразильского варианта в наших широтах пришлось отказаться.

Ожидать от авто с таким “детским” силовым агрегатом сколько-нибудь достойной динамики и скорости — дело неблагодарное. По этим параметрам Pointer можно сравнить разве что с вазовской “классикой” (максимальная скорость “бразильца” — 157, на разгон до “сотни” при этом он тратит 15 секунд). Этого мотора недостаточно даже для города — чтобы тронуться с места с более-менее приемлемой динамикой, его приходится “крутить” чуть ли не до “максимума” (кондиционер лучше и вовсе не включать — тогда в разгоне “бразилец” становится похожим на “Оку”). Кстати, тахометр на панели приборов отсутствует как класс, так что отслеживать обороты двигателя придется на слух, благо что посредственная шумоизоляция позволяет делать это без особых усилий. Кроме того, и при переходах на другую передачу, и при резком торможении придется мириться еще и с весьма ощутимыми клевками, что тоже удовольствие весьма сомнительное. В принципе можно задушить в себе амбиции гонщика и пустить автомобиль внатяг, однако езда в таком случае станет лишь менее динамичной, но никак не более комфортной — при старте будет трясти. В общем, водителю “бразильца” не будет уютно ни в “пробке”, ни в плотном городском потоке. Единственное, за что можно похвалить машину, — за острый руль и адекватные тормоза (спереди — дисковые, сзади — барабанные), которые при отсутствии ABS (не поставляется даже опционно) отлично справляются со своими обязанностями.

За городом поведение Pointer заметно сглаживается, но, опять же, только на средних скоростях — в диапазоне от 80 до 110 км/ч, когда авто размеренно и плавно идет на пятой передаче, а подвеска (спереди “МакФерсон”, сзади — независимая с V-образным корпусом) без проблем справляется чуть ли не с любыми дорожными ухабами. Но выбиваться из этого режима не стоит. Давить на газ и переходить на пониженную передачу, пытаясь совершать скоростные обгоны, бесполезно — под капотом всего литр. При этом стоит учитывать, что руль остается одинаково “пустым” на любых скоростях, а на резкие перестроения Pointer немедленно реагирует неприятными и сильными кренами. Кроме того, после 120 км/ч к акустическому дискомфорту добавляется еще одна неприятность — авто начинает откровенно терять дорогу, заставляя постоянно подруливать.

В продаже Pointer появится в трех исполнениях. Самый дешевый пакет — “Basis” — в салонах официальных дилеров будет стоить $9500: это практически “пустой” 3-дверный хэтчбек с иммобилайзером, противотуманными фарами, легкой тонировкой, окрашенными бамперами и полноразмерным запасным колесом (возможно, в ближайшем будущем в базе появится еще и защита картера). От более дорогих версий его визуально можно отличить по черному тканевому салону (светлую ткань нельзя заказать даже опционно, и наоборот — авто в более дорогих исполнениях поставляются только со светлым салоном), трехспицевому рулю (в остальных версиях оснащены четырехспицевой “баранкой” с установленной в нее подушкой безопасности).

Следующее в этой иерархии — исполнение “Safety” за $10 530 — это уже 5-дверный автомобиль, в котором к стандартной комплектации добавлены две фронтальные подушки безопасности, гидроусилитель руля, дополнительная регулировка водительского сиденья по высоте и четыре динамика. “Safety+” от предыдущего варианта отличается лишь наличием кондиционера, соответственно увеличивающего стоимость Pointer уже до 11 236 долларов.

Никаких других опций не предусмотрено, однако цена автомобиля может возрасти. Во-первых, в зависимости от выбранного цвета: помимо трех базовых существуют еще три варианта покраски, стоит это еще от 78 до 103 “вечнозеленых”. А во-вторых, из-за дополнительного оборудования, установленного дилером: в нашем случае в машину добавили два электрических стеклоподъемника, CD-магнитолу, механическую “противоугонку” для КП, сигнализацию с центральным замком и дистанционно управляемым замком багажника, а также резиновые коврики салона, что увеличило стоимость еще примерно на $1000.

Таким образом, конечная цена нашего подопечного оказалась далеко не бюджетной — аж 12 370 у.е. Примут ли наши соотечественники такую машину — вопрос довольно спорный. Во-первых, его цена в общем-то сравнима со стоимостью более современных Ford Focus, Hyundai Accent или Getz, не говоря уже о более дешевых Daewoo Nexia или Matiz. А во-вторых, 67-сильный литровый двигатель для нашей страны откровенно маловат. Хотя в арсенале модели есть еще 16-клапанные и даже турбированные моторы того же объема, на сегодняшний день это единственный вариант, поставляемый в нашу страну. Лишь с весны следующего года “Volkswagen” планирует начать поставки модели с более приемлемым для российских водителей 1,8-литровым двигателем, развивающим 100 л.с.

Тем не менее “Volkswagen” возлагает на эту модель большие надежды — несмотря на то, что официальные продажи Pointer стартуют на российском рынке только с октября, до конца года в нашу страну будет поставлено 1635 машин (это около 15% общегодового объема продаж Volkswagen на российском рынке). А поскольку очередь желающих приобрести бюджетный VW начала формироваться еще в середине августа, вряд ли эти планы основываются на одном только оптимизме.