Пионерские салюты

Более полувека назад в Москве был построен первый советский гоночный автомобиль. Самый настоящий. Для установления рекордов скорости в классе до 350 куб. см. Назывался он «Звезда-1», и сконструировал его Александр Иванович Пельтцер. В ноябре 1946 года Пельтцер за рулем «Звезды» установил первый всесоюзный рекорд скорости в классе 350 куб. см на дистанции один километр со стартом с хода. Он показал среднюю скорость 139 км/ч.

Более полувека назад в Москве был построен первый советский гоночный автомобиль. Самый настоящий. Для установления рекордов скорости в классе до 350 куб. см. Назывался он «Звезда-1», и сконструировал его Александр Иванович Пельтцер.


В ноябре 1946 года Пельтцер за рулем «Звезды» установил первый всесоюзный рекорд скорости в классе 350 куб. см на дистанции один километр со стартом с хода. Он показал среднюю скорость 139 км/ч. Во время рекордных заездов Пельтцер очень сильно простудился, из-за осложнения у него отказали ноги. Пока шло лечение, группа конструкторов, которая с ним работала, вынужденно простаивала. В ее составе находился Михаил Максимович Дерковский. Он взял на себя инициативу создания новых гоночных машин. Первая из них называлась «Пионер». Она была построена на базе многих готовых агрегатов. В качестве рамы использовалось днище автомобиля «Фольксваген» модели «Жук». От той же машины были взяты передняя и задняя подвески колес, сами колеса, рулевое управление и коробка передач в блоке с главной передачей. Двигатель располагался сзади. Это был двухцилиндровый мотор воздушного охлаждения от спортивного мотоцикла М-75, который малыми партиями выпускал Ирбитский мотоциклетный завод. Рабочий объем двигателя равнялся 746 куб. см, а мощность — 38 л.с. при 6000 об/мин. Кузов же был алюминиевым. Его отдельные панели связывал каркас, сваренный из труб прямоугольного сечения. Сам кузов представлял собой коробку с заостренными носовой и хвостовой частями. Сзади находился вертикальный киль, а место гонщика закрывал откидывающийся «фонарь» самолетного типа.

Первый и последний

«Пионер» оказался не очень удачной машиной. Мощность двигателя была мала, а подвод охлаждающего воздуха недостаточен, в результате двигатель перегревался. Дерковский, продолжая модернизацию «Пионера», взялся за создание другой машины — класса 350 куб. см. Конструктор назвал свой автомобиль модным после войны словом «Салют». Его рама была сварена из стальных труб диаметром около 90 мм. К ней крепилась подвеска передних колес опять же от «Фольксвагена», заднюю же взяли от трофейного автомобиля «Адлер». Если подвеска «Фольксвагена» была торсионной, то «адлеровская» использовала в качестве упругого элемента резиновые втулки, работающие на скручивание. Колеса и шины — от «Москвича-400», а рулевой механизм — от «Победы». «Салют» представлял собой одноместную машину с расположенным сзади силовым агрегатом.

Что это был за силовой агрегат? Конструкторское бюро Пельтцера, где работал и Дерковский, входило в систему Главмотовелопрома. На одном из его предприятий, Московском мотоциклетном заводе, находилось два гоночных мотоцикла ДКВ-ГС350. Мотоциклы ДКВ-ГС350 и ДКВ-ГС250, всего шесть штук, были построены в 1939 году в Германии под руководством конструктора гоночных мотоциклов профессора Прюссинга. После окончания войны КБ гоночных мотоциклов преобразовали в так называемое КБ №10, во главе которого стоял представитель советской военной администрации. И все шесть мотоциклов семейства ГС были отправлены в Советский Союз, где получили наименование ГК-1.

