Повышение «надоев»

Весь год ГАИ из кожи вон лезла, чтобы приструнить нарушителей и поднять престиж своей службы. Но увы — ни аварий, ни нарушений меньше не стало, а что касается имиджа, то про это скромно умолчим. Методы, которыми действовали придорожные милиционеры, должного эффекта не произвели, а вот проблем моторизованным гражданам доставили немало...

Весь год ГАИ из кожи вон лезла, чтобы приструнить нарушителей и поднять престиж своей службы. Но увы — ни аварий, ни нарушений меньше не стало, а что касается имиджа, то про это скромно умолчим. Методы, которыми действовали придорожные милиционеры, должного эффекта не произвели, а вот проблем моторизованным гражданам доставили немало...


Самое начало уходящего 2004 года «обрадовало» автомобильный люд необходимостью покупки полиса ОСАГО и воскрешением эвакуаторов. Если со страховкой большинство просто смирилось, то вот исчезающие неверно припаркованные автомобили многих доводили до сердечного приступа. Власть предержащие утверждали, что эта мера — жизненная необходимость в переполненном мегаполисе и любой «пострадавший» от эвакуатора водитель чуть ли не в течение пяти минут может узнать о судьбе своего «железного коня».

На деле вышло совершенно иначе. Телефон единой справочной по спецстоянкам либо все время занят, либо там понятия не имеют, где находится эвакуированное авто. Получить от гаишников нужные для вызволения бумажки нереально — даже за сутки можно не уложиться. Но и это полбеды: эвакуация из средства контроля за правилами парковки превратилась в средство набивания карманов гаишников и коммерсантов. В декабре столичный мэр объявил «подъемный бизнес» вне закона — правда, поблажка действует лишь до «особого распоряжения» градоначальника. Порядок принудительного перемещения собираются чуть-чуть изменить, а перемены в нашей стране, как известно, не всегда к лучшему.

Очередным «подарочком» гаишники порадовали автовладельцев уже в конце весны — за отсутствие талона ГТО стали скручивать номера. В столице и области примерно каждая третья машина не является на обязательный контроль, и до вступления этого нововведения в силу их владельцы отделывались лишь штрафом. Благое начинание позволило загнать отдельных водителей на диагностические линии, и вместе с этим в разы увеличилась стоимость «лобовичка», получаемого нечестным путем. Поскольку без блата пройти ТО весьма проблематично, количество желающих приобрести талон заметно выросло, а следовательно, увеличилась и прибыль иных нечистых на руку гаишников.

Далее по графику — ужесточение наказания за езду подшофе. Парламентарии наконец-то приняли давно выдвинутые поправки в административный Кодекс, и с сентября каждый севший за руль нетрезвым уже не отделается штрафом, а лишится «прав» на срок до двух лет. Как ни странно, но такая строгость не остановила любителей крепких напитков — количество задержанных пьяных водителей сократилось лишь на 5%. Дело здесь даже не в бесшабашности автовладельцев, а в непродуманности самих поправок. Ужесточив наказание за езду в подпитии, парламентарии забыли об отказе от медосвидетельствования (без которого нетрезвым вас не признает ни один суд). А следовательно, водительская братия нашла выход из положения — количество отказников выросло по сравнению с прошлым годом вдвое, и такой немудреный способ помог большинству уйти от наказания. Кроме того, возросшее количество «лишенцев» толкнуло автомобильный люд на новые нарушения Правил. Оставшись без «прав», многие все равно садились за руль, наплевав на возможную эвакуацию и солидный штраф. Количество водителей-«лишенцев», отважившихся порулить, выросло на 70% по сравнению с прошлым годом, причем эта цифра начала расти лишь с вступлением в силу поправок в Кодекс.

Кстати, в этом же году гаишники весьма часто общались со служителями Фемиды, агитируя их применять более жесткие санкции к нарушителям ПДД — то есть поголовно лишать «прав». «Профилактические» беседы имели успех — процент «лишенцев» возрос на порядок. Впрочем, нарушать от этого меньше не стали. Только за 11 месяцев московские инспектора оформили более одиннадцати тысяч протоколов за превышение скорости на 60 км/ч. Для сравнения: в прошлом году за это противоправное деяние были сцапаны пять тысяч водителей. А вы говорите — «пробки»!

Понятно, что денежный поток, неофициальным путем перекочевывающий в карманы нашей доблестной придорожной службы, растет день ото дня. Скручивания номеров, по рассказам автовладельцев, можно избежать рублей за пятьсот, попавшись пьяным, придется расстаться с более весомой суммой — «баксов» этак в 300. Да и другие нарушения позволяют «оборотням в погонах» наживаться на моторизованных гражданах. Несмотря на уверения инспекторов, статистика показывает, что за нарушителей взялись всерьез, — показатели по отлову «преступников» выросли практически по всем пунктам. Причем цифры весьма пугающие — мы стали чаще выскакивать на «встречку», превышать скорость, наплевательски относиться к дорожным знакам и разметке. Что стоит за этим ростом показателей — улучшение работы инспекторов или отказ все большего числа водителей давать взятки, — неизвестно. Вполне возможно, что некоторые просто испугались предлагать деньги после нашумевшего показательного процесса над предложившим инспектору мзду водителем. Странно, правда, что еще не было ни одного (по крайней мере публичного) суда над заурядным мздоимцем от ГАИ. Видимо, в отношении служивых законы действуют несколько иначе. Единственное положительное изменение в отношениях между ГАИ и автовладельцами — это отмена обязательной регистрации внедорожников в военкоматах. Эта повинность доставляла немало хлопот новоиспеченным владельцам «Нив» и УАЗиков, поскольку кроме очередей в МРЭО им приходилось получать еще тридцать три удовольствия, обивая пороги военных. Теперь же придорожные инспектора самостоятельно предоставляют в военкоматы необходимые сведения, что, правда, не избавляет автомобилистов от ночевки под окнами гаишных отделов регистрации.