3072

Дублер для «студебеккера»

Корреспондент «МКмобиля» побеседовал с создателями картины — режиссером-постановщиком, главным оператором и главным художником. Именно благодаря этим людям, «построившим» знаменитый сериал, удалось узнать неизвестные прежде подробности о работе над картиной. Многие из них касаются, в частности, автомобильных эпизодов, вошедших в легендарный сериал.
Поделиться

Корреспондент «МКмобиля» побеседовал с создателями картины — режиссером-постановщиком, главным оператором и главным художником. Именно благодаря этим людям, «построившим» знаменитый сериал, удалось узнать неизвестные прежде подробности о работе над картиной. Многие из них касаются, в частности, автомобильных эпизодов, вошедших в легендарный сериал.

При съемках «Места встречи...» использовалось немало колесной техники образца первых послевоенных лет. В кадрах фильма мелькают трофейные немецкие легковушки и советские «эмочки», грузовики, старые трамваи-«комоды», а уж потрепанный муровский автобус по прозвищу «Фердинанд» и вовсе может считаться одним из главных персонажей кинофильма. Раздобыть эти ретроагрегаты, а главное — заставить их должным образом работать перед кинокамерами было не так просто.

Оживший памятник

— Нам необходимо было снять в нескольких эпизодах автофургон с надписью «Хлеб», — рассказывает художник-постановщик фильма Валентин Гидулянов. — Именно на нем по сценарию бандиты приезжают грабить очередной магазин, а в последней серии увозят Шарапова на свою «малину» и затем отправляются оттуда освобождать арестованного Фокса. В мастерских киностудии мы заранее заказали изготовление такой хлебовозки на шасси полуторки ГАЗ-АА. Однако это задание вовремя выполнить не успели. Через день фургон «Хлеб» должен стоять на съемочной площадке, а его, оказывается, еще и в природе не существует!..

Я взял машину нашей съемочной группы и отправился на ней колесить по Москве: вдруг попадется на улицах подходящий агрегат... Ездили-ездили, наш водитель наконец не выдержал и спрашивает: «Валентин Олегович, что же мы все-таки ищем?». Объясняю ему про хлебовозку, а парень вдруг вспоминает: «Я раньше работал на хлебозаводе №1, там во дворе была как раз такая машина — ее в качестве памятника на пьедестал взгромоздили...». Ну давай, говорю ему, скорее вези на хлебозавод!

Приехали. Смотрю: действительно стоит старенький «газик»-хлебовозка на постаменте, и табличка приделана: «Этот автомобиль в годы войны развозил хлеб в прифронтовой Москве». Я к директору, но секретарша говорит, что шеф в отъезде. Пришлось вести переговоры с заместителем. Объяснил ему ситуацию, попросил разрешения взять фургончик на несколько дней для съемок. Замдиректора — в нерешительности: ну как же вы будете его в кино снимать, если ГАЗ не на ходу, у него даже двери кабины заварены! Да и спустить машину вниз с постамента сложно будет... Пришлось продолжить уговоры, а своего водителя я уже на улицу послал — поймать какой-нибудь проезжающий автокран. Когда это удалось и кран уже у ворот стоял, заместителю директора деваться было некуда — разрешил забрать хлебовозку.

Потащили ее сразу на съемочную площадку в Сокольники. А тут выясняется, что из всех механизмов у этого старичка только ручной тормоз работает. К счастью, первый из снимаемых эпизодов — ограбление магазина. Там фургон «Хлеб», на котором приехали бандиты, должен был просто стоять на ночной улице. Поэтому главный режиссер Станислав Говорухин даже и не заметил, что ему прикатили такого автоинвалида. А уже следующим утром «газик» отправили на мосфильмовскую автобазу, где его быстренько привели в рабочее состояние. На съемках нескольких следующих эпизодов хлебовозка уже могла двигаться самостоятельно. Потом мы ее вернули на хлебозавод.

