Операция «С Новым годом!»

Под занавес уходящего года миллионы автомобилистов начинают перезаключать договоры по обязательному автострахованию. Как известно, большинство собственников авто выжидали до последнего, надеясь, что депутаты в конце 2003 года внесут в закон об ОСАГО дополнительные поправки, облегчающие бремя страховых тарифов. Однако чуда не случилось.

Под занавес уходящего года миллионы автомобилистов начинают перезаключать договоры по обязательному автострахованию. Как известно, большинство собственников авто выжидали до последнего, надеясь, что депутаты в конце 2003 года внесут в закон об ОСАГО дополнительные поправки, облегчающие бремя страховых тарифов. Однако чуда не случилось.


В итоге «девятый вал» пришлось пережить страховщикам в конце прошлого и начале нынешнего года: от желающих прикупить автогражданской ответственности отбоя не было. Понятно, компании застраховать всех сразу не смогли — слишком велики оказались очереди автомобилистов. Тогда же пошло навстречу автовладельцам и ГИБДД, ограничившись в первые две недели 2004 года наказанием за отсутствие полиса «обязаловки» только устным предупреждением. Штрафовать по-настоящему стали несколько позже.

Сегодня, по мнению страховщиков, закон «заработал» (еще бы — на нас с вами они зарабатывают). Поэтому за отсутствие полиса ОСАГО (даже если вы его забыли дома) гаишники накажут водителя, в зависимости от своей злобности, штрафом от 500 до 800 руб. (Хотя по КоАПу, если полис у водителя есть, но он его случайно не взял в дорогу, штраф — 1/2 МРОТ.) Кстати, в Госдуме уже давно поговаривают, что МРОТ для штрафов надо увеличить.

Но пока у депутатов суд да дело, мы платим его по старым расценкам. Не скрою, есть и такие счастливчики, которые так и не удосужились приобрести полис «автогражданки», причем не где-нибудь в глухой провинции, а в городе-герое Москве. Конечно, и они попадаются на крючок милиционерам, но всякий раз благополучно отмазываются благодаря выдающейся гибкости своего языка. Но таких «златоустов» в столице немного, ездить им тоже недолго: сколько веревочке ни виться, а конец-то все равно виден...

Так какие же нюансы при продлении полиса «обязаловки» на новый автосезон следует учесть автомобилистам? При страховании ОСАГО собственнику машины выдаются следующие документы: полис, стикер на лобовое стекло с отметкой месяца окончания страховки, а также список представительств страховой компании во всех субъектах федерации, форма извещения о ДТП (в двух экземплярах) и квитанция об оплате. По закону водитель обязан предъявить сотруднику ГИБДД оригинал полиса ОСАГО. Остальные документы можно с собой не брать. Причем автомобилисты часто спрашивают: обязательно ли наклеивать стикер на лобовое стекло? В законе указаний на этот счет нет. Поэтому подавляющее большинство собственников авто этот момент игнорируют, а сам стикер на всякий случай кладут в портмоне вместе с остальными документами.

С этого года в обязательном автостраховании вступает в силу так называемая система бонус-малус. Попросту говоря, система скидок за безаварийную езду. Или наоборот, повышение тарифа страхования, если авария все-таки произошла. По закону такая скидка сегодня составляет всего 5% от цены полиса. И если средняя цена полиса в Москве сегодня — в среднем 4000 рублей, то в стоимостном выражении эта скидка составит около 200 рублей за год безаварийной езды. Понятно, дожидаться 50%-ной скидки водителю придется лет десять. Если он не станет виновником ДТП.

А вот коли собственник авто инициировал аварию, то за полис «обязаловки» ему придется отдать на следующий год в полтора раза больше обычного. И снова ездить десять лет безаварийно, чтобы покупать полис по старой цене. Кстати, именно этот момент критиковали специалисты из Научно-финансового института Минфина на последних парламентских слушаниях в Госдуме по проблемам ОСАГО. По мнению экспертов, скидка за «честную» езду должна составлять не менее 10%, иначе у водителя не будет хорошего стимула ездить без аварий.

Страховщики утверждают — полис покупается к транспортному средству. Следовательно, при покупке нового автомобиля «счетчик обнуляется», владелец снова платит по-новому. Все прежние скидки «сгорают». К чему это может привести? Если водитель на одной машине собрал в кучу несколько автомобилей, затем с ней расстался и приобрел новую, то и страховая история у него начинается, как говорится, с чистого листа. Формально перед страховщиками он чист.

Многие автомобилисты спрашивают, возможно ли расторгнуть договор со страховщиком, если, к примеру, решили продать свой автомобиль до завершения срока страхования. Договор по ОСАГО можно расторгнуть, если собственник снимает машину с учета. При этом страховая компания удержит в свою пользу до 23% от страховой премии. Эти проценты страховщик забирает на «ведение дела». Кроме того, компания также удержит часть денег пропорционально использованному страховому сроку. Кстати, при покупке полиса вполне возможно увеличить свою ответственность, например, до $10 000—20 000. Cколько это будет стоить? Дополнительно от 600 до 1500 рублей к стоимости полиса «обязаловки». Например, в прошлом году одна известная страховая компания предложила автовладельцам лимит ответственности в 1 млн. руб. всего за дополнительные $30. Конечно, на этом можно сэкономить, однако специалисты советуют не жадничать. Дело в том, что в Москве и ее окрестностях полно дорогущих иномарок. На дороге, сами знаете, всякое может случиться...

НАША СПРАВКА

Статья 12.3 часть 1 КоАПа РФ

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.


Статья 12.37 КоАПа РФ

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренное страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда.