Из-за стены

Несколько лет назад весь мир всерьез заговорил о том, что полуторамиллиардный Китай смог реализовать свой огромный потенциал, что, в свою очередь, привело к небывалому экономическому подъему. Мы давно привыкли к электронике и шмоткам, наводнившим страну, но, как выяснилось, это далеко не все, на что способны жители Поднебесной —

Несколько лет назад весь мир всерьез заговорил о том, что полуторамиллиардный Китай смог реализовать свой огромный потенциал, что, в свою очередь, привело к небывалому экономическому подъему. Мы давно привыкли к электронике и шмоткам, наводнившим страну, но, как выяснилось, это далеко не все, на что способны жители Поднебесной — теперь на наших дорогах появятся еще и дешевые китайские автомобили.

О китайском автопроме в России известно примерно столько же, сколько о личности первого китайского космонавта, — практически ничего, в крайнем случае кто-то что-то слышал, да и то краем уха. Поэтому информация о том, что в одном из столичных автосалонов появился автомобиль марки “Great Wall”, вызвала как минимум любопытство. И, надо сказать, оправданное, ведь, как оказалось, речь шла об одном из отпрысков крупнейшего в Поднебесной производителя пикапов и внедорожников, с конвейера которого ежегодно сходит более 80 000 автомобилей.

Итак, наше знакомство с китайским автопромом началось с Great Wall Deer — заднеприводного 4-местного пикапа с 2-дверной “полуторной” кабиной (также в нашу страну поставляются модификации с 2-дверным 2-местным и 4-дверным 5-местным кузовами). Подобные автомобили в России особой любви не снискали, так как при откровенно “фермерской” внешности они, как правило, продаются по цене внедорожников, спрос на них практически отсутствует — даже зажиточные по российским меркам фермеры по своим финансовым возможностям до среднеевропейского уровня в большинстве своем, мягко говоря, не дотягивают, поэтому их больше привлекают отечественные УАЗы. Однако у “китайца” есть все шансы изменить эту ситуацию, в первую очередь за счет весьма привлекательной для этого класса машин цене — чуть больше 15 000 долларов, причем за эти деньги в комплектацию автомобиля включены кондиционер, электропакет, магнитола, центральный замок и гидроусилитель руля.

В экстерьере “китайца” сразу же обнаружились до боли знакомые черты, что неудивительно — по сути, это давно известный российским водителям пикап Toyota Hilux, только переживший легкую “пластическую операцию”. Автомобиль получил другую оптику, решетку радиатора, капот и бампера (сзади — сдвоенный хромированный отбойник со встроенными в него противотуманными фонарями), в остальном же кузов, доставшийся от “донора”, не изменился.

Интерьер также хорошо знаком по японским авто. В целом светлый салон выглядит неплохо, однако вряд ли его можно считать практичным — почти белый материал отделки пола и крыши даже при весьма аккуратном обращении наверняка потеряет товарный вид уже через пару месяцев. Кроме того, тканевая обивка сидений на ощупь кажется грубой, но при этом довольно рыхлой, что чревато скорым появлением на ее поверхности различного рода задиров и затяжек, так что без дополнительных чехлов не обойтись.

Но это далеко не все — как только оказываешься внутри, в глаза сразу же бросается более чем посредственное качество как сборки, так и материалов. Все пластиковые детали отделки выполнены из жесткого, дешевого материала, к тому же еще и плохо обработанного после литья — заусенцы и острые края на стыках тут, похоже, норма. Зазоры между панелями не выдерживают никакой критики. Неужели перекошенные кнопки для “китайца” тоже в порядке вещей? Зачастую создается впечатление, что все пластиковые детали отливали и устанавливали не на крупном сборочном предприятии, а в какой-то полуподпольной мастерской. По качеству сборки салона и материалов Deer может соперничать разве что с произведениями отечественного автопрома, причем по ряду позиций наш производитель выглядит куда достойнее.

Впрочем, хотя качество внутренней отделки “китайца” можно отнести к существенным недостаткам, не стоит забывать, что при такой низкой стоимости производителю, естественно, приходится на чем-то экономить и пожертвовать качеством интерьера — самый простой выход. В крайнем случае, если он покажется покупателю совсем уж убогим, его вполне реально немного улучшить. Помимо кожаного руля, входящего в стандартную (!) комплектацию, всего за $300 салон отделают персиковым деревом, а еще за $600 — установят люк или сиденья из натуральной кожи, впрочем, при наличии необходимой суммы можно заказать и то, и другое. От заусенцев и неровных зазоров это не избавит, но внутри автомобиль определенно станет более привлекательным.

