Девятый вал

Да, пожалуй, что и выживет, но только при условии проведения глубокой реструктуризации и перестройки производства таким образом, чтобы гарантировать хорошее качество при минимальных издержках. Кроме того, производители обязаны предложить рынку более современные автомобили.

Да, пожалуй, что и выживет, но только при условии проведения глубокой реструктуризации и перестройки производства таким образом, чтобы гарантировать хорошее качество при минимальных издержках. Кроме того, производители обязаны предложить рынку более современные автомобили.

В этом смысле перспектива присоединения России к ВТО сама по себе уже стала очень хорошим стимулом, чтобы наши автозаводы повысили свою конкурентоспособность.

По прогнозам экспертов «Северсталь-Авто», объем производства иностранных брендов в России к 2010 году может вырасти до более чем 700 000 автомобилей в год. Так что есть все основания рассчитывать на то, что после присоединения к ВТО российский автопром станет частью глобального мирового автомобильного производства.

В последнее время есть немало удачных проектов по модернизации модельного ряда, считают специалисты. У всех производителей растет экспорт продукции, большинство реализуют программы повышения экономической эффективности, многие планируют совместные проекты по производству автомобилей и компонентов с международными партнерами — эти шаги и являются оптимальной моделью развития для российского автопрома в условиях глобализации и вступления России в ВТО.

С другой стороны, присоединение к ВТО, по мнению некоторых специалистов, приведет либо к полному исчезновению отечественного автопрома, либо к его крупному кризису. По самому оптимистичному прогнозу, в условиях ВТО к 2010 году доля российских автомобилей на рынке сократится с 61% до 41%, а новые иномарки увеличат свое присутствие на российском авторынке до 30%. Проблемы отечественного автопрома специалисты прежде всего видят в технологическом отставании автопроизводителей и постоянном росте цен на металл, электроэнергию и воду. Тем не менее эксперты отмечают: российский авторынок по-прежнему останется динамично развивающимся. По некоторым оценкам, к 2010 году обеспеченность автомобилями у нас повысится до среднеевропейской отметки — 400 машин на тысячу жителей. Напомним, сегодня этот показатель в среднем по России составляет всего 160 авто на ту же тысячу.

Плюсы и минусы

Основное в переговорах России с ВТО — выбить для себя определенные льготы. Если мы вступим в организацию без всяких условий, то к нам сразу хлынут недорогие, но качественные автомобили из Турции, Южной Кореи, Китая или Индии. И собственное производство, к примеру, малотоннажных грузовичков или автобусов наверняка встанет. Однако в присоединении к ВТО для автопрома есть и положительные моменты. К безусловным плюсам относится то, что наши производители смогут комплектовать машины более качественными автокомпонентами из той же Турции, Испании, Италии или стран Восточной Европы. Например, коробками передач, сцеплениями или светотехникой, которые из-за более низких ввозных пошлин лишь ненамного увеличат стоимость отечественных автомобилей, но сделают их более привлекательными для потребителей (сегодня уже обсуждается понижение пошлин на зарубежные автокомпоненты до 3%).

Сейчас в переговорах с ВТО Россия представлена рыночниками и консерваторами. Похоже, первые побеждают. Что, по вполне понятным причинам, наших традиционных производителей автомобилей и запчастей особо не радует.

Дело в том, что нынче правительство может устанавливать любые пошлины. Вступление в ВТО автоматически не отменит их, на это отводится семилетний период, за который они должны снизиться до уровня, соответствующего требованиям ВТО. При этом их можно снижать постепенно, а можно держать на высоком уровне несколько лет, а затем резко снизить. Специалисты отмечают: за этот переходный период автопром должен стать конкурентоспособным. Это относится как к производству самих автомобилей, так и к производству запчастей и компонентов. И сегодня вопрос стоит так — или в течение семи лет предприятия отечественного автопрома модернизируют и качество машин будет соответствовать мировому уровню, или лет эдак через десять на наших дорогах автомобилей российского производства уже не останется.

Вот Китай поступил мудрее, считают многие эксперты: там сразу ввели пошлины на ввоз иномарок в 200%, затем понизили их до 100%. Сегодня они составляют 40%, а через два года составят лишь 25%. К этому времени в Поднебесной планируют производить не менее 6 млн. автомобилей в год. Таким образом, китайцы изначально защитили свой рынок от массового завоза подержанных иномарок и одновременно решили государственную задачу — создали практически с нуля собственное массовое автопроизводство. Причем с помощью высоких заградительных пошлин привлекли к развитию своего автопрома практически все значимые мировые бренды и одновременно получили от них все необходимые технологии. Не говоря об инвестициях, которые составили в автопроме Поднебесной более $22 млрд. Компартия — она и в Китае компартия...