Всем «буранам» назло

Начало зимнего сезона для торговцев всевозможной снегоходной техникой означает наступление «горячих деньков». В это время обеспеченные и не очень сограждане активно интересуются ассортиментом и приобретают разного рода «снегомобили».

Начало зимнего сезона для торговцев всевозможной снегоходной техникой означает наступление «горячих деньков». В это время обеспеченные и не очень сограждане активно интересуются ассортиментом и приобретают разного рода «снегомобили».

Решившись на покупку снегохода, не стоит сразу бежать в ближайшее специализированное торговое заведение. Сначала определитесь, а что, собственно, вы хотите получить, ведь снегоходы бывают разного назначения.

К утилитарному классу такого рода аппаратов относятся «рабочие лошадки» с широкой и длинной гусеницей и лыжами (для лучшей проходимости), с тяговитым двигателем и трансмиссией, в которой можно включить понижающую передачу для буксировки тяжелого груза или подъема на крутые склоны. Для рабочего снегохода на первом месте стоит надежность, а не скорость и управляемость. Это, как правило, двухместные машины с внушительными багажниками и прицепным устройством для саней. Хороший уровень комфорта обеспечивается наличием электростартера и заднего хода. Корпус и подвески изготавливаются из высокопрочных материалов. Задняя подвеска этих машин рассчитывается так, чтобы при большой загрузке сохранялись все динамические характеристики и лыжи четко удерживались на поверхности трассы или, напротив, бездорожья.

Спортсмен? Физкультурник!

Снегоходы туристического класса предназначены для отдыха. Для любителей активной езды существуют машины со спортивными подвесками и очень мощными двигателями, обеспечивающими высокие скорости. Для более спокойной езды предусмотрены менее мощные и не столь дорогие туристические снегоходы. Все машины этого класса объединяют достаточно хорошая проходимость и высокий уровень комфорта, столь необходимого для дальних поездок с друзьями и семейного отдыха.

Спортивные снегоходы обычно не имеют привычных для рабочих или туристических снегоходов атрибутов типа привода заднего хода, электростартера и тому подобного. Здесь идет борьба за каждый килограмм веса, поскольку основная задача таких машин — скоростная езда по специально подготовленным трассам на соревнованиях либо просто для удовольствия.

Двигатели здесь устанавливаются очень мощные и высокооборотистые. Если на «работягах» и «туристах» встречаются как двух-, так и четырехтактные агрегаты, то большинство чистокровных «спортсменов» оснащены двухтактными. Конструкция максимально облегченной подвески обычно включает спортивные пневмоамортизаторы высокого давления. Проходимость таких снегоходов заметно хуже, чем у туристических и тем более утилитарных. Для езды по глубокому снегу или пересеченной местности они не подходят.

На московском рынке снегоходной техники сейчас, как и все последнее время, доминирует отечественная продукция — как ни крути, а российские аппараты заметно дешевле импортных, в том числе и подержанных. Потребность механизировать свой активный отдых зимой все глубже проникает в не слишком пока широкие массы «среднего класса». Разница цен между отечественной и импортной техникой на рынке снегоходов сопоставима с аналогичным показателем авторынка.

Полеты во сне и по снегу

Стоит сразу оговориться: все снегоходное, что предлагается по цене ниже $500, — практически металлолом. Это касается как отечественных, так и иностранных моделей. Чтобы «привести в чувство» такую технику, придется вкладывать как минимум еще столько же. В сегменте до $2000 за более-менее «живой» аппарат придется выложить не менее $700—800. Тут речь идет в основном о подержанных отечественных снегоходах 4—7 лет от роду. Причем при покупке имеет смысл ориентироваться на «кондовые» модели, выпускавшиеся еще в советские времена, — подержанные «Бураны» и «Икары». Судя по опыту владельцев более современных отечественных моделей — «Рыси» и «Тайги», их надежность и ресурс, мягко говоря, невелики. Покупка подержанного иностранного снегохода еще большая лотерея, чем покупка «пожилого» автомобиля. Кто и, главное, как эксплуатировал «снегомобиль» до вас, не скажет никто. При этом цены на ремонт и обслуживание зарубежной техники не уступают расценкам дорогих автосервисов.

