Сколько платят «террористы»

В публикации «Две шашки тротила да краденый скарб» мы попытались обратить внимание столичной ГАИ на огромное количество наглухо затонированных авто, свободно колесящих по мегаполису. В том материале мы задались вопросом, почему стражей дорожного порядка совершенно не интересует, кто и что скрывает за черной пленкой.

В публикации «Две шашки тротила да краденый скарб» (МКмобиль №35/2004) мы попытались обратить внимание столичной ГАИ на огромное количество наглухо затонированных авто, свободно колесящих по мегаполису. В том материале мы задались вопросом, почему стражей дорожного порядка совершенно не интересует, кто и что скрывает за черной пленкой.

Похоже, публикация дошла до адресата: по Москве прокатилась волна проверок авто с затемненными стеклами. А наиболее широкомасштабная акция стартовала 11 октября 2004 года в рамках операции «Антитеррор».

На стационарных постах, расположенных в черте города, с половины девятого утра до часу дня дежурили госинспектора с тауметрами (приборами, измеряющими светопропускную способность стекол), вылавливая из потока тонированные авто. Решив поучаствовать в этом увлекательном процессе, ваш корреспондент занял позицию на Можайском шоссе. Количество тонированных машин поражало: можно подумать, что затемнять стекла — жизненная необходимость россиян. Понятно, что остановить каждого нарушителя не было возможности, но вот попавшиеся тотчас подвергались проверке. По существующим ГОСТам ветровое стекло должно пропускать не менее 75% света, а передние боковые — не менее 70%. Что касается задних, то их в принципе можно хоть стальным листом заварить, если присутствуют оба боковых зеркала заднего вида. Но большинство остановленных водителей о требованиях ГОСТа и не слышали, превращая свои авто в неприступную крепость, полностью скрыв от постороннего взгляда все творящееся в салоне и создавая реальную угрозу безопасности движения и общественному порядку.

Открывший немаленький список нарушитель подкатил на стареньких «Жигулях», сквозь стекла которых весьма условно проглядывались очертания салона. С готовностью отдав документы инспектору, водитель с любопытством уставился на тауметр, который прилаживали к его стеклу. Поскольку такие приборы редко можно увидеть в руках обычного постового (в конце концов, это не резиновая дубинка или портативный металлоискатель), аппарат вызывал здоровое любопытство и из-за непонятности принципа действия, и благодаря странным формам. Как нам пояснил сотрудник ГИБДД, все измерители светопропускной способности работают по единому принципу и представляют собой «коробочку с мозгами» и два магнита, крепящихся с разных сторон к исследуемой поверхности. Один из них включает в себя источник света, второй — поглотитель, а количество улавливаемых лучей отражается на табло прибора. Кстати, заблуждение многих автовладельцев о том, что проверять светопропускную способность стекол можно лишь в светлое время суток, не соответствует действительности. Единственное ограничение у тауметров — рабочий диапазон температур и влажности. В крещенские морозы или при африканской жаре аппарат не сможет функционировать. Точными показания будут при температурах не ниже -10 и не выше +40 по Цельсию. Кроме того, для честных измерений необходимо откалибровать тауметр, то есть выставить его на стопроцентную прозрачность стекла. При проверке вашего авто инспектор обязан показать, что именно отображается на шкале прибора до начала испытаний и во время них. Еще один важный момент: «Блик» (в данном случае инспектор использовал именно этот прибор) показывает на табло количество прошедшего через стекло светового потока (в процентах). Если он показал «80», это значит, что 80% света прошло без потерь, а стекло поглотило только 20%, что в пределах ГОСТа. Если вы не согласны с действиями автоинспектора или сомневаетесь в показаниях «Блика», можете обратиться с соответствующим заявлением на имя начальника ГАИ. Он назначит повторное измерение уже другим прибором.

Тауметром по кошельку

Разобравшись в технических подробностях, приступили непосредственно к измерениям. Оказалось, что все остановленные авто откровенно не вписывались в принятые стандарты, а около 40% и вовсе имели абсолютно не пропускающую свет тонировку (в результате измерений на табло загорались нули).

На всех провинившихся составили протоколы об административных правонарушениях и наложили штраф. Целых... 50 рублей! Да, вряд ли эта сумма заставит хоть одного владельца «стереть» черноту со стекол. Кроме того, поскольку в большинстве своем хозяева тонированных авто имели на руках действующие талоны техосмотра, инспектора составляли рапорт на выписавшего «лобовичок» инспектора с целью служебной проверки его работы.

В целом официальные результаты мероприятия, проводившегося в столице, таковы: из 1843 проверенных автомобилей нарушителями оказались владельцы 938 машин, причем 858 из них могли похвастаться наличием действующего талона ГТО. В итоге к ответственности призвана практически тысяча водителей, а на сотрудников, проводящих техосмотр, составлен 841 рапорт. К сожалению, ни один из официальных чинов так и не ответил, каким образом не отвечающие стандартам автомобили влегкую проходят технический осмотр, хотя каждый автолюбитель знает — деньги решают все, а нынче заветный «лобовичок» стоит на пунктах ГТО всего две тысячи «деревянных».

Кстати, возможно, водителей в скором времени ждет введение обязательной проверки светопропускной способности стекол на постах даже в отсутствие госинспекторов. Озаботившиеся проблемой гаишные чины решили попытаться не только увеличить размер штрафа за это нарушение, но и дать полномочия на использование тауметров обычным постовым.