Мелкий хищник

Это самая маленькая модель французской компании, представленная сегодня на вторичном рынке. И, видимо, как раз в силу этого обстоятельства она не слишком популярна в России: у нас традиционно предпочитают автомобили покрупнее. Но, несмотря на свои скромные габариты, Peugeot 106 может не только медленно и печально перевозить одного худосочного человека.

Это самая маленькая модель французской компании, представленная сегодня на вторичном рынке. И, видимо, как раз в силу этого обстоятельства она не слишком популярна в России: у нас традиционно предпочитают автомобили покрупнее. Но, несмотря на свои скромные габариты, Peugeot 106 может не только медленно и печально перевозить одного худосочного человека.

Как выясняется, «львенок» способен при необходимости удовлетворить нужды дачника и при этом доставить удовольствие от процесса управления.

Производство Peugeot 106 прекратили лишь в прошлом году. А до этого момента 106-я была одной из самых старых моделей на автомобильном рынке — ведь впервые машина увидела свет в 1991 году. То есть она выпускалась почти 12 лет! Для современного автомобиля это довольно долго, ведь европейские автопроизводители обновляют свои модели каждые 7—9 лет, а японские — и вовсе через 4 года. Правда, иногда можно услышать, что существует первое и второе поколения Peugeot 106. Но, по большому счету, под громкими словами о втором поколении 106-го скрывается лишь серьезный рестайлинг модели, произошедший в 1996 году.

Peugeot 106 выпускали в двух вариантах кузова — на рынке встречаются как 3-, так и 5-дверные хэтчбеки. Естественно, второй тип кузова с практической точки зрения предпочтительнее, ведь в 3-дверном «пыжике» пролезать на заднее сиденье не слишком удобно. Хотя многим больше нравится именно «трехдверка», ведь она выглядит поспортивнее. Кроме того, считается, что у Peugeot 106 с пятью дверьми кузов слабее. Ничего в этом криминального нет, но владельцы таких машин чаще жалуются на надоедливые скрипы в салоне. С 3-дверными автомобилями такого не случается. Разве что после крупных аварий. После них, кстати, владельцы Peugeot 106 понимают одну истину: изначально невысокая цена на автомобиль вовсе не означает, что запчасти тоже стоят копейки. Усугубляет положение и тот факт, что на «разборках» Peugeot 106 встречается крайне редко, так что многим приходится покупать оригинальные детали.

А вот коррозией не страдают даже Peugeot 106, сделанные в первой половине 90-х годов. И это при том, что со временем краска у них может отколоться. Относительно слабым местом кузова считаются петли крепления капота. Нет, они не гниют. Просто на некоторых машинах со временем петли ломаются. Хотя, по словам мастеров по ремонту Peugeot, хронической эту болезнь назвать нельзя. Не слишком страшно и то, что запасное колесо в Peugeot 106 находится не в багажнике, а снаружи под полом в своеобразной корзинке. В России в плохую погоду это может превратиться в серьезную проблему, так как извлекание запаски из-под днища обязательно заканчивается испачканной одеждой.

«Собачку» можно ликвидировать

Внутри маленький «львенок» сделан довольно просто. Особенно хорошо это видно на машинах, выпущенных до модернизации 1996 года. Многие автомобили начала 90-х годов не имеют никаких электрических приводов и подушек безопасности. Мало того, самые простые версии Peugeot 106 не оснащались даже крышкой «бардачка» и дефлекторами в центральной консоли! Да и задние форточки у таких «бюджетных» экземпляров отсутствуют. Правда, машины последних годов выпуска укомплектованы богаче, и аэрбэг для водителя в них есть.

Качество сборки салона Peugeot 106 хорошее. А многие недостатки вызваны не плохой конструкцией, а естественным износом. И все же можно выделить несколько более часто встречающихся поломок. Так, иногда в замке зажигания ломается так называемая собачка, из-за чего невозможно вставить ключ. Обычно замок достаточно снять, убрать эту самую «собачку», и поставить механизм назад ($25 за все). Правда, при этом руль перестанет блокироваться при выключенном зажигании. Новый замок для Peugeot 106 стоит $75—95 под заказ, хотя подойдет и от модели Peugeot 405 за $60, который встречается намного чаще, в том числе и на «разборках».