Гонка с препятствиями

Автобус «Фердинанд» тоже попал в сериал благодаря Валентину Гидулянову:

— Я случайно обнаружил этот ретроагрегат на автобазе киностудии, и он мне сразу же приглянулся. Только для съемок в эпизодах фильма решили слегка изменить вид салона: учитывая, что автобус-то у нас в картине милицейский, отгородили сеткой в задней части «обезьянник» для задержанных...

(Считается, что сохранившийся на «Мосфильме» представитель общественного транспорта был изготовлен в 1938 году на длиннобазном шасси ЗИС-11. Тогда в Москве выпускали серийно такие автобусы, получившие обозначение ЗИС-8. Однако знатоки советской автобусной техники утверждают: кузов у «Фердинанда» все-таки не «родной» и даже по размерам отличается от тех, что делали для ЗИС-8...)

Артист Алексей Миронов, игравший в сериале водителя Копытина, работал без дублера — во всех «автомобильных» сценах он сам управлял «Фердинандом». Участники съемочной группы вспоминают, что в разгар работы над фильмом у Миронова стало сильно сдавать зрение — развивалась катаракта. Тогда Высоцкий решил помочь «коллеге по МУРу». Он позвонил академику Федорову, и в клинике знаменитого советского офтальмолога Миронову «отремонтировали» глаза.

Погоня бригады Жеглова на их верном «Фердинанде» за бандитом Фоксом, удиравшим в кабине «студебеккера», стала самым технически сложным эпизодом в фильме.

— Мы занимались им в течение целого месяца, а потом еще пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа картины, — вспоминает главный режиссер Станислав Говорухин. — Средств на постановку столь сложных сцен у нас попросту не было. Обе машины — и «Фердинанд», и «студебеккер» — оказались в плачевном состоянии, едва могли двигаться. Большинство кадров погони снято на набережных Яузы... А какой-то планчик мы снимали даже в Одессе...

(Если внимательно просмотреть сериал, можно обнаружить тот самый планчик: когда «Фердинанд» с муровцами пробирается через проходные дворы, впереди, в арке дома мелькает силуэт мчащегося грузовика с бандитами. Но это не «студер». Для съемок нескольких «проходных» микроэпизодов, которые проводили уже в Одессе, старичку «студебеккеру» подыскали дублера — более современный трехосный грузовик ЗИЛ-157. Именно он мелькает в арке, именно он таранит ворота в эпизоде нападения банды на склад.)

Медлительность автомобилей-ветеранов пришлось «маскировать» от зрителей с помощью всяких операторских и монтажных хитростей. Зато эта же малая скорость движения очень помогла артистам, участвовавшим в съемках эпизодов погони, выполнить задуманные для них режиссером трюки. Например, по словам Андрея Градова, игравшего роль молодого сотрудника угрозыска Тараскина, ему без проблем удался прыжок с подножки «мчащегося» автобуса на мостовую (для создания большего зрительного эффекта Андрей при этом даже несколько раз кувыркнулся на асфальте).

В фильме сцены «автомобильных догонялок» занимают несколько минут, однако вот что интересно: практически все это время на экране не видно капитана Жеглова — зритель только слышит его реплики, обращенные к Копытину и другим муровцам.

— Это сделали специально, — пояснил Станислав Говорухин. — Еще в самом начале съемок фильма мы договорились с Володей Высоцким, что дадим ему возможность отдохнуть. Те несколько недель, пока снимались кадры погони, Володя провел в зарубежных поездках. Он появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов. Помните кадры: Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитами?..

— С этим моментом такая оплошность получилась, — вспомнил главный оператор сериала Леонид Бурлака. — Никто заранее проверить не догадался, а стекло-то в окне автобуса оказалось чуть ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя раз по нему ударил, другой — без толку. Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: «Ну все, п...ц!». Смотрим, у него рука в крови: на пальце очень глубокий порез от осколка. А ведь вечером того дня Высоцкий должен был выступать с очередным концертом, его уже и машина ждала. Но в итоге пришлось выступление отменить, поскольку Володя не мог играть на гитаре.