Интересная конструкция

Конструкция мотора ГК-1 представляла исключительный интерес. Двигатель двухтактный с водяным охлаждением и лопаточным нагнетателем рабочей смеси. Два цилиндра располагались горизонтально, и в каждом ходили один навстречу другому по два поршня. Они действовали на два отдельных коленчатых вала, соединенных между собой шестернями. В блоке с двигателем находилась четырехступенчатая коробка передач. При рабочем объеме 343 куб. см двигатель развивал мощность 47 л.с. при 6500 об/мин и по расчетам позволял «Салюту» развивать скорость около 170 км/ч.

Автомобиль был заключен в алюминиевый, хорошо обтекаемый кузов, внешнюю форму которого разработали специалисты ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института. Двигатель ГК-1 в то время был, наверное, самым мощным мотоциклетным мотором, которым располагала наша страна. Один его экземпляр по распоряжению Главмотовелопрома предоставил Дерковскому Московский мотоциклетный завод (ныне уже не существующий). Двигатель был хорош всем, но очень капризен к выбору регулировок: качеству смеси, подбору свечей и др. В результате при пробных заездах на высокой скорости прогорали поршни.

На Московском мотоциклетном заводе конструктор И.И. Окунев в 1948 году приступил к проектированию двигателя типа ГК-1, но увеличенного до 500 куб. см рабочего объема. Его мощность превышала 55 л.с. Для этого двигателя изготовили отдельные детали, но ни один его экземпляр не построили. Сам Окунев выступал на гоночном мотоцикле ГК-1 с коляской и установил в 1950 году всесоюзный рекорд скорости на дистанции 300 км. При этом двигатель работал исключительно надежно благодаря тайным доработкам, которые Окунев внес в конструкцию мотора.

«Звездный» рекорд

После мучительных доводок двигатель на «Салюте», казалось, стал работать надежно, но аэродинамика кузова подводила. Дерковский, построивший оба автомобиля в 1947 году, решил в следующем создать облегченный вариант «Салюта».

У этой машины кузов не охватывал колеса и имел в носовой части воздухозаборник для поступления к радиатору охлаждающего воздуха. Модернизированная машина получила обозначение «Салют-М». В 1949 году наконец решили попробовать этот автомобиль в установлении рекордов скорости. Гонщиком выбрали Владимира Силантьева, известного в те годы спортсмена из мотоциклетной команды «Динамо». Он уже имел опыт выступления в гонках на мотоцикле ГК-1. В июне 1949 года Силантьев прошел один километр со стартом с места, показав скорость 95,617 км/ч — новый всесоюзный рекорд. Автомобиль «Салют-М» был довольно легким — весил 400 кг и вполне реально претендовал на установление рекорда на один километр со стартом с хода. Расчетная скорость составляла около 170 км/ч. Но вновь произошел прогар поршня, и новый рекорд не состоялся.

Вскоре после этого Силантьев погиб в аварии. Двигатель возвратили на Московский мотоциклетный завод, а шасси «Салюта-М» досталось мотоциклетной секции МВТУ имени Баумана. Лишенное колес, оно лежало на боку у входа в секцию до 1957 года. Дальнейшая его судьба, как и судьба автомобиля «Пионер», неизвестна.

Что касается Пельтцера, то он в 1947 году вернулся к работе и провел капитальную реконструкцию «Звезды». В 1948 году А.Н. Понизовкин установил на «Звезде-2» новый рекорд скорости на дистанции один километр со стартом с хода — 148 км/ч. На следующий год тот же Понизовкин поднял этот рекорд до 172 км/ч.

Дерковский же, видя бесперспективность машины «Салют» на фоне быстро прогрессирующих результатов «Звезды», перешел в другую отрасль промышленности, далекую от автомобилестроения.

Несмотря на драматические обстоятельства, связанные с автомобилями «Пионер» и «Салют», следует высоко оценить попытки московских конструкторов в создании первых в СССР рекордно-гоночных автомобилей. К сожалению, сегодня об этих первых трех машинах уже мало кто знает. Но свое место в истории автомобильного спорта нашей страны конструкции Дерковского занимают почетное место.