Группа от $2000 до $4000. В этой нише располагаются новые отечественные агрегаты. Гамма российских снегоходов теперь пополняется от сезона к сезону — в ней можно насчитать уже около десяти моделей и модификаций. Но на роль «тачки для оттяга» ни одна из них всерьез претендовать не может. Это «работяги». Базовая модель «Бурана» мощностью 28 л.с. выпускается в трех модификациях — с запуском от ручного стартера, с электростартером и фарой-искателем, с удлиненной гусеницей и форсированным до 35 л.с. двигателем. «Бураны» благодаря неплохим тяговым качествам и несложному обслуживанию будут еще долго пользоваться популярностью у людей, нуждающихся в неприхотливом зимнем транспортном средстве. Цены на новые аппараты этой марки располагаются в «вилке» $2500—3500.

«Тайга» — более мощный агрегат. Ее двигатель выдает до 43 л.с. «Тайга» — обитатель другой рыночной ниши — $4000—5500. Эти модели уже относятся к средствам передвижения для активного отдыха. Машина по дизайну и заявленным заводом характеристикам не уступает зарубежным аналогам. Тем более что дизайн и отчасти конструкция «слизаны» с одной из старых моделей снегоходов фирмы «Bombardier». Правда, исполнение этих «игрушек» за $4200—5100 до боли знакомо обладателям отечественных самобеглых устройств.

Если хочется обзавестись относительно недорогим и современным «снегомобилем» для активного отдыха, можно обратить внимание на уфимские «Рыси». Базовый вариант с двигателем в 38 л.с. можно приобрести уже за $2500, а спортивная модификация с 45-сильным «сердцем» и укороченной гусеницей стоит примерно на тысячу долларов дороже.

Самые дешевые иномарки обосновались в нише $5000—8000. Среди самых доступных из них можно назвать утилитарный Yamaha BR-250 Bravo ($5200). В этом же сегменте располагается туристический Arctic cat Panther 370 R за $7900. Модели марок «Ski-Doo» и «Lynx», спортивный MXZ-380F ($6500) и легкий прогулочный Polaris Skandic LT ($7700) также можно отнести к этому сегменту.

В ценовой нише $8000—12 000 есть предложения на любой вкус. За эти деньги можно подобрать и хорошего «спортсмена», как, например, Arctic cat M6 EFI 153 за $11 700, так и утилитарного «проходимца» — Polaris Widtrak LX ($10 200), и туриста — GTX 550 F от «Bombardier» за $9200.

В сегменте дороже $12 000 располагаются «ультранавороченные» и мощные модели. Среди дорогих можно назвать «туристов» Lynx Touring V-1000 ($14 000) и Yamaha RS Venture TF за $15 000. Подобные снегоходы оснащены, как правило, четырехтактными двигателями мощностью под 100 л.с.

Это, так сказать, представительские модели в мире «снегомобилей». У них комфортабельная подвеска, масса опций, включающих обогрев всего и вся, удобнейшие кресла, вместительные кофры, подчеркнуто богатый дизайн и прочие опции, делающие ваш зимний отдых необычайно комфортным.

КСТАТИ

По мнению бывалых «снегоходчиков», решиться на покупку отечественного аппарата можно, только если катастрофически не хватает денег на «иностранца». Качество нашей техники хотя и улучшается постоянно, но крайне медленно. Для примера, пожалуй, стоит привести пару характерных «биографий» новых отечественных снегоходов. Названия марок и моделей опустим, дабы избежать упрека в антирекламе.

Итак, на первом аппарате уже на 98-м км пробега заклинил коленвал. Это вылилось в 2,5 месяца ожидания, пока сервис заменит его по гарантии. На третьей сотне километров сломалась ось ручного стартера. Перетерлась и заклинила ось масляного насоса, а сразу вслед за этим разлетелся вдребезги корпус вентилятора охлаждения. Помимо этого из-за крайне неудачной конструкции заводских клемм постоянно барахлил электрический стартер. Промучившись в течение четырехмесячного сезона, хозяин продал аппарат, когда его пробег составил всего 400 километров.

Подвеска второго снегохода с самого момента покупки отказывалась как следует выполнять свои функции. Не помогли никакие регулировки, проводимые в авторизованном сервисе. В двадцатипятиградусный мороз пластмассовый корпус сиденья «сложился» внутрь. На девятой сотне пробега вышли из строя подшипники КП, и коробка «дала клина». В общем, «регулярно делайте капремонт, и снегоход будет служить вам верой и правдой».