Грузовик-амфибия

Финальные кадры автомобильной погони — падение грузовика в реку — снимали на набережной Яузы, между мостом Казанской железной дороги и Электрозаводским мостом. Эпизод технически очень сложный, и к нему основательно готовились. Хотя все равно без сюрпризов не обошлось.

— Мы нашли совершенно «убитый» «студебеккер» — не на ходу, без тормозов, — поделился давними «киношными» секретами Валентин Гидулянов. — Разгонять этого инвалида должен был специальный грузовик-толкач. В определенный момент ему предстояло отцепиться, свернуть в сторону, и «студер» катил бы под уклон к реке уже самостоятельно. Чугунную решетку ограды на этом участке набережной заменили на бутафорскую — из пенопласта. Чтобы грузовик более эффектно «спланировал» с набережной и плюхнулся в воду «брюхом», его переднюю часть решили максимально разгрузить, даже двигатель сняли. А кроме того, соорудили перед парапетом небольшой деревянный трамплин. В кабину «студебеккера» сели два наших лучших каскадера — Володя Жариков и Олег Федулов...

— Предстояло сделать лишь один дубль, причем в условиях так называемой режимной съемки — за те считанные минуты, когда сгущаются сумерки (тогда на экране зритель увидит «ночную картинку»), — уточнил ситуацию Леонид Бурлака. — Вроде бы все подготовили, отрепетировали, нужно начинать. Но вдруг выясняется: у толкача-ЗИЛа заглох двигатель, и никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит, еще чуть-чуть — и снимать уже будет нельзя. Наконец буквально в последний момент автомобиль все же завелся, разогнал «студебеккер», тот покатил к реке, сбил решетку...

— Больше всего опасались, чтобы машина в полете не перекувырнулась вверх колесами. Но именно это и произошло, — Валентин Гидулянов помнит тот давний эпизод во всех подробностях. — Грузовик воткнулся в воду радиатором, задние колеса задрало... В результате кабина с каскадерами полностью ушла в воду. Народу вокруг съемочной площадки собралось полно, и все застыли в ожидании. Мертвая тишина воцарилась. Вот уж 20 секунд прошло — каскадеров не видно. Наконец вынырнули — сперва Жариков, потом Федулов. Оба какой-то черной дрянью облеплены, закрывают лицо ладонями: «Глаза! Глаза!» Из-за спешки перед началом съемок дно реки в этом месте толком не проверили, а оказалось, что под небольшим слоем воды находится метровый слой ила. В него и погрузилась кабина «студебеккера», так что Олегу с Володей было очень непросто выбраться наружу. Вдобавок еще и едкая речная грязь в глаза попала...

25 лет спустя

Практически все колесные агрегаты — участники съемок сериала — сохранились до наших дней.

«Фердинанд» остался «в штате» «Мосфильма». За прошедшие 25 лет он успел сняться еще в нескольких картинах. Посетители киностудии могут увидеть его, заглянув в мосфильмовский музей.

«Студебеккер» (тот, который избежал-таки падения в Яузу) какое-то время находился в качестве реквизита на военной киностудии в Подмосковье, а потом перекочевал в музей старой техники, открытый в одном из городов Поволжья. По некоторым сведениям, «газик»-хлебовозка тоже превратился теперь в музейный экспонат. Однако стопроцентной гарантии, что фургон «Хлеб», выставленный в экспозиции автомузея, и есть тот самый — из «Места встречи...», никто нам дать так и не смог.

Старый трамвайный вагон серии КМ, в котором Жеглов и Шарапов успешно «повязали» карманника Кирпича, через несколько лет после окончания съемок был капитально отреставрирован для экспонирования в Московском музее городского транспорта. Дедушка-трамвай, выпущенный в Коломне еще в 1929 году, стал настоящей кинозвездой, снявшись чуть ли не в десятке фильмов. Сейчас он хранится на музейной площадке трамвайно-ремонтного завода.