Нужен драйв!

Благодаря своим размерам Peugeot 106 обходится относительно небольшими по литражу двигателями. Но надо сразу сказать, что самые скромные силовые агрегаты не очень-то подходят этой машинке, так как недостаток лошадиных сил серьезно портит ощущение от езды. Вот, к примеру, Peugeot 106 с 0,9-литровым двигателем и системой моновпрыска мощностью 45 л.с. может неторопливо двигаться по центру города, но едва захочется разогнаться, как… Согласно паспортным характеристикам, разгон такого автомобиля до 100 км/ч занимает почти 20 с, а с пассажирами на борту — и того больше (максимальная скорость на деле не превышает 120—130 км/ч). Не намного лучше выглядят автомобили и с чуть более мощным мотором рабочим объемом 1,0 л (50 л.с.), а также с 1,1-литровым карбюраторным (!) агрегатом, который выдавал 51 л.с. Да, пожалуй, и 1,1-литрового мотора с моновпрыском мощностью 60 л.с. будет маловато, хотя такие «пыжики» уже подинамичнее. Довольно вялыми выглядят и Peugeot 106 с дизелем. Чаще всего можно встретить 1,5-литровый мотор (57 л.с.), хотя машины, сделанные в 1992—1994 годах, имели дизель объемом 1,4 л мощностью 50 л.с.

По мнению многих владельцев Peugeot 106, эта машинка показывает, на что она способна, только начиная с 1,4-литрового бензинового мотора (75 л.с.). Причем существует еще и другой двигатель объемом 1,4 л — мощностью 95 л.с.! Есть Peugeot 106 и с 1,3-литровым мотором, выдававшим уже 98 л.с. Пожалуй, именно эти двигатели и считаются оптимальными для маленького 106-го. Они не слишком тяжелы для подвески, а их характеристики таковы, что автомобиль начинает буквально летать по дорогам.

Но можно найти и 1,6-литровые Peugeot 106. Причем они имеют разную мощность в зависимости от модификации. В период с 1993 по 1996 годы он выдавал 88 или 103 л.с., а затем его мощность составляла 88, 101 или 118 л.с. В последнем случае мотор имеет 16-клапанную систему, а автомобили с этим агрегатом называются 106 GTI (максимальная скорость уже 205 км/ч). Но, покупая столь мощную машину, нужно отдавать себе отчет, что ездить на Peugeot 106 GTI спокойно вряд ли получится. Так что к частому ремонту подвески и расходу топлива более 12 л при езде по городу нужно приготовиться сразу. С другой стороны, у 1,6-литрового мотора есть несколько преимуществ. Во-первых, даже несмотря на то, что на таких автомобилях постоянно гоняют, ресурс 1,6-литрового агрегата большой, а во-вторых, его блок цилиндров сделан из чугуна, что значительно снижает риск «смерти» мотора при перегреве.

Зачем экономить на мелочах?

Все без исключения бензиновые двигатели Peugeot считаются достаточно надежными, хотя более капризны моторы с системой моновпрыска.

У них несколько чаще отмечается нестабильность работы на холостых оборотах (в большинстве случаев для решения проблемы надо лишь отремонтировать механизм регулировки холостого хода, потратив на это не более $50). После пробега примерно в 100—150 тыс. км двигатель может начать «кушать» масло. Причем особенно часто это проявляется на простаивающих автомобилях. По словам мастеров, если 5—8-летний Peugeot 106 «поживет» в гараже без движения хотя бы полгода, наверняка придется менять какие-нибудь сальники. Лучше ставить весь набор сразу (приводов, распредвала, коленвала и пр.). Запасные части в этом случае обойдутся примерно в $60—100. Работа потребует $150.

