1415

Время малых форм

Парижский автосалон — это высокая мода в автомире. Поэтому специальный корреспондент “МКмобиля” Михаил РОСТАРЧУК попросил быть нашим гидом на этом пиршестве новинок автодизайна Евгения ЛОБАНОВА, главного дизайнера “АвтоВАЗа”.
Поделиться

Парижский автосалон — это высокая мода в автомире. Поэтому специальный корреспондент “МКмобиля” Михаил РОСТАРЧУК попросил быть нашим гидом на этом пиршестве новинок автодизайна Евгения ЛОБАНОВА, главного дизайнера “АвтоВАЗа”.

Здесь, в Париже, действительно много интересных с точки зрения дизайнерских решений серийных прототипов. Для европейского рынка предлагается очень много модельных новинок в классах “А” и “АВ”, то есть маленьких машин для города. К разработке разных автомобилей именно этих классов автопроизводителей подталкивает проблема передвижения транспортных средств в мегаполисе, ведь Европа, как и Япония, все в большей степени превращается в один большой мегаполис.

Отметим, и это хорошо прослеживается, если пройтись по залам Парижского салона, что нынешние компактные авто заметно отличаются от одноклассников, которые производились пять-десять лет назад. Эти новые маленькие автомобили такие же безопасные (в них те же 10—15 подушек и электронные системы стабилизации или устойчивости), они представляют собой такую же жесткую каркасную конструкцию, они такие же качественные и комфортные, в них те же навигационные и аудио-, видиосистемы, что и в больших дорогих собратьях. В них так же используются новейшие технологии и материалы, они оснащаются самыми современными, мощными, экономичными и экологичными двигателями, предлагаются покупателю с таким же длинным списком опций, что и большой автомобиль класса “премиум” — иначе в Европе их уже не купят. Именно поэтому “Renault” постеснялся показать аскетичный новый Logan, предназначенный для России или Ирана.

Но для того, чтобы при всех их высоких качествах нынешние “малышки” по европейским меркам были сравнительно недороги, крупные корпорации, объединяющие несколько популярных брендов, выбрали стратегию унификации их платформ и компонентов. Если всех этих новых “малышек” выстроить в ряд, открыть капоты, то вы обнаружите у машин нескольких брендов единую линейку двигателей, общую платформу, одинаковые панели приборов, сиденья или отопители. Дизайнерам предписано проектировать так, чтобы то, что не видно глазу, было унифицировано и выпускалось в огромных количествах для всех “своих”, а иногда и “чужих” брендов. Только так можно сделать качественный недорогой автомобиль.

Понятно, что свою роль играет и конкуренция. Ведь буквально за углом у дилеров продается такая же “заряженная” “малютка”, которую продают несколько дешевле – просто бренд менее раскручен. В такие игры играют те же “Skoda” и “Seat”, корейские фирмы.

Третий, очень важный аспект, касающийся стиля и дизайна и так же хорошо просматриваемый на этом салоне, это стратегия брендинга. В условиях унификации платформ и компонентов перед корпоративными дизайнерами жестко ставится четкая задача — делать брендовый продукт. И если “Renault” заявляет о том, что он является национальным автопроизводителем и выпускает народные автомобили, то у его машин действительно скромноватый интерьер, жесткая гремящая пластмасса, но фирменный стиль, стратегия и философия дизайна из модели в модель по-французски оригинальны, нестандартны, порой даже вычурны. Возьмем, к примеру, Меgane или Modus — круглые фонарики, пузырчатые глазки, свежие боковинки, ну есть в них французский шик, которого не позволит себе ни немецкий производитель, ни покупатель, приверженный, скажем, стилю “Audi”. А посмотрите, сколько шарма, неожиданности и оригинальности в дизайне новых Citroёn C3 и Peugeot 1007!

