Нет такого «штопора»

Летом, когда многие москвичи фактически переселились на дачи, проблем с «пробками» практически не было. За какие-то два месяца «невыездные» московские автомобилисты настолько с этим свыклись, что стали воспринимать как данность. Правда, уже в начале сентября наступило горькое разочарование. Градоначальники же лишь разводят руками: мол, в борьбе с «пробками» мы бессильны.

Летом, когда многие москвичи фактически переселились на дачи, проблем с «пробками» практически не было.

За какие-то два месяца «невыездные» московские автомобилисты настолько с этим свыклись, что стали воспринимать как данность. Правда, уже в начале сентября наступило горькое разочарование.

Градоначальники же лишь разводят руками: мол, в борьбе с «пробками» мы бессильны.

На каждом заседании столичного правительства транспортники божатся перед мэром и его замами, что вот-вот в их головах созреет грандиозный план светлого будущего для московских водителей. Одна из последних фишек — на каждом перекрестке поставить регулировщика, который как раз и станет препятствовать образованию заторов. Вице-мэр столицы Валерий Шанцев был краток:

— Да вы с ума, что ль, посходили?! Самые большие «пробки» именно там, где стоят регулировщики. А что это за идея с дирижаблями? Неужто вы и впрямь полагаете, что два воздухоплавательных аппарата в одночасье избавят город от заторов?

По мнению Валерия Павлиновича меры, рассчитанные на несколько лет, никому не нужны, а реальных идей, позволяющих разгрузить дороги, чиновники Департамента транспорта и связи Москвы так и не разработали.

Тогда организаторы дорожного движения уверили вице-мэра, что ситуация изменится в лучшую сторону после полной реконструкции Третьего транспортного кольца. Сейчас на этой столичной трассе строится сразу два объекта — тоннель на Сущевском Валу и развязка на Ленинградке. Также обмолвились о необходимости срочного строительства Четвертого кольца. Впрочем, ряд экспертов высказывают серьезные сомнения на предмет того, что реконструированное Третье кольцо — панацея от «пробок».

Как рассказали корреспонденту «МКмобиля» в институте «Генплана», уже в 1995 году стало понятно — ТТК полностью не разгрузит Москву и в лучшем случае станет громоотводом. Так, собственно, и получилось. Извечные «пробки» на Садовом кольце пропали примерно на полгода, но по мере роста столичного автопарка стали образовываться вновь. Да и на самом «громоотводе» заторов пруд пруди: Русаковская эстакада, Сущевка, Беговая, съезд на Большую Тульскую и Рязанский проспект... Список может продолжить любой водитель. Вместе с тем в «Генплане» уверены, что без ТТК сегодня по столице было бы вообще не проехать.

— Третье кольцо принимает на себя огромный транспортный удар, — говорят сотрудники института. — Но еще пять-шесть лет, и мы вновь вернемся к ситуации 95-х, когда моторизованные граждане по 3—4 часа проводили в «пробках».

Самый затратный и единственно возможный выход — строительство Четвертого кольца. И опять-таки, на него надежды как на громоотвод.

Нельзя решать проблему заторов локально, — говорит руководитель столичного Центра организации дорожного движения Леонид Липсиц. — Необходим комплекс мер, взаимодополняющих друг друга. Строительство дорог, с одной стороны, самый эффективный способ решения проблемы, но вместе с тем и самый тупиковый, так как со временем и новые артерии забьются транспортом.

В числе неотложных мер по борьбе с «пробками» Департамент транспорта и связи Москвы хочет установить на всех ключевых магистралях огромные телевизоры, на которых будет отображаться состояние загруженности столичных дорог.

— Это позволит водителям заранее выбирать пути объезда, — уверен глава департамента Павел Златин.

Но не только чиновники Первопрестольной озабочены тяжелой транспортной обстановкой в регионе. Федеральные власти также взяли быка за рога и намерены в следующем году выделить деньги на строительство дублера МКАД. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, уже подготовлена программа по возведению нового транспортного автомобильного кольца вокруг столицы.

Новая кольцевая автодорога длиной около 400 километров пройдет примерно в 30—40 километрах от МКАД. Весь транзитный транспорт должен будет проходить по новой трассе, а не по Московской кольцевой. По мнению министра, это разгрузит не только МКАД, но и вылетные магистрали. На этом кольце разместят все контейнерные станции и таможенные пункты, сегодня располагающиеся в Москве.

Но это планы на неопределенное будущее, поскольку отгрохать 400 километров дороги — задача не из простых. В ближайшей перспективе власти намерены бороться с заторами при помощи... поездов Малого железнодорожного кольца Москвы. Идея организации пассажирского сообщения по МКМ возникла еще в 60-х годах. Именно тогда был построен переход на станции метро «Ленинский проспект», до сих пор бездействующий. Сегодня по Малому кольцу курсируют лишь грузовые поезда.

— Кольцо проходит вблизи многих станций метро, жилых районов и предприятий столицы, — поясняют в Минтрансе. — В зоне его влияния проживает и работает свыше полутора миллионов человек, а посему необходимость пассажирского движения здесь не вызывает никаких сомнений. Число автомобилей, колесящих сегодня по ТТК, сократится как минимум на 500—700 тысяч.

Чтобы осуществить эту задумку, придется проложить вдоль Малого кольца третью линию железнодорожного полотна. А на недавнем совещании столичного правительства, Минтранса и представителей московской железной дороги достигнута договоренность о начале строительства первого шестнадцатикилометрового участка. Приблизительная стоимость работ — пять миллиардов рублей.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Валерий ШАНЦЕВ, вице-мэр Москвы:

— Департамент транспорта и связи столицы составил классификацию «пробок» и предлагает установить на дорогах большие экраны, транслирующие транспортную обстановку. Абсурд! Какой прок рядовым автомобилистам от этой классификации? И уж тем более я не понимаю, как помогут телевизионные экраны: автомобилист, попавший в затор, знает без всяких мониторов, что угодил в «пробку».