При эксплуатации автомобиля нужно помнить, что ремень ГРМ в Peugeot 106 рекомендуется менять каждые 60 тыс. км. Лучше, конечно, сразу ставить и новый ролик ($25), хотя часто он служит намного дольше ремня, который стоит $10 — за неоригинальный и $25 — за оригинал. Ну а работа по установке новых деталей довольно дорогая — $75. Раз в 15—30 тыс. км владельцы Peugeot 106 вынуждены проводить регулировку клапанов, так как двигатели не имеют гидрокомпенсаторов (работа — $20), и менять свечи ($20 за все). При пробегах больше 100—150 тыс. км от нашего бензина может выйти из строя и катализатор. Сколько стоит новая деталь — лучше не знать, но, по счастью, катализатор можно спокойно удалить, заменив его подходящим по размеру куском бесшовной трубы, так как лямбда-зонд располагается перед ним (на сервисе за это возьмут около $40—50). Ну и, как обычно, иногда надо менять прочие детали типа электронной катушки зажигания ($80 с работой), термостата ($25 с работой) или стартера ($115 с работой).

Способно попортить нервы и сцепление, особенно если попытаться сэкономить. Дело в том, что неоригинальные тросы сцепления очень ненадежны — часто их хватает лишь на 2—3 тыс. км. После чего у троса ломается пластиковый наконечник. Чтобы раз и навсегда решить эту проблему, можно пойти к слесарям и попросить их сделать наконечник из стали. Но лучше просто купить оригинальный трос Peugeot (он стоит $25—30).

Противные иголки

Несмотря на скромные габариты машины и ее кажущуюся «хлипкость», подвеска Peugeot 106 довольно спокойно переносит российские дороги. Хотя не так, как хотелось бы. Причем у Peugeot 106 есть свои очень неприятные особенности, о которых нужно знать. Так, например, для многих версий автомобиля колесные диски, которые сейчас продаются во всевозможных магазинах, не подходят! Оказывается, у Peugeot 106 нестандартный вылет, а на некоторых модификациях к тому же установлены колеса с тремя «дырками», очень редко встречающиеся в продаже (особенно легкосплавные). В результате диски нужно заказывать в магазинах запчастей «Peugeot». Причем цена у них соответствующая. Хорошо что хоть можно купить стандартные колеса и поставить их через проставки.

Также все владельцы Peugeot 106 должны постоянно следить за состоянием игольчатых подшипников задней подвески. Как только они изнашиваются, тут же начинают разбивать свои посадочные места непосредственно в балке. В результате балку надо менять целиком! Новую покупать совершенно бессмысленно (ее стоимость иногда составляет половину цены подержанного автомобиля), и многие владельцы автомобилей мучаются с поиском восстановленной или подержанной балки за $180—300 (повторим еще раз, что на «разборках» Peugeot 106 практически не встречается). Плюс к этому придется покупать еще подшипники, манжеты, сальники и пр. Да и работа по замене задней балки стоит немало ($100—150). Чтобы не оставлять на сервисе почти $400—500, необходимо строго каждые 40—50 тыс. км менять игольчатые подшипники ($50).

В передней подвеске в случае выхода из строя какого-нибудь элемента ничего особенно страшного не случится. И тем не менее надо периодически следить за состоянием всех деталей, особенно подшипников шаровых опор и сайлент-блоков рычагов. Иногда на СТО «Peugeot» можно услышать, что «шаровые» и сайлент-блоки по отдельности не продаются, и надо покупать новый рычаг (очень, кстати, недешевый). Но в магазинах запчастей можно найти эти детали от сторонних производителей подешевле. Ну и, естественно, каждые 20—30 тыс. км приходится менять рулевые наконечники ($48 за пару с работой), а вот стоек стабилизатора на многих машинах нет (их устанавливали только на мощные версии с 1,6-литровым мотором). К настоящему моменту на 4—7-летних машинах могут потребовать замены подшипники ступиц ($37 за каждый с работой) и опорные подшипники передних амортизаторов. Последнее не так страшно ($65 с работой). Гораздо хуже, если износился поворотный кулак, который продается в сборе со стойкой. Он бывает только оригинальным и стоит $230.

ПРИМЕРКА

Представленный на фотографиях Peugeot 106 в версии XSi выпущен в 1993 году, и под его капотом 1,4-литровый двигатель мощностью 95 л.с. Автомобиль находится у нынешнего хозяина менее года, и пока машина успела пробежать около 10 тыс. км.