Кстати, обратите внимание на брендовую политику “Peugeot”. Фирма объявила публике, что она производит высокотехнологичную продвинутую продукцию, несущую в себе новые функции, технологии, конструкции, она привержена инновациям. Этим заявкам полностью отвечает 1007-й: огромные, с электроприводом, сдвигающиеся двери просто поражают. Ведь на такое смелое дизайнерское решение, очень сложное в техническом смысле, затратное по деньгам (то есть отражающееся на цене машины), надо было решиться. Но фирма на это пошла — ведь это бренд, ее заявка на хай-тек, а за бренд покупатель готов платить.

А вот вся линейка “Сitroёn” тоже по-французски оригинальна, интересна, нечто среднее между линейками “Renault” и “Peugeot”, но, на мой взгляд, изысканные, манерные и даже изнеженные формы этих машин должны нравиться женщинам — и именно в этом своеобразие фирменного дизайна. В нем всегда присутствует очень красивая линия — так позиционирует себя бренд.

В этом же классе компактных машин я бы отметил “копейку” BMW, Mercedes-Benz A-class и Vision B Compact Sport Tourer. В среднем классе я бы выделил новую Skoda Octavia: хэтчбек — очень элегантный автомобиль и понятный по бренду — по дизайну он стал более острым, более техничным, у него свой классический шарм: обводы модели красивы, чисты и современны, но при этом классически спокойны. Хорош и универсал — не навороченный, в спортивном стиле. Плюс вполне приемлемая цена — в этом и есть стратегия этого бренда.

Набирают силу корейские бренды — очень качественный продукт Kia Cerato, Hyundai Getz на самом деле классная модель и прямой конкурент нашей Kalina. Извечный спор между “Opel” и VW по разряду самых массовых немецких автомобилей продолжается, и сегодня получается, что Astra свежее и острее по дизайну, чем Golf, она и нравится больше, и раскупается лучше.

Еще одна общая тенденция в мировом автодизайне, заметная и здесь, на Парижском автосалоне: расширение гаммы многоцелевых, многофукциональных машин (MPV), они выставлены почти всеми солидными брендами. Мне понравился концептуально неожиданный серийный продукт, выставленный здесь “Honda”, — это минивэн FR-V — широкий, высокий и в то же время стильный шестиместный автомобиль, у которого три места спереди, в первом ряду. У «Mitsubishi» говорят, есть проблемы, и широко разрекламированный Colt 3 показался мне по дизайну каким-то вялым.

Вообще же, если говорить об особенностях национальных школ дизайна (как, скажем, раньше высоко котировались итальянские студии), то они во многом нивелировались, во всяком случае, на таких салонах, как Парижский, о них говорить трудно, они могли быть предметом для разговора лет пять-десять назад. Ведь в дизайн-центрах больших автомобильных корпораций, таких как VW, BMW, GM, “Toyota” или “DaimlerChrisler”, собравших под своими крышами не один бренд, и команды дизайнеров интернациональные. Автомобили теперь проектируют под бренд, и дизайн-студии того или иного маэстро автомобильную моду уже не диктуют.

Скорее можно отметить отличия по рынкам. Есть американский рынок и американский автомобиль. И бренды, заинтересованные в этом рынке, имеют в США свои дизайн-центры, например, “Volvo”, BMW, “Toyota”. Машины для европейского рынка проектируются в Европе — у “Ford”, “Toyota”, “Nissan” дизайн-центры здесь. Американский покупатель привык к тому, что внешняя стилистика новых версий заметно и разительно отличается от старых, и дизайнеры едва поспевают за рынком и иногда грешат очевидными просчетами.

В европейских дизайн-центрах менее склонны к особо резким движениям в стилистике моделей, она более продуманна, прагматична, функциональна и выверенна. Европейские модели, на мой взгляд, более эстетичны, сделаны более качественно, чем “американцы”, хотя порой и европейские бренды позволяют себе экстравагантные решения в серийных машинах. А азиатский рынок привык к “фенечкам”, на свой рынок японцы поставляют машины с такими “наворотами” — кнопочками, функциями, сигнальными огнями и надписями, голосовыми предупреждениями, приборчиками, что голову сломаешь, пока разберешься. У них понимание достойного продукта!

