Юрьев день

Совсем чуть-чуть осталось до того момента, когда автомобилист сможет выбрать себе нового страховщика. Согласно закону об ОСАГО собственник машины за два месяца обязан письменно уведомить страховую компанию о том, что он прекращает с ней свои отношения.

Совсем чуть-чуть осталось до того момента, когда автомобилист сможет выбрать себе нового страховщика. Согласно закону об ОСАГО собственник машины за два месяца обязан письменно уведомить страховую компанию о том, что он прекращает с ней свои отношения.


Поскольку большинство автомобилистов приобрели «обязаловку» в канун прошлого нового года, убоявшись штрафных санкций, стало быть, поменять страховую компанию они могут до первого ноября. Если собственник машины не успеет заключить новый договор, жить ему в следующем году придется со старым страховщиком.

Недавно одна крупнейшая страховая компания провела собственное исследование среди автовладельцев с целью выяснить, насколько последние довольны выплатами по «обязаловке». Так вот, из числа опрошенных 40% считают, что получили неполное страховое возмещение, 23% уверены, что им безосновательно отказали в выплате. На невежливое обращение и плохой сервис пожаловались 39% автовладельцев. Понятно, что именно эти автомобилисты составят основную группу недовольных, постарающихся сменить страховую компанию. С какими трудностями могут встретиться автомобилисты, подбирая нового страховщика?

Сразу успокоим: из более чем 250 страховых компаний, у которых Минфином были отозваны лицензии, нет ни одной компании — члена Российского союза автостраховщиков.

Однако нет никаких гарантий, что такие «отозванцы» не появятся в будущем году. Минфин регулярно выдвигает новые требования к страховым компаниям, которых последние могут и не потянуть.

Так что руку на пульсе необходимо держать всегда, дабы не попасть впросак. Кроме того, всем известно, в какой предновогодней спешке покупались полисы ОСАГО год назад. Дело доходило до того, что немало автомобилистов попросту не помнили названия страховой компании, полис которой они по случаю приобрели в припаркованной у тротуара «Газели»: лишь бы купить, чтобы гибэдэдэшники отвязались...

Если компания пропала...

Даже если страхователь и помнит название «своей» компании, вряд ли он специально отслеживает информацию о выдаче и отзыве лицензий у конкретных страховщиков. И скорее всего о факте лишения лицензии «своей» компании автовладелец узнает, только когда совершит ДТП, а пострадавший не сможет получить с компании денег (поскольку ДТП совершено после отзыва лицензии) и обратится в суд с иском непосредственно к виновнику аварии!

Если же страхователю становится известно об отзыве лицензии у компании, выдавшей полис, ему следует, во-первых, обратиться в другую компанию за новым полисом ОСАГО и, во-вторых, пойти в прежнюю компанию с целью вернуть причитающийся остаток денег по прекращенному договору.

Но, разумеется, с компании, потерявшей лицензию, деньги получить будет проблематично. Тем более если страхователь живет в Москве, а компания — откуда-нибудь с Урала… Впрочем, ездить по дорогам можно и с недействующим полисом — гаишники вряд ли изучают списки компаний с отозванными лицензиями. Только вот в случае ДТП такой «полис» будет просто бумагой, не обеспечивающей абсолютно ничего.

Специалисты советуют: чтобы не оказаться с недействующим оплаченным полисом, нужно проявлять осмотрительность — выбирайте известную страховую компанию «с хорошей родословной».

И помните, что покупка полиса ОСАГО — вынужденное действие, это — оплата потенциальной услуги. А значит, неплохо бы и поинтересоваться, услуга какого качества оплачивается…

Скрыл аварию — мошенник

Ранее высказывались опасения, что автовладелец после аварии, чтобы избежать повышающих коэффициентов, может перейти в новую компанию и заявить там, что ранее он вообще не страховался. Страховщики подобные действия относят к разновидности мошенничества. Поэтому такого автовладельца встретят как минимум с подозрением и могут попросить расписаться в том, что он ранее не страховался ни в одной компании. Но если выяснится, что он сообщил ложные сведения, у страховщика существует несколько вариантов действий.

Первый — это расторгнуть договор досрочно и не возвращать страховую премию, а при продлении договора применить к такому автособственнику штрафной коэффициент (1,5) за сообщение ложных сведений. Таким образом, полис «обязаловки» подорожает на 50%!

Еще один момент. Подозрительный страховщик может запросить информационную базу данных по всем застрахованным автовладельцам. Эта система уже запущена в опытную эксплуатацию, но полностью заработает только к концу этого года. Кроме информации о собственниках автомобилей она будет содержать все случаи ДТП, совершенные ими с момента первого страхования машины.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Сергей АСТАХОВ, юрист:

— Страховой полис — своего рода защита кошелька страхователя, совершившего ДТП. Хотя бы в пределах тех сумм, которые предусмотрены действующим законодательством. Защитой же самого полиса является только финансовое благополучие выдавшей его страховой компании.

В связи с приближением массового переоформления полисов ОСАГО и слухами о возможном отзыве лицензий у компаний, занимающихся этим видом страхования, население озадачивается вопросом: что же делать, если страховщика лишат лицензии?

Правилами ОСАГО предусмотрено, что при отзыве лицензии договор прекращается, а часть уплаченной премии за неистекший срок возвращается страхователю. Но правительство не сочло нужным обязать страховые компании оповещать страхователей об отзыве лицензии (что технически компаниям несложно было бы сделать, ведь при страховании автовладельцы сообщают свой адрес и даже телефон для связи). А поэтому можно предположить, что немного найдется компаний, которые по своей инициативе начнут разыскивать страхователей, чтобы деньги вернуть…


Владимир КОЗЛОВ, начальник Управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА):

— Если автовладелец желает поменять страховую компанию, он согласно закону об ОСАГО должен за два месяца до своего решения уведомить страховщика (письменно) об отказе в продлении договора. Поскольку сегодня формируется информационная система, содержащая сведения о всех страхователях и их транспортных средствах, это время как раз необходимо для внесения соответствующих записей в базу данных. Когда автомобилист ушел и не застраховал свою машину в другой компании, но продолжает ездить, сразу видно, что он эксплуатирует автомобиль, нарушая закон об ОСАГО.

Следующий важный момент. Если собственник авто и на следующий год продолжил свои отношения с прежней компанией, он на втором году страхования вправе рассчитывать на 5-процентную скидку за безаварийную езду и соответственно на 40-процентную надбавку, если стал виновником хотя бы одного ДТП. При большем количестве аварий повышающий коэффициент еще больше увеличивается.

Почему такая большая разница между поощрением и наказанием водителя? Это есть не что иное, как экономический рычаг для поощрения безаварийной езды.

Как быть, если автовладелец все же решил перейти в другую страховую компанию? Он должен получить соответствующую справку (страховую историю) у прежнего страховщика и предоставить ее в новой компании. Именно на основании этих данных другой страховщик будет рассчитывать для автомобилиста понижающие или повышающие коэффициенты в новом году.