Номинально в салон Deer вмещается четыре человека, но при этом назвать две откидные подушки с абсолютно вертикальными спинками, из которых и состоит второй ряд сидений, полноценными посадочными местами довольно сложно. Сидеть на них очень неудобно, так что они не подойдут даже для детей. В общем, “диван” лучше использовать для перевозки ручной клади или домашних животных, отдавая его пассажирам только в случае крайней необходимости (скорее всего, изначально он и был разработан именно для этого, однако в проспекте производителя данная модификация Deer обозначена как 4-местный пикап). Казалось бы, что при фактическом отсутствии второго ряда сидений водитель должен чувствовать себя более чем вольготно. Но, несмотря на это, найти оптимальную посадку сможет лишь человек среднего роста, более высоким людям сделать это будет очень непросто, а обладателям баскетбольных габаритов и вовсе придется ездить полулежа. Вертикального перемещения рулевой колонки более чем достаточно, однако даже при полностью отодвинутом сиденье ни для ног, ни для головы места не хватает, тогда как сзади остается еще около 20 сантиметров абсолютно свободного пространства. Кстати, по словам продавцов, салон Deer сделан в строгом соответствии с технической документацией Toyota Hilux, так что у этих проблем скорее японские корни. В то же время нельзя не отметить, что с точки зрения эргономики Deer не обделен и достоинствами, пожалуй, главное из которых — отличный обзор, причем как спереди, так и сзади. Этому способствуют довольно высокая посадка, позволяющая без труда контролировать капот автомобиля, и огромные вытянутые вверх боковые зеркала, благодаря которым водителю виден не только весь кузов, но и обе соседние полосы.

Но это еще не все — поскольку рассуждать о достоинствах багажника в данном случае неуместно, то достаточно отметить лишь то, что, согласно сопроводительным документам, Deer способен взять на борт 500 килограммов груза, хотя на практике этот показатель можно увеличить примерно вдвое. Кстати, в стандартную комплектацию входит лишь брезентовый тент, натягивающийся на платформу, однако за дополнительные 500 долларов к нему поставляется еще и так называемый хардтоп — высокий жесткий пластиковый тент, полностью закрывающий весь отсек.

Под капотом — 4-цилиндровый 2,2-литровый силовой агрегат с многоточечным электронным впрыском топлива, развивающий 100 л.с. Этот старый проверенный мотор китайцы сами же и производят по лицензии “Toyota”. Он агрегатирован с 5-ступенчатой механической КП — на сегодняшний день единственный вариант трансмиссии. Понятно, что по нынешним меркам этого силового агрегата для такого автомобиля откровенно мало — с современными соперниками он не сможет состязаться ни в приемистости, ни в скоростных характеристиках.

Тем не менее у него есть и достоинства — во-первых, мотор неприхотлив, так что 92-й переваривает без каких-либо проблем (вряд ли в Китае бензин лучше нашего), а во-вторых — довольно экономичен (средний расход — около 8 литров на “сотню”).

Кстати, этот двигатель существует в двух вариантах — на выбор покупателю могут предложить либо уже описанный, либо тот же силовой агрегат, но оснащенный карбюратором, причем платить за него придется на 500 долларов меньше. Однако целесообразность подобной покупки под большим вопросом: во-первых, японский карбюратор — не отечественный “Озон”, который можно починить, имея под рукой лишь отвертку и молоток, а во-вторых, и без того невысокая мощность мотора в этом случае и вовсе снижается до 75 л.с. (в качестве альтернативы китайцы предлагают еще и менее мощный, но при этом более дорогой 2,7-литровый дизельный двигатель “Isuzu”, который в Россию пока не ввозится). Точно так же покупатель волен выбирать между задним и полным приводом — однако последний стоит на $2500 дороже.

На дороге Deer заметно сгладил негативное впечатление, оставшееся после изучения его интерьера. Двигатель честно отдает все свои 100 сил (при этом особо не напрягая барабанные перепонки сидящих внутри), благодаря чему пикап оказался неожиданно резвым. Кроме того, очень понравился острый и информативный руль — в принципе, даже несмотря на свои приличные габариты, в маневрировании по городским заторам “китаец” вполне способен составить серьезную конкуренцию не только семейным седанам, но и более “мелким” соперникам.

Еще одно достоинство — его устойчивость как в движении по прямой, так и в поворотах, которые, к слову, проходились нами на приличных скоростях. Иногда создавалось впечатление, что автомобиль идет по рельсам, настолько четко он прописывал заданную траекторию при полном отсутствии сильных боковых кренов. Причем не стоит забывать, что автомобиль не оборудован ни одной электронной системой. Еще один положительный момент — благодаря гидромуфте, гасящей вибрацию и удары при попадании в выбоины, руль Deer остается равнодушным к практически любым дорожным изъянам. К сожалению, удовольствие от вождения при каждом маневре значительно портил явный огрех в эргономике — поначалу казавшиеся удобными сиденья оказались абсолютно непригодными к езде, причем не только к активной. Аналогия только одна — табуретка, с которой просто соскальзываешь, независимо от скорости и угла поворота.

Увлекаться скоростью не стоит еще по ряду причин. Во-первых, после 120 км/ч водитель и пассажир чувствуют себя уже не так комфортно — появляются заметная поперечная раскачка и вибрации на мелких неровностях, кроме того, в салоне серьезно возрастает уровень шума. А во-вторых, передвигаясь на пустой машине, не стоит забывать, что если независимая торсионная передняя подвеска “китайца” с двойным стабилизатором поперечной устойчивости с серьезными ухабами справляется без проблем, то сзади у него обычные рессоры, которые на тех же препятствиях сильно “козлят”, причем так, что порой жалеешь об отсутствии люка в стандартной комплектации.

В общем, вот такой он — китайский “олень” (deer — англ.) — в чем-то хороший, в чем-то плохой, но при этом дешевый, по крайней мере по сравнению с раскрученными брендами. Причем на фоне этого плюса все остальные минусы как-то теряются. По сути, он попал в пока еще неизвестную для нас нишу, где-то посредине между известными иностранными производителями и изделиями российского автопрома. Но если конкурировать с первыми он не в силах, то основательно подпортить жизнь последним — вполне способен.