Все это время Peugeot 106 радует владельца отменной управляемостью — не хуже, чем у известных спортивных автомобилей. И в данном случае это не пустые слова, ведь хозяин машины — не какой-нибудь «чайник», а участник настоящих любительских ралли. Так что в управлении авто толк знает.

За прошедшей с момента покупки период машина потребовала немало капиталовложений. Так, была заменена задняя балка в сборе с амортизаторами, рычагами и пр. (с большим трудом удалось найти подержанную, привезенную из Франции), поворотный кулак, радиатор, стартер, сальники в двигателе и коробке передач, прохудившийся бензобак, катушка зажигания и многое другое. Однако после серьезных финансовых вливаний автомобиль буквально преобразился и стал как новенький.

Но сейчас владелец решил продать Peugeot 106 (просит $4500), так как у него на примете есть 106 GTi с 1,6-литровым двигателем. А возможно, на смену 106-й модели придет Peugeot 205 (естественно, тоже с мощным силовым агрегатом).

ЭКСКУРС

В 1972 году компания «Peugeot» представила самую маленькую модель в своей гамме — седан 104 5 CV, а в 1973 году показала купе Peugeot 104. В середине 80-х годов выпуск Peugeot 104 прекратили, и самым «младшим» стал Peugeot 205.

В конце 1991 года было представлено новое поколение маленьких «львят» под названием Peugeot 106. Сначала он выпускался в виде 3-дверного хэтчбека, но уже в 1992 году появился и 5-дверный автомобиль. Одновременно с этим под капот Peugeot 106 начали устанавливать дизель объемом 1,4 л (вообще за всю свою историю Peugeot 106 оснащался довольно широкой гаммой двигателей мощностью от 45 до 118 л.с.).

В 1995 году с конвейера сошел миллионный Peugeot 106, а в следующем году произошел рестайлинг модели. Несколько изменилась внешность машины, а под капотом появился целый ряд новых силовых агрегатов.

Начиная с 1999 года спрос на Peugeot 106 серьезно упал. Если в 1993—1998 годах ежегодно расходилось по 274—350 тыс. машин, то в 1999 — лишь 136 тыс. штук. Это объясняется как выходом на рынок большого числа конкурентов, так и тем, что в конце 1998 года «Peugeot» представила новую модель — 206-ю, переманившую значительную часть покупателей. И даже небольшая модернизация машины, проведенная в 1999 году, не изменила ситуацию в лучшую сторону: в 2000 году было продано лишь 69,5 тыс. Peugeot 106.

В 2003 году производство Peugeot 106 прекратили. Однако уже весной следующего года французы обещают начать продажу нового городского хэтчбека под именем Peugeot 107.

Пока же компания представила очень интересный однообъемник Peugeot 1007. Стоит отметить, что впервые в своей истории «Peugeot» решила перейти на новую нумерацию моделей. Кроме того, у 1007-го сдвижные двери по бокам — до этого подобное решение применялось только на полноценных минивэнах, да и то сдвижной всегда была лишь одна дверь!

Другой очень интересной деталью Peugeot 1007 является возможность смены… панелей приборов и внешней отделки автомобиля! Здесь инженеры «Peugeot» пошли по стопам производителей мобильных телефонов, которые уже давно выпускают аппараты со сменными корпусами. Достаточно заехать на сервис, и там в течение 15 минут мастера могут сделать так, что салон будет выглядеть по-новому. Обшивку сидений, передние панели, приборную доску и так далее можно будет поменять без лишних хлопот!


Peugeot 106 подойдет людям, не обремененным большой семьей и дачным участком. Гамма силовых агрегатов, устанавливаемых на Peugeot 106, такова, что можно найти как скромную машинку, так и настоящую «ракету». При этом главным достоинством маленьких «львят» остается их отменная управляемость. Однако, покупая Peugeot 106, нужно быть готовым к проблемам с поиском запчастей. Кроме того, его комплектующие довольно дорогие. Зачастую эксплуатировать Peugeot 106 накладнее, чем, скажем, Peugeot 405 или 406.