Наконец, стоит поговорить о развитии дизайна брендов. Ведь имея сложившийся фирменный дизайн, нельзя его долго эксплуатировать в одном и том же виде — чревато потерями на рынке , как это получилось пять лет назад с машинами BMW и Fiat, с лимузинами Rolls-Royce и Bentley, брендовый имидж которых застыл. Между тем стремительное развитие технологии, как оказалось, диктует и развитие фирменного дизайна. Потребителя уже приучили к тому, что имидж и продукция бренда должны идти в ногу со временем, с научно-техническим прогрессом, надо доказывать, что ты динамичная фирма.

Что же касается таких старых немецких китов, как “Mercedes-Benz”, “Audi”, BMW, “Opel”, то они активно стремятся шагать в ногу со временем, в том числе элементами дизайна и стиля. Так, “Merсedes-Benz”, представив во Франкфурте семейство Vision, показала, в каком направлении будет развиваться дизайн бренда, оставаясь приверженцем своего пластично-чопорного стиля (достаточно мягкие формы, при этом чувствуется мощь и некоторая чопорность в элементах поверхностей, в форме ручек, стекол, светотехники). В Париже они показали две вариации на тему Vision — компактный среднеразмерный MPV Sport Tourer Vision B и однообъемный большой MPV Sport Tourer Vision R.

BMW не от хорошей жизни в погоне за временем уходит от старых своих стилевых решений, доказывая, что компания не консервативна. И в Париж привезена интересная “копейка”, хотя внутри у нее все то же самое: упал и зафиксировался в жестком узком сиденье, увидел перед собой два больших циферблата, мощный рычаг КП и крепкий руль — и вперед, по газам! Это и есть добрый, старый и любимый многими BMW, а снаружи уже все по-иному, свежее, но по-прежнему спортивное — линия бренда, представленная уже в новой форме.

А вот у Audi все такой же классический дизайн. Мне очень нравится вся их линейка, особенно выставленная здесь А4, да и А6 хороша. Это современный, но очень классический дизайн. Как говорят дизайнеры, “классика” умирает последней или не умирает вовсе. Не знаю, будет ли нравиться через десять лет BMW 5-й серии, но в том, что и через десятилетие А4 и А6 будут восприниматься как красивые, элегантные автомобили, я абсолютно уверен. У “Audi” меняются пропорции “передка”, форма светотехники, но в рамках автомобильной классики, и они позиционируют свои автомобили как машины для людей солидных и хорошо устроенных в жизни. Это вам не “Seat”,у который Toledo — эдакая вариация на тему Renault Megane.

Наконец, поговорим о концептах, выставленных на этом салоне. Кстати, продвинутых концептов здесь не так много — дизайнерам и фирмам гораздо интересней показывать новые оригинальные реальные продукты и выводить их на рынок. А концепты, как формы поиска и обкатки новых идей на публике, поучительны в плане того, что сейчас вообще происходит с автомобилем.

Я имею в виду сильнейшее влияние, которое начнут (да уже и начали) оказывать на проектирование и дизайн автомобилей новые источники энергии — топливные элементы. Это и наша Lada Antel 2, много уже сделано в этом направлении “Mercedes-Benz” и GM. Уже пришло понимание, что это не фантастика, а ближайшее будущее, которое наступит через 15—20 лет. Важно сделать водородный двигатель сравнимым по цене с бензиновым, понять, как создать для него новую инфраструктуру, и как без потерь в бизнесе перейти на этот новый тип автомобилей.

И тогда будут востребованы новые дизайнерские идеи, отражающие скачок в технологии.

А из концептов, выставленных здесь, мне понравился Lexus-кабриолет — это заявка на очень стильный автомобиль, который, видно, скоро может появиться в